Monthly Archives: ноября 2023

УДК 323.25

 

Антоненко Светлана Дмитриевна – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Высшая школа лингводидактики и перевода, студент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: antonenko.sd@edu.spbstu.ru

Блохин Николай Юрьевич – Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого, Высшая школа физики и технологии материалов, студент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: kotambic.2004@gmail.com

Зернов Кирилл Владимирович – Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого, Высшая школа механики и процессов управления, студент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: zernov.kv@edu.spbstu.ru

Кондурова Мария Тимофеевна – Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого, Высшая школа лингводидактики и перевода, студент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: kondurova.mt@edu.spbstu.ru

Авторское резюме

Состояние вопроса: После введения требования о необходимости получения Fan ID для посещения футбольных матчей на стадионе развернулось активное обсуждение необходимости и целесообразности данной меры. Многие футбольные болельщики и фанаты, представители органов власти, спортивные ведущие и журналисты активно высказывают своё мнение в следующих источниках: средства массовой информации, блоги и социальные сети. Благодаря упрощению условий получения паспорта болельщика для инвалидов, пенсионеров и детей напряжённость в этом вопросе немного снижается. Зачастую стадионы пустуют, поэтому билеты на посещение футбольных матчей часто раздают бесплатно или придумывают акции, чтобы поднять посещаемость.

Методы исследования: В работе нашли применение общенаучные методы, такие как наблюдение и количественно-статистический эмпирический анализ, позволяющие выявить состояние общественного мнения по данному вопросу.

Результаты: Цифровизация влияет на жизнь граждан, расширяя как их возможности, так и влияние государства. Граждане обеспокоены тем, что реформы, направленные на предотвращение правонарушений и обеспечение безопасности на матчах, могут повлечь за собой усиление контроля над личной жизнью и потерю конфиденциальности. Из-за этого диссонанса пользователи Интернета высказываются на тему введения обязательного оформления Fan ID в социальных сетях. Проведенный анализ постов позволил сформировать картину восприятия темы Fan ID в футбольном сообществе: все истории и новости в постах отражают реальные события, происходящие в футбольном мире. Большинство аккаунтов личные или новостные. Пользователи выражают своё мнение с помощью шуток на тему отсутствия болельщиков на стадионе из-за Fan ID, создают мемы. Участники объединений «Ландскрона» и «Вираж» активно протестуют против Fan ID. Некоторые авторы утверждают, что Fan ID – полезная и удобная система, вполне успешно выполняющая задачу, ради которой его ввели – обеспечение безопасности на матчах. Помимо предложений, касающихся непосредственно самой системы паспорта болельщика, авторы постов также предлагают альтернативные способы привлечения зрителей на матчи. Таким образом они хотят показать, «каким прекрасным был футбол до Fan ID»‎. Авторы отмечают не только то, что стадион заполнен, но и то, что на стадионе присутствуют клубы поддержки, которые создают привычную болельщикам атмосферу спортивных мероприятий.

Область применения результатов: С помощью анализа результатов можно определить, какие изменения в системе Fan ID будут наиболее важными и актуальными для разных категорий пользователей. Анализ результатов может помочь тестированию и разработке новых функций и сервисов для системы Fan ID. Понимание того, что пользователи ожидают от системы и какие функции наиболее важны может помочь разработчикам создать более удобный и уникальный продукт, который будет удовлетворять потребности пользователей.

Выводы: Большая часть авторов постов негативно относятся к введению Fan ID, причем недоверие вызывает как контроль государства, так и сама цифровая система. В то же время существуют граждане, спокойно относящиеся к мерам усиления контроля. Для подтверждения мнения авторы используют иллюстрации для постов.

 

Ключевые слова: Fan ID; паспорт болельщика; футбол; болельщики; протест болельщиков; безопасность спортивных мероприятий; идентификация; цифровизация.

 

The Attitude of Users of the VKontakte Social Network Towards the Introduction of Mandatory Fan ID Registration for Attending Matches

 

Antonenko Svetlana Dmitrievna – Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Graduate School of Applied Linguistics, Translation and Interpreting, bachelor student, Saint Petersburg, Russia.

Email: antonenko.sd@edu.spbstu.ru

Blokhin Nikolay Yurievich – Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Graduate School of Physics and Technology of Materials, bachelor student, Saint Petersburg, Russia.

Email: kotambic.2004@gmail.com

Zernov Kirill Vladimirovich – Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Graduate School of Mechanics and Control Processes, bachelor student, Saint Petersburg, Russia.

Email: zernov.kv@edu.spbstu.ru

Kondurova Maria Timofeevna – Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Graduate School of Applied Linguistics, Translation and Interpreting, bachelor student, Saint Petersburg, Russia.

Email: kondurova.mt@edu.spbstu.ru

Abstract

Background: After the introduction of the requirement to obtain a Fan ID to attend football matches at the stadium, there has been an active discussion of the necessity and feasibility of this measure. Many football fans, government officials, sports presenters and journalists actively express their opinions in the following sources: mass media, blogs and social networks. The tension in the issue is slightly reduced due to the simplification of the conditions for obtaining a fan passport for people with disabilities, pensioners and children. Stadiums are often empty, so tickets to attend football matches are often given away for free or come up with different promotions to raise attendance.

Research methods: General scientific methods, such as observation and quantitative-statistical empirical analysis, were used in the work to identify the general state of public opinion on this topic.

Results: Digitalization affects the lives of citizens, expanding both their opportunities and the influence of the state. Citizens are concerned that reforms aimed at preventing crime and ensuring security at matches may entail increased control over personal lives and a loss of confidentiality. Internet users speak out in favor of mandatory Fan ID registration on social networks, because of this dissonance. The analysis of the posts made it possible to form a picture of the perception of the topic Fan ID in the football community: all the stories and news in the posts reflect real events taking place in the football world. Most accounts are personal or news ones. Users express their opinion about the absence of fans at the stadium due to Fan ID, making jokes and creating memes. Members of the Landskrona and Virage associations actively protest against Fan ID. Some authors claim that Fan ID is a useful and convenient system that performs the task for which it was introduced – ensuring security at matches. In addition to proposals directly related to the fan passport system itself, the authors of the posts also offer alternative ways to attract spectators to matches. In this way they want to show “how wonderful football was before Fan ID”. The authors note that not only the stadium is full, but also that there are support clubs at the stadium, which create the atmosphere of sports events familiar to fans.

