Владимир Павлович Бранский (1930–2017)

Abstract

We are deeply grieved to announce that Vladimir Pavlovich Branski, Doctor of Philosophy, Honorary Professor of Saint Petersburg State University, a distinguished scientist and remarkable man died on December 10, 2017. Since 1957 he had been a full-time employee of the Philosophy faculty (now – Institute of Philosophy).

 

The main scientific works of V. P. Branski (more than 200) deal with the philosophy of science (physics), concepts of matter and its attributes, the ontological non-geocentrism and philosophy of art. He was one of the founders of synergetic philosophy of history.

 

bransky

10 декабря 2017 г. скончался Владимир Павлович Бранский, замечательный философ, Почётный профессор Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель и человек.

 

Владимир Павлович родился 14 января 1930 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1953 г. он окончил философский факультет Ленинградского государственного университета, а в 1956 г. – аспирантуру философского факультета. В 1960 г. он окончил физический факультет (экстерном). В период обучения на философском и физическом факультетах его идейными учителями были академик В. А. Фок, чл.-корр. РАН С. П. Курдюмов, проф. В. И. Свидерский и проф. Л. Э. Гуревич. Идеи и личности этих учёных и философов, по его собственному признанию, оказали решающее влияние на формирование научных интересов Владимира Павловича и его стремление к творчеству и разработке новых идей. В 1957 г. Владимир Павлович защитил кандидатскую диссертацию «Философское значение проблемы наглядности в современной физике», а в 1973 г. – докторскую диссертацию «Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов».

 

С самого начала научной деятельности интересы философа концентрируются вокруг проблемы синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания.

 

С 1957 г. Владимир Павлович был штатным сотрудником философского факультета (ныне Института философии), и его непрерывный стаж работы превысил 60 лет. На протяжении этого времени он постоянно читал лекции по философии и методологии как естественных, так и гуманитарных наук на философском и физическом факультетах СПбГУ. Преподавательская работа у него органически, гармонично сочеталась с научными исследованиями. Владимиром Павловичем разработаны оригинальные авторские спецкурсы: «Философские проблемы современной физики», «Методология научного и художественного творчества», «Философские проблемы синергетики», «Философия искусства с точки зрения философии науки». Он подготовил 15 кандидатов и 5 докторов философских наук. В 2003 г. Владимир Павлович получил университетскую премию за педагогическое мастерство, а в 2004 г. ему было присвоено звание почетного профессора СПбГУ.

 

В научной деятельности Владимира Павловича можно, прежде всего, выделить разработку атрибутивного подхода к построению философской теории материи, при котором – в отличие от широко распространённого, субстратного, подхода – обосновывается самосогласованная система атрибутов: пространства, времени, движения, взаимодействия и т. п.

 

В закономерности формирования научной (в частности, физической) теории философом впервые подчёркивается фундаментальное значение синтеза эмпирического и умозрительного (теоретического) знания, тщательно исследуется природа умозрительного знания в его связи с творческим воображением.

 

Заслуживают быть отмеченными оценка Владимиром Павловичем эвристической функции философских принципов в процессе формирования новой фундаментальной теории и доказательство того, что она имеет селективный, а не просто дедуктивный характер. Кроме того, участие философских принципов в формировании новой фундаментальной теории является не только возможным, но и необходимым, так как без помощи философских принципов нельзя разрешить так называемый «селективный парадокс».

 

Владимиром Павловичем разработана концепция онтологического негеоцентризма как обобщение концепции множественности миров (традиционного естественнонаучного негеоцентризма). Он показал, что вследствие взаимосвязи всех атрибутов материи модификация хотя бы одного из них ведет к модификации и остальных. Соответственно, классическая концепция множественности миров, связанная с модификацией только модусов материи, обобщается им до принципиально новой идеи об отказе от геоцентризма при познании не только модусов, но и атрибутов. При этом модификация атрибутов (в отличие от мистического или даже чисто логического негеоцентризма) не выводит нас за пределы объективного характера исследуемых миров, оставляя незыблемыми основы материалистического мировоззрения.

 

Далее, в качестве философа физической науки, Владимир Павлович детально продемонстрировал эвристическую роль онтологического негеоцентризма в исследовании проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов в современной физике. Взаимосвязь пространства, времени и движения показывает, что переход от макроскопического движения (по какой-то возможной траектории) к микроскопическому движению (не имеющему траектории) требует аналогичного перехода от макропространства-времени к микропространству-времени. А это означает квантование пространственно-временного континуума Минковского. Учёт данного обстоятельства показывает «двоякость» смысла проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов: а) синтез принципов специальной теории относительности и нерелятивистской квантовой механики; б) синтез принципов общей теории относительности и квантовой теории поля. Традиционно считается, что первая проблема решена в квантовой теории поля, а вторая – нет. С точки же зрения онтологического негеоцентризма, первая проблема не решена. Её решение требует принципиально нового подхода, а именно – построения квантовой теории относительности вместо квантовой теории поля. В этой теории специальный принцип относительности обобщается до квантового принципа относительности, основанного на использовании принципиально нового понятия «квантовая система отсчёта».

 

Около двадцати последних лет своей творческой деятельности Владимир Павлович посвятил разработке новой, совершенно оригинальной концепции синергетического историзма. Вполне естественным был переход от рассмотрения одной из ключевых областей современной физики – синергетики (ей и в его учебных курсах всегда уделялось значительное внимание) к исследованию проблем социальной синергетики.

 

Как известно, уже основатель неравновесной термодинамики открытых систем, уроженец России, химико-физик, Лауреат Нобелевской премии (1977 г.) Илья Романович Пригожин (1917–2003) выступал с программой обобщения теории самоорганизующихся систем и построения теории социальных самоорганизующихся систем для анализа проблем социальной эволюции и будущего человечества. В 1996 г. Пригожин был избран почётным доктором Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) университета. В университете тогда уже велась работа по такой программе в области культурологии. Этим занимался выдающийся отечественный философ, профессор философского факультета М. С. Каган (1921–2006), к которому присоединился и декан факультета, тоже крупный отечественный философ Ю. Н. Солонин (1941–2014).

 

Усилиями Владимира Павловича вместе с названными и другими коллегами было начато формирование синергетической философии истории (СФИ). Особо следует отметить Международный симпозиум «Синергетика и общество» (г. Пушкин, 22