Research implications: By analyzing the results, it can be determined which changes in the Fan ID system will be the most important and relevant for different categories of users. Analysis of the results can help test and develop new functions and services for the Fan ID system. Understanding what users expect from a system and what functions are most important can help developers create a more user-friendly and unique product that meets user needs.

Conclusion: Most of the authors of the posts have a negative attitude towards the introduction of Fan ID. Moreover, distrust is caused by both state control and the digital system itself. At the same time, there are citizens who are calm about measures to strengthen control. To confirm the opinion, the authors use illustrations for posts.

 

Keywords: Fan ID; fan passport; football; soccer; fan protest; football fans; security of sports events; identification; digitalization.

 

Fan ID (паспорт болельщика) – идентификационный документ, который выдается зрителям на больших спортивных мероприятиях, таких как Чемпионат мира по футболу. Fan ID необходим для получения доступа на стадион и проживания в стране, где проходит турнир. Он содержит информацию о зрителе, включая его имя, фотографию и данные паспорта. Fan ID был введен в России в 2017 году во время Кубка конфедераций FIFA и был использован на Чемпионате мира по футболу в 2018 году. Он был разработан для обеспечения безопасности зрителей и упрощения процесса получения визы для иностранных граждан. 1 июля 2022-го вступил в силу закон об обязательном оформлении Fan ID для посещения матчей Российской премьер-лиги и матчей Кубка России. Для того, чтобы оформить Fan ID, нужно оформить заявку на его получение онлайн или в пункте МФЦ, а затем очно подтвердить личность в том же МФЦ. Паспорт болельщика задумывался как средство противодействия противозаконным действиям футбольных болельщиков во время матчей и идентификации нарушителей порядка на матчах, а также для профилактики нарушений [см.: 1, с. 289–290]. Некоторые люди выражают протест против обязательного оформления Fan ID, считая это нарушением прав человека, однако организаторы турниров утверждают, что Fan ID необходим для обеспечения безопасности всех участников мероприятия и соблюдения законов страны-хозяина.

 

Иностранным гражданам, имеющим Fan ID на Чемпионат мира по футболу 2018, не нужно было оформлять визу для поездки в Россию – Fan ID являлся заменой визы для периода с 4 июня по 15 июля 2018 года и давал право на многократный въезд и выезд из России. Это было сделано для того, чтобы иностранным болельщикам было легче получить разрешение на въезд в страну, а также для облегчения организации турнира [см.: 2, с. 105]. Чемпионат привлек огромное количество туристов, и Fan ID, введенный для обеспечения безопасности, исправно выполнял задачу профилактики и пресечения беспорядков на матчах и вне их. Впрочем, именно этими послаблениями смогли воспользоваться преступники, обеспечив путь сбыта наркотиков в Россию [см.: 3].

 

Ещё один повод для волнения – конфиденциальность данных людей, оформивших паспорт болельщика. Для оформления Fan ID используются личные паспортные данные, что на фоне недавних масштабных утечек данных крупных компаний [см.: 4] вызывает беспокойство граждан. Согласно опросу, приводимому Рувинским Р., Рувинской Е. и Комаровой Т. в статье «Общественное восприятие практик цифрового профилирования и социального рейтингования: ситуация в России и Китае» [см.: 5, с. 65], 59 % россиян не доверяет государству и частным компаниям в хранении данных, и причиной может быть то, что, согласно тому же исследованию, ⅔ утечек происходят не из-за внешних угроз, а из-за действий сотрудников компаний, занимающихся сбором данных.

 

Недоверие болельщиков к ограничительным мерам безопасности, требующим идентификации, напоминает протесты против обязательного оформления QR-кодов в период пандемии COVID-19. Сомнение в мерах по противодействию инфекции привело к тому, что все больше россиян стали недоверчиво относиться к ограничительным мерам от властей. Аналогично ситуации с протестами против Fan ID, некоторые граждане избегали вакцинации и получения QR-кода (покупка чужого кода, увольнение, самоизоляция и посещение лишь тех мест, где код не нужен, и т. д. [см.: 6]), потому что считали, что ограничительные меры, накладываемые государством, – нарушение их личных свобод и конфиденциальности их данных [см.: 7].

 

Цифровизация сегодня все в большей степени влияет на жизнь граждан, расширяя как их возможности, так и влияние государства [см.: 8; 9]. Вопрос о соотношении соображений безопасности и личных свобод очень сложный. Масштаб использования цифровых технологий определяется как существующими проблемами и возможными способами их решения, так и спецификой мировоззрения в разных странах [см.: 10]. Сегодня наиболее ярко особенности цифрового контроля можно наблюдать на примере социального рейтинга в Китае. Эта система была частично запущена в 2014 году и предполагает сбор и анализ данных о поведении граждан, включая информацию о покупках, местонахождении, социальных связях, их социальную ответственность, уважение к закону, личную репутацию граждан, их финансовое положение, социальный статус и т. д. На основе этих данных каждому гражданину присваивается рейтинг, который может быть использован для получения различных привилегий или наказаний. Например, высокий рейтинг может помочь получить кредит или более высокий статус в обществе, а низкий рейтинг приводит к ограничениям в путешествиях, работе и т. д. [см.: 11, с. 252–256] С одной стороны, такой государственный контроль может помочь предотвратить террористические акты и другие угрозы безопасности, с другой – может привести к нарушению прав граждан на конфиденциальность и неприкосновенность личной жизни, а постоянный тотальный контроль влечет напряжение, параноидальные и суицидальные настроения у граждан [см.: 12, с. 884].

 

Другим примером подобной устоявшейся системы, которая в зависимости от социального статуса и других параметров ограничивает или, наоборот, поощряет, является система кредитного рейтинга. Кредитный рейтинг составляется на основе анализа истории кредитной активности заемщика. Если кредитный рейтинг низкий – заемщик может попасть в «черный список», и кредит ему не оформят [см.: 13].

 

По аналогии с этими системами за оформление Fan ID и «хорошее поведение» болельщик получает скидки на билеты и товары брендов-партнеров, сувенирную продукцию, денежные средства для реализации на сайте клуба, фанатскую атрибутику и билеты на места повышенной комфортности [см.: 14], а за «плохое» – заносится в черный список и матчи посещать уже не сможет. Болельщику могут отказать в оформлении Fan ID без объяснения причин, из-за «намерения совершить противоправные деяния», даже если он ранее не был замечен в нарушении правил посещения спортивных мероприятий. Кроме того, вероятность не получить Fan ID выше, если подающий заявку совершал действия, которые в какой-то мере относятся к текущей политической ситуации, причем к футболу совершенно не относящиеся [см.: 15].

 

После вступления в силу закона от 1 июня 2022 года об обязательном оформлении Fan ID для посещения ряда матчей футбольные фанаты стали массово бойкотировать соревнования. Количество зрителей на матчах стремительно уменьшалось, клубы терпели убытки. Отдельным поводом для возмущения стали инициативы государства по привлечению зрителей на матчи и популяризации футбола среди молодежи: клубы стали бесплатно раздавать билеты оформившим Fan ID. Сообщения о бесплатных билетах стали появляться в чатах различных организаций и учебных заведений: университетов, колледжей, школ и детских садов [см.: 16]. Посетителям матчей стали выдавать бесплатную атрибутику спортивных клубов и обеды, и даже разыгрывали среди зрителей матча автомобиль [см.: 17]. Ещё одна мера привлечения посетителей – соединять матчи с концертами популярных музыкальных исполнителей, такие как группа T.a.T.u, Люся Чеботина, GAYAZOV$ BROTHER$, Slava Marlow, Валерий Сюткин, Ёлка, МакSим, Григорий Лепс, группа Би-2, Александр Розенбаум, Егор Крид, группа Little Big, группа Дискотека Авария, Zivert и другие [см.: 18]. Важно отметить, что введение системы Fan ID не нарушает законов: ещё в 2020 году были подготовлены соответствующие документы и поправки в федеральный закон №329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а санкции для нарушителей (штрафы, временное ограничение свободы, полный запрет появляться на таких мероприятиях) существовали и до введения паспорта болельщика: такие меры в отношение нарушителей принимались через суд [см.: 1, с. 295; 19, с. 193–195]. В 2013 ввели федеральный закон №152 «О персональных данных» который тоже, аналогично ситуации с Fan ID, вызвал мощный протест [см.: 20], и который лёг в основу федеральных законов, которые позволили этой реформе осуществиться.

 

Для того чтобы узнать, почему протесты продолжаются и против каких аспектов выступают пользователи, мы провели исследование. Всего было рассмотрено 100 постов из социальной сети ВКонтакте, каждый из которых был проанализирован по 7 критериям.

1) Принадлежность аккаунта.

2) Характер поста.

3) Сторонником какого клуба является автор поста?

4) Отношение к введению обязательного оформления Fan ID и аргументация мнения.

5) Предложения по урегулированию ситуации.

6) Чем проиллюстрирован пост?

7) Временной промежуток, в который был опубликован пост.

 

1 Принадлежность аккаунта

Больше всего говорят про Fan ID с личных аккаунтов (35 %) и новостных порталов (31 %). Дальше идут клубы фанатов (14 %). Примерно одинаковое количество аккаунтов спортивного клуба (7 %), блогов о футболе (5 %) и личных блогов (5 %). Развлекательные сообщества занимают 2 % от общего количества постов, портал госорганизации 1 %. Все истории и новости в постах отражают реальные события, происходящие в футбольном мире. Принадлежность аккаунта на это не влияет. Большинство аккаунтов личные или новостные. Пост на портале госорганизации призывает к оформлению Fan ID. Данный призыв отражает политику государства в этой сфере.

 

2 Характер поста

Большая часть постов являются личным мнением авторов (52 %). Данный факт свидетельствует о желании высказать свою точку зрения, указать на недостатки, негативные последствия или позитивное влияние введения Fan ID. Следующий по частотности характер поста: новости и их обзор (22 %). Новостные порталы и спортивные клубы публикуют анонсы событий, разбирают прошедшие события. В большинстве случаев это происходит без оценки событий. Однако описываемые события выражают протест против Fan ID. Следующими идут интервью с футболистами (6 %) и рассуждения на отвлечённую тему с упоминанием Fan ID (7 %). Из-за влиятельности футболистов интервью с ними публикуются на многих платформах, обсуждаются и комментируются. Футболисты призывают власти к действию: «нужно решать проблему» – подобные фразы используются в каждом интервью. Остальные виды постов имеют схожую весовую значимость: шутка на тему (3 %), опыт получения (2 %), опыт посещения матча (2 %), призыв к действию (2 %), процитированное мнение (2 %), реклама протестных стикеров (1 %), репортаж (1 %). Пользователи выражают своё мнение с помощью шуток на тему отсутствия болельщиков на стадионе из-за Fan ID, создают мемы.

 

3 Сторонником какого клуба является автор поста?

В большинстве случаев не было указано, сторонником какого клуба является автор поста (47 %). Далее значимое первое место среди клубов занимает ФК «Зенит» (19 %). После него распространённость имеет ФК «Спартак Москва» (11 %). Третье место было определено ФК «Локомотив Москва» (8 %). Четвёртое и пятое места отданы клубам с примерно одинаковым количеством процентов: ФК «ЦСКА» (4 %) и ФК «Амкар Пермь» (2 %). В остальных случаях мы наблюдаем минимальный процент (1 %). Эти показатели не случайны. По результатам некоторых исследований и социологических опросов, «Зенит» называют самым популярным футбольным клубом России. «Армия» болельщиков «Зенита» по разным оценкам насчитывает 13–14 млн. человек. «Сине-бело-голубым» симпатизируют 11 % россиян, интересующихся футболом, московскому «Спартаку» – 8 %, «Динамо» и ЦСКА – по 7 %, другим командам отдают свои предпочтения по 2 % опрошенных [см.: 21]. Ещё одной причиной высокого процента фанатов «Зенита» среди авторов постов могут быть «Ландскрона» и «Вираж» – одни из самых крупных фанатских объединений, которые посещают каждый матч Зенита в качестве полуофициальной группы поддержки. Участники именно этих объединений активно протестуют против Fan ID.

 

4 Отношение к введению обязательного оформления Fan ID и аргументация мнения

Среди мнений, почему авторы негативно относятся к Fan ID, лидирует мнение: «Из-за Fan ID снижается посещаемость матчей» (22 %). Многие фанаты бойкотируют матчи, для посещения которых требуется оформить Fan ID, и, по мнению некоторых авторов, из-за этого футбол теряет популярность. 13,8 % авторов утверждают, что эта инициатива нарушает их права, так как оформление Fan ID подразумевает использование паспортных данных, а также потому что они больше не могут посещать матчи анонимно. С этим мнением связано менее распространенное: 4,1 % авторов считают, что Fan ID – инструмент для государственного контроля над гражданами; согласно автору одного из постов, данные болельщиков, в том числе данные загранпаспорта, собираются для пополнения базы данных граждан, предназначенной для работы системы по распознаванию лиц, которая открыто работает в некоторых городах России: «Внедряется повсюду система распознавания лиц, и по алгоритму действий каждого человека, движений его тела, даже без лица могут понять, что это за человек. Идёт снятие биометрии, цифровизация всего и вся… Давайте мы будем это использовать для блага, экономики, для реальных вещей». Из-за того, что крупные фанатские объединения, в частности объединение «Вираж», которое с громкими «кричалками» и песнями выступало на каждом матче «Зенита», бойкотируют матчи и призывают болельщиков делать то же самое; согласно 11,4 % постов, «атмосфера на матчах уже не такая, как раньше». К примеру, в одном из постов автор иронизирует над рекламными баннерами, не считая, что футбол без привычных для матчей групп болельщиков остается таким же интересным: «Пока городские рекламные баннеры призывают нас оформить Fan ID, чтобы ощутить атмосферу и “мурашки”, мы предпочитаем гонять на выезда, туда, где не нужны паспорта, чтобы поддержать любимый клуб». 6,5 % пользователей считают, что процесс оформления сложный и занимает слишком много времени – «болельщик должен приходить на стадион и получать удовольствие, а не заниматься бюрократией», к тому же для оформления и использования Fan ID нужно установить на смартфон специальное приложение, а у некоторых слоёв населения, особенно у пенсионеров, на его покупку нет денег. Другой слой населения, у которого возникают проблемы с оформлением Fan ID – дети, для посещения матча паспорт болельщика нужен даже младенцам, и как негативный аспект это указали 2,4 % авторов. Ещё одна проблема, по мнению авторов, которая возникает в связи с тем, что для оформления Fan ID нужно очно прийти в МФЦ – невозможность спонтанно прийти на матч. 1,6 % авторов также отмечают, что упрощение действует только для определенных групп граждан, а для остальных послаблений не появилось: «Мы по-прежнему будем бойкотировать матчи РПЛ, потому что упрощение будет применено для детей, инвалидов и пенсионеров. Нас в списке нет. Упрощение процедуры – не значит отмена. А мы разве за упрощение бьемся?». Как упоминалось в статье ранее, для привлечения посетителей клубы и компании использовали различные методы, скидки и подарки, что 5,7 % авторов посчитали «оскорблением болельщиков», которые, если бы не Fan ID, посещали бы соревнования даже без подарков и бесплатных билетов. Возмущает 4,9 % авторов также и то, что посетители матча, которые пришли, воспользовавшись специальными предложениями клубов, не являются «настоящими фанатами», а потому матчи превращаются в «немой театр»: «Александр Соболев похвалил работу Зенита с болельщиками, оценив посещаемость. Видимо Сане хочется видеть льготников с флажками, которые им раздали вместе с методичками “как вести себя, чтобы все думали, что вам интересен футбол” и детьми за барабанами». 4,1 % авторов утверждают, что система, которая по своей задумке должна упростить процесс регистрации на матч и обезопасить болельщиков, «не работает как надо». К примеру, автор одного из постов возмущен тем, что система QR кодов для прохода неудобная и вызывает проблемы на входе: «Не понимаю, почему система остается такой неудобной даже для тех, кто все-таки оформил документ. Зачем нужны новые QR-коды на каждый матч? Почему нельзя сделать код хотя бы на сезон?» Проблемы также возникали ещё на этапе оформления: «…паспорт болельщика должны получать даже футболисты, судьи, тренеры и журналисты… Но проблемы были даже у игроков, например, они 10 раз отправляли фотографию, но ее не принимали». К тому же, в оформлении Fan ID могут отказать без объяснения причин из соображений безопасности, что вызывает негодование у 1,6 % авторов: «Это возможность для правоохранительных органов и представителей власти заблокировать того или иного посетителя без объяснения причин. У нас человек может быть ограничен в посещении спортивных мероприятий только по закону, по суду. Но как мы знаем по Кубку конфедераций и ЧМ, если ты просто чем-то не понравился, были у тебя приводы в полицию на футболе 10 лет назад или что-то ещё – все, ты уже в базе опасных лиц, и тебя блокируют». Исходя из этих соображений 2,4 % авторов считают, что правительство намеренно выступает против «Культуры болельщиков» и столько же (2,4 %) считает, что правительство принимает такие меры безопасности из-за «ложного стереотипного образа болельщика»: «Сегодня же болельщики для власти в массе своей маргиналы, радикалы и хулиганы, с которыми якобы даже не стоит считаться». «Когда слышишь рассказы про хулиганов и драки на стадионах, из-за которых простой человек не может пойти на футбол с девушкой или семьёй, чётко понимаешь, говорящий не имеет ни малейшего представления и не был на матче минимум лет 15». Ещё один аспект, который является следствием падения посещаемости матчей – финансовый. «Клубы и компании-партнеры несут убытки», в качестве недостатка указали 2,4 % авторов, а 1,6 % считают, что «введение системы требует слишком много бюджетных денег, возможная причина – коррупция»: «Более того, для продвижения проекта в футбольном сообществе были привлечены другие уважаемые люди», которые смогли достичь кучу договоренностей со всеми. В общем, идеальный план по освоению бюджетных денег. Никаких иных причин так активно бодаться за Fan ID нет». В качестве аргументов, появившихся среди выборки всего один раз, были такие: «Власти продвигают ложную статистику о посещаемости матчей»; «…но 30 тысяч все не набирается. И это проблема, потому что Смольный отчитывается в Москву аж 200 тыс. участников различных волонтерских организаций, а на стадионе 10–15 тыс. сидит. Где остальные 185 тыс.? Нарисовали?»; «Государство не слушает фанатов»: «Мнение клубов (в большинстве нейтральное), мнение фанатов, которые и ходили на стадионы (резко отрицательное), было не услышано. Да ещё будет Государственная Дума отвлекаться на всякую ерунду! Fan ID ввели»; «Вредит вообще всем»: «Не нужна копам, потому что [...] они не упёрлись начальству на пустых трибунах просиживать матчи, а значит придётся реально работать и ловить настоящих преступников; не нужна, естественно, болельщикам и самим футболистам – никому. Но партия сказала “надо”». Исходя из этих данных мы можем сделать вывод, что большинство претензий (другая атмосфера, без весомой причины запрещают, процесс оформления в некоторых случаях слишком сложный, при этом сама система не всегда работает правильно, а также сбор данных нарушает конфиденциальность граждан) являются результатом личного опыта автора поста, и поэтому важны для анализа.

 

Вторая точка зрения после «Негативной» – «нейтральная» (14 %): авторы отмечают, что Fan ID «никак не повлиял» на них, или авторы рассматривают ситуацию со стороны, не высказывая личное мнение, но обозревая достоинства и недостатки или шутя про Fan ID, не оценивая его. Например, в одном из постов автор рассказывает о том, что несмотря на то, что на входе Fan ID доставил ему некоторые неудобства, «футбол был хороший», а насчет Fan ID «решать каждому по-своему».

 

Наконец, третья точка зрения. Среди тех, кто поддержал обязательное введение Fan ID (10 %), больше половины (56,3 %) считают, что паспорт болельщика – отличная мера безопасности: к примеру, в одном из постов автор рассказывает о случае с матча, на котором фаната, незаконно выбежавшего на поле, сразу вычислили с помощью Fan ID: «Благодаря Fan ID пацану будет запрещено посещать матчи РПЛ в течение, вероятно, 3 лет. А если он прошел по чужому Fan ID, то накажут и того, кто предоставил ему свой код», а в другом автор рассказывает о том, что он «…строго “за”, потому что “прекрасно помнит что из себя представлял стереотипный фанат нулевых”: “…фанатская среда ИМХО все ещё остается одной из самых легковоспламеняемых за счет тех самых “активных болельщиков”, с которыми мы не захотим встретиться ни в темном переулке, ни у себя во дворе». В качестве ещё одного преимущества Fan ID 31,3 % авторов указали простоту оформления: «Все что нужно: подать предварительное заявление на Госуслугах и потом подойти к специалисту МФЦ. Всего за 5 минут!! мы оформили Fan ID! Вообще ничего сложного)», упоминали, что теперь, когда паспорт болельщика выпускается в электронном виде, оформить его стало ещё удобнее: «Тогда она представляла собой ламинированный бейдж. Сейчас карта выпускается в электронном виде: после оформления она будет доступна в личном кабинете Госуслуг». Продолжая тему, 12,5 % отметили то, что для определенных групп населения процедуру оформления упростили: «Правительство упростило получение паспорта болельщика для детей до 14 лет, инвалидов и пенсионеров». Таким образом, авторы утверждают, что Fan ID – полезная и удобная система, которая выполняет задачу, ради которой его ввели – обеспечение безопасности на матчах.

 

5 Предложения по урегулированию ситуации

Помимо высказывания своего мнения, авторы постов также предлагают свои варианты урегулирования ситуации. Большая часть авторов (36,4 %) выступает за полную отмену Fan ID – фанаты считают, что Fan ID – «убийца футбола» и не готовы принимать никакие послабления. 4.1% авторов в дополнение к этому призывают усиленно бойкотировать инициативу, высказывать протест различными способами: например, фанатское сообщество «12 игрок» (номер болельщиков) выпустило ограниченным тиражом наклейки на заднее стекло автомобиля, чтобы протестную позицию владельца смогли увидеть даже те, кто просто наблюдает за проезжающими машинами.

 

Поддерживая протестующих против введения Fan ID, 1,7 % авторов также призывают протестовать против любых подобных попыток контроля граждан государством: «Болельщики вполне наглядно демонстрируют: люди, считающие себя людьми, а не стадом, могут отстоять свои права». 26,4 % авторов не предложили вариантов решения проблемы – они относятся к инициативе нейтрально или полностью поддерживают существующие меры. Среди тех, кто негативно относится к Fan ID также есть те, кто не предлагает никаких конструктивных способов решения – они предлагают лишь смириться и оформить паспорт болельщика, чтобы снова иметь возможность посещать матчи – такого мнения придерживается 4,1 % авторов. Один из них предлагает не отменять Fan ID и следовать примеру аналогичной турецкой системы Passolig, дать людям время, чтобы привыкнуть к реформе, ведь в случае России условия для болельщиков даже лучше, чем для турецких болельщиков: «…Потом вводят PassoLig… трибуны пустеют, бойкоты, митинги, беспорядки… PassoLig остался, спустя несколько сезонов снова люди вернулись на трибуны, да ещё и при условии, что FanID в Турции платный (500–600 руб. за сезон)». Разнообразнее всего авторы предлагают варианты упрощения системы и привлечения болельщиков. Например, 6,6 % настаивают на упрощении процесса оформления, а также на послабления в некоторых областях и для определенных групп граждан: например, 2,5 % авторов выступают за отмену Fan ID для детей и подростков до 16 лет: «Дети до 16 лет-то тут при чем? Они самые злостные нарушители?»; 1,7 % выступают за отмену Fan ID для пенсионеров и инвалидов, отменить Fan ID для персонала и спортсменов (0,8 %), а ещё 0,8 % предлагают упростить систему лицензирования клубов, ведь «…чтобы получить допуск к стыкам, нам надо установить на стадионе систему распознания Fan ID… Во-первых, нет понимания, попадешь ли ты в эти стыки, во-вторых, выиграешь ли их – а оборудование надо закупать, чтобы получить лицензию. Знаете, какая цена этой игрушки? 25–35 миллионов рублей, в зависимости от числа выходов на трибуны». Также 6,6 % выступают за то, чтобы систему наладили, ввели новые функции, такие как «дополнительные механизмы удалённой идентификации личности с использованием электронной цифровой подписи» или «механизмы компенсации денежных средств на приобретение билета в случае приостановления действия карты болельщика». Помимо предложений, касающихся непосредственно самой системы паспорта болельщика, авторы постов также предлагают альтернативные способы привлечения зрителей на матчи, такие как «вернуть в продажу пиво на стадионы» (4, 1 %), в качестве знака уважения «не открывать продажи на [опустевший из-за протестов] фанатский ярус “Виража”» (0,8 %), «бесплатный проезд по карточке болельщика 3 часа до и после матча» (0,8 %), «позволить молодежи покупать билеты на матчи по “Пушкинской карте”» (0,8 %) и «не фальсифицировать статистику»” (0,8 %).

 

6 Чем проиллюстрирован пост?

Наибольшее количество постов имеет такой способ иллюстрации, как фото (69 %). Делились ссылкой 17 %, а вот видеоматериалы решили приложить только 8 %. Оставшиеся 6 % – текстовые посты. Большая часть фотографий (18,8 %), которые пользователи выкладывают вместе со своими постами – фото полных стадионов, сделанные до введения Fan ID. Таким образом они хотят показать, «каким прекрасным был футбол до Fan ID»‎. Авторы отмечают не только то, что стадион заполнен, но и то, что на стадионе присутствуют клубы поддержки, которые создают привычную болельщикам атмосферу спортивных мероприятий. На одной из фотографий, к примеру, болельщики ЦСКА выстроились так, чтобы своей одеждой образовать номер 12 (дополнительного игрока) в цветах клуба, который они пришли поддерживать.

 

В противовес фотографиям о том, как «хорошо» было до Fan ID, 11,3 % прикрепляет фото стадионов и трибун, опустевших из-за бойкота матчей болельщиками. Эти фотографии часто публикуют рядом, чтобы наглядно показать влияние паспорта болельщика на посещаемость матчей. Помимо фотографий, авторы также делают мемы на тему снижения посещаемости матчей (3,8 %) – на фото пустой трибуны накладывается ироничный текст, объявление о матче стилизуется под киноафишу, намекая на то, что болельщики перестанут ходить на матчи и будут смотреть их только по телевизору или в записи.

 

Но не всегда фото стадионов «эпохи Fan ID» представляют собой фото пустых трибун: 6,3 % авторов опубликовали фотографии с матчей, на которых даже с учетом необходимости иметь Fan ID для посещения трибуны заполнены зрителями.

 

Иллюстрируя необходимость Fan ID, авторы также прикладывают фото беспорядков (1,3 %). Например, на одной из фотографий показан план стадиона, на котором видно, как группа болельщиков выкупила билеты на пустую трибуну так, чтобы занятые места образовали нацистский символ, что вызвало сильный резонанс в футбольном сообществе. 18,8 % пользователей для привлечения внимания прикрепили к посту фотографию известного футболиста или другой известной личности, на мнение которой они ссылались в своем посте, например фото депутата Николая Валуева и дизайнера и блогера Алексея Лебедева. С такой же целью авторы прикрепляют к постам логотипы клубов, которые они поддерживают (6,3 %). Для иллюстрации высказываний о Fan ID авторы постов также используют фотографии из МФЦ и мобильных пунктов выдачи паспортов болельщиков (3,8 %), фото самого Fan ID (2,5 %). 11,3 % пользователей для привлечения внимания использовали фотографии, не относящиеся к футболу. Бойкотирующие Fan ID болельщики прикладывают к своим записям фотографии протестов, протестных плакатов и атрибутики, чтобы показать, что они готовы разными способами выражать свою позицию. Например, на одной из фотографий мы можем увидеть, как болельщики завесили весь нижний ярус, ближайший к полю, плакатами и баннерами против Fan ID. На другой фотографии можно увидеть одиночный пикет у Кремля. Таких фотографий 12,5 % среди всех приложенных.

 

Ещё один способ выразить протест против контроля над гражданами (2,5 %) – фотографии трибун, на которых количество полицейских значительно превышает количество зрителей.

 

Среди приложенных видео в равной степени распространены как видеорепортажи о фанатах, видео на отвлеченную тему, так и авторские видео с аргументацией своей позиции насчет Fan ID – 28,6 %. Авторы делятся интервью с известными в футбольном сообществе болельщиками, чтобы показать, как важен для них футбол и что они не одобряют меры государства, направленные на «подавление футбольной культуры». В видео с аргументацией мнения авторы приводят причины, почему «Fan ID – это не о спорте, как и QR-код – это не о медицине».

 

Авторы прилагают видео на отвлеченную тему, иронизируя над ситуациями, о которых рассказывают в самом посте: к примеру, один из пользователей прикрепил к посту отрывок из мультфильма «Чертенок № 13» со словами «Дома должен сидеть старый черт, а не шляться черт знает где», иллюстрируя новость о том, что у пенсионеров возникают трудности при оформлении Fan ID.

 

Ещё 14,4 % пользователей приложили видео о том, что такое система социального рейтинга, проводя параллели с Fan ID, например видео с названием «#соцрейтинг, I стадия #цифроконцлагерь, #киберконцлагерь – что это такое, как будет работать #мишустинн», в котором показывается отрывок из сериала «Черное зеркало», в котором у каждого гражданина есть кнопка, нажатием на которую можно повлиять на его рейтинг, от которого зависит социальное положение этого человека.

 

Большинство ссылок (60 %), приложенных к постам, ведут на новостные порталы, содержащие интервью с известными футболистами, которые авторы цитируют в своих постах. 20 % ссылок – ссылки на личные каналы авторов в Телеграме, в которых можно прочитать больше постов на эту тему. В равной степени (по 10 %) распространены ссылки на новости, касающиеся Fan ID и на новости футбола в общем.

 

7 Временной промежуток, в который был опубликован пост

Проанализировав собранную базу постов, мы получили, что 37 % от общего количества записей были опубликованы в мае 2023 года, 3 % – в январе 2023 года, 3 % – в апреле 2023 года и 6 % – в марте 2023 года. Далее получаем 8 % за январь 2022 года, 6 % за февраль 2022 года, 3 % за июнь 2022 года и за июль 2022 года. Также имеем минимальные 3 % за декабрь 2021 года. Это связано с тем, что закон о введении паспорта болельщика для доступа на спортивные мероприятия был подписан В. В. Путиным в конце декабря 2021 года, а вступил в силу с 1 июня 2022 года.

 

Выводы

На основании анализа постов можно сказать, что, несмотря на продолжающиеся протесты и обоснованную критику, власти пока не проявили готовность к изменению своей политики. Бо́льшая часть постов выражает негативное отношение к Fan ID (76 %), некоторые относятся к этому с юмором, другие открыто выражают своё недовольство. Для аргументации и наглядного представления собственного мнения пользователи выставляют фотографии, видеофрагменты как на тему Fan ID, так и на отвлечённые темы, подчёркивая важность проблемы. Однако есть пользователи, которые поддерживают введение Fan ID. Все доводы болельщики приводят из собственного опыта. Авторы, которые выступают против Fan ID, предлагают множество различных способов упрощения системы. Некоторые из них Правительство осуществило – например, упростило процесс получения Fan ID для детей до 14 лет, инвалидов и пенсионеров. Однако для большинства фанатов Fan ID остаётся проблемой: некоторым отказывают в оформлении, большинство боятся утечки информации, так как существуют недостатки в сфере конфиденциальности. Только открытый диалог и компромисс могут привести к положительному и равноправному результату для всех.

 

Список источников

1. Ситников К. А. Перспективы внедрения системы паспортов болельщиков в Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России. – 2021. – № 1. – С. 289–301.

2. Буянова А. В., Палуб А. Ю. Единый Паспорт болельщика // Проблемы экономики и юридической практики. – 2017. – № 5. – С. 103–106.

3. Наркодилеры из Южной Америки, попавшие в Россию по Fan ID, во время ЧМ-2018 вели переговоры о поставках кокаина в страну // Sports.ru. – URL: https://www.sports.ru/football/1115074460-narkodilery-iz-yuzhnoj-ameriki-vo-vremya-chm-2018-veli-peregovory-o-po.html (дата обращения: 15.05.2023).

4. DLBI представил статистику утечек данных за I квартал 2023 года // Цифровая Россия – всё об ИТ в государстве. – URL: https://d-russia.ru/dlbi-predstavil-statistiku-utechek-dannyh-za-i-kvartal-2023-goda.html (дата обращения: 15.05.2023).

5. Рувинский Р. З., Рувинская Е. А., Комарова Т. Д. Общественное восприятие практик цифрового профилирования и социального рейтингования: ситуация в России и Китае // Социодинамика. – 2021. – № 12. – С. 56–76. DOI: 10.25136/2409-7144.2021.12.36824

6. Русский недобунт: как граждане борются с QR-кодами и чем это кончится // Ясно понятно. – URL: https://dzen.ru/a/YZImSSE3dybTMHgl (дата обращения: 15.05.2023).

7. «Этого не ожидали»: что говорит QR-протест о настроениях россиян // РБК. – URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/29/01/2022/61f3fefe9a79478dbad8a15e (дата обращения: 15.05.2023).

8. Tan A. Consensus without Consent // Technology and Language. – 2022. – № 3(3). – С. 119–130. DOI: 10.48417/technolang.2022.03.09

9. Lombard J. Biotechnological Agencies in our Information Society: The Emergence of Biocitizenship and Genetic Language // Technology and Language. – 2021. – № 2(4). – С. 73–93. DOI: 10.48417/technolang.2021.04.05

10. Быльева Д. С. Технология и философия в период пандемии // Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности. XV Международная научная конференция «Сорокинские чтения-2021». – Москва: МАКС Пресс, 2021. – С. 911–913.

11. Графов Д. Б. Система социального рейтинга в КНР как информационно-коммуникационная технология поощрения и наказания // Власть. – 2020. – № 2. – С. 250–259. DOI: 10.31171/vlast.v28i2.7165

12. Руф Ю. Н., Каримова Д. В. Возможности внедрения системы социального рейтинга в России в условиях цифровизации // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – С. 881–890. DOI: 10.18334/vinec.10.2.100772

13. Кредитный рейтинг: что это такое и как его улучшить // Banki.ru. – URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10964937 (дата обращения: 15.05.2023).

14. Узнайте, как оформить карту болельщика и посетить матчи // Динамо Москва. – URL: https://fcdm.ru/fanid/ (дата обращения: 15.05.2023).

15. «Закон против футбола». Что важно знать о Fan ID // РБК. – URL: https://sportrbc.ru/news/61ea92c49a79478026fc4b38 (дата обращения: 15.05.2023).

16. Бесплатные билеты на «Зенит» теперь предлагают даже в школьных чатах //Фонтанка.ру. – URL: https://www.fontanka.ru/2023/03/25/72164231/ (дата обращения: 15.05.2023).

17. «Играем для болельщиков, а их нет». Что изменилось в российском футболе с появлением Fan ID // Ведомости Спорт. – URL: https://www.vedomosti.ru/sport/football/articles/2023/03/12/966121-fan-id-rpl-bolelschiki-poseschaemost-problemi-otmena (дата обращения: 15.05.2023).

18. Концерты перед матчами – тренд нашего футбола. Уже выступили Крид, Slava Marlow, в этом туре – Елка и Сюткин // Sports.ru. – URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/festival/3071091.html (дата обращения: 15.05.2023).

19. Дымова И. А., Алькина Л. А. СМИ и публицистика о технологии учета и обработки персональных данных в аспекте личной и государственной безопасности // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 21(312). – С. 193–201.

20. Болельщики «Зенита» // Трансферы, новости, слухи ФК «Зенит». – URL: https://zenit-fk.ru/fanaty-zenita/# (дата обращения: 15.05.2023).

21. «Зенит» признан самым популярным клубом России // Официальный сайт футбольного клуба Зенит – Санкт-Петербург. – URL: https://fc-zenit.ru/news/2013-05-31-zenit-priznan-samym-populyarnym-klubom-rossii.htm (дата обращения: 15.05.2023).

 

References

1. Sitnikov K. A. Prospects for the Introduction of the Fan ID in the Russian Federation [Perspektivy vnedreniya sistemy pasportov bolelschikov v Rossiyskoy Federatsii]. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii (The Bulletin of Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2021, no. 1, pp. 289–301.

2. Buyanova A. V., Palub A. J. Unified Fan Passport [Edinyy Pasport bolelschika]. Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki (Economic Problems and Legal Practice), 2017, no. 5, pp. 103–106.

3. Drug Dealers from South America, Who Came to Russia by Fan ID, Negotiated the Supply of Cocaine to the Country During the 2018 World Cup [Narkodilery iz Yuzhnoy Ameriki, popavshie v Rossiyu po Fan ID, vo vremya ChM-2018 veli peregovory o postavkakh kokaina v stranu]. Available at: https://www.sports.ru/football/1115074460-narkodilery-iz-yuzhnoj-ameriki-vo-vremya-chm-2018-veli-peregovory-o-po.html (accessed 15 May 2023).

4. DLBI Presented Statistics of Data Leaks for the First Quarter of 2023 [DLBI predstavil statistiku utechek dannykh za I kvartal 2023 goda]. Available at: https://d-russia.ru/dlbi-predstavil-statistiku-utechek-dannyh-za-i-kvartal-2023-goda.html (accessed 15 May 2023).

5. Ruvinskiy R. Z., Ruvinskaya E. A., Komarova T. D. Public Perception of the Practices of Digital Profiling and Social Score: The Situation in Russia and China [Obschestvennoe vospriyatie praktik tsifrovogo profilirovaniya i sotsialnogo reytingovaniya: situatsiya v Rossii i Kitae]. Sotsiodinamika (Sociodynamics), 2021, no. 12, pp. 56–76. DOI: 10.25136/2409-7144.2021.12.36824

6. Russian Mock Riot: How Citizens Fight with QR Codes and How It Will End [Russkiy nedobunt: kak grazhdane boryutsya s QR-kodami i chem eto konchitsya]. Available at: https://dzen.ru/a/YZImSSE3dybTMHgl (accessed 15 May 2023).

7. “This Was Not Expected”: What Does the QR Protest Say about the Mood of Russians [“Etogo ne ozhidali”: chto govorit QR-protest o nastroeniyakh rossiyan]. Available at: https://www.rbc.ru/spb_sz/29/01/2022/61f3fefe9a79478dbad8a15e (accessed 15 May 2023).

8. Tan A. Consensus without Consent. Technology and Language, 2022, no. 3(3), pp. 119–130. DOI: 10.48417/technolang.2022.03.09

9. Lombard J. Biotechnological Agencies in Our Information Society: The Emergence of Biocitizenship and Genetic Language. Technology and Language, 2021, no. 2(4), pp. 73–93. DOI: 10.48417/technolang.2021.04.05

10. Byleva D. S. Technology and Philosophy During the Pandemic [Tekhnologiya i filosofiya v period pandemii]. Sovremennoe obschestvo v usloviyakh sotsialno-ekonomicheskoy neopredelennosti. XV Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya “Sorokinskie chteniya-2021” (Modern Society in Conditions of Socio-Economic Uncertainty. XV International Scientific Conference “Sorokin Readings-2021”). Moscow: MAKS Press, 2021, pp. 911–913.

11. Grafov D. B. The System of Social Ranking in the PRC as the Information and Communication Technology of Reward and Punishment [Sistema sotsialnogo reytinga v KNR kak informatsionno-kommunikatsionnaya tekhnologiya pooschreniya i nakazaniya]. Vlast (Power), 2020, no. 2, pp. 250–259. DOI: 10.31171/vlast.v28i2.7165

12. Ruf J. N., Karimova D. V. The Implementation of the Social Ranking System in Russia in Terms of Digitalization [Vozmozhnosti vnedreniya sistemy sotsialnogo reytinga v Rossii v usloviyakh tsifrovizatsii]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki (Russian Journal of Innovation Economics), 2020, no. 2, pp. 881–890. DOI: 10.18334/vinec.10.2.100772

13. Credit Rating: What Is It and How to Improve It [Kreditnyy reyting: chto eto takoe i kak ego uluchshit]. Available at: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10964937 (accessed 15 May 2023).

14. Find Out How to Issue a Fan Card and Attend Matches [Uznayte, kak oformit kartu bolelschika i posetit matchi]. Available at: https://fcdm.ru/fanid/ (accessed 15 May 2023).

15. “The Law Is Against Football”. What Is Important to Know about Fan ID [“Zakon protiv futbola”. Chto vazhno znat o Fan ID]. Available at: https://sportrbc.ru/news/61ea92c49a79478026fc4b38 (accessed 15 May 2023).

16. Free Tickets to Zenit Are Now Offered Even in School Chats [Besplatnye bilety na «Zenit» teper predlagayut dazhe v shkolnykh chatakh]. Available at: https://www.fontanka.ru/2023/03/25/72164231/ (accessed 15 May 2023).

17. “We Are Playing for the Fans, but They Are Not There”. What Has Changed in Russian Football with the Advent of Fan ID [“Igraem dlya bolelschikov, a ikh net”. Chto izmenilos v rossiyskom futbole s poyavleniem Fan ID]. Available at: https://www.vedomosti.ru/sport/football/articles/2023/03/12/966121-fan-id-rpl-bolelschiki-poseschaemost-problemi-otmena (accessed 15 May 2023).

18. Concerts Before Matches Are a Trend of Our Football. Creed, Slava Marlow Have Already Performed, and Yelka and Syutkin Are on This Tour [Kontserty pered matchami – trend nashego futbola. Uzhe vystupili Krid, Slava Marlow, v etom ture – Elka i Syutkin]. Available at: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/festival/3071091.html (accessed 15 May 2023).

19. Dymova I. A., Alkina L. A. Media and Publicism within the Personal Data Recording and Processing in the Line of the Individual and the National Security [SMI i publitsistika o tekhnologii ucheta i obrabotki personalnykh dannykh v aspekte lichnoy i gosudarstvennoy bezopasnosti]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of Chelyabinsk State University), 2013, no. 21(312), pp. 193–201.

20. “Zenit” Fans [Bolelschiki “Zenita”]. Available at: https://zenit-fk.ru/fanaty-zenita/# (accessed 15 May 2023).

21. “Zenit” Is Considered to Be the Most Popular Club in Russia [“Zenit” priznan samym populyarnym klubom Rossii]. Available at: https://fc-zenit.ru/news/2013-05-31-zenit-priznan-samym-populyarnym-klubom-rossii.htm (accessed 15 May 2023).

 

Ссылка на статью:

Антоненко С. Д., Блохин Н. Ю., Зернов К. В., Кондурова М. Т. Отношение пользователей социальной сети ВКонтакте к введению обязательного оформления Fan ID для посещения матчей // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2023. – № 2. – С. 49–66. URL: http://fikio.ru/?p=5361.

 

© Антоненко С. Д., Блохин Н. Ю., Зернов К. В., Кондурова М. Т., 2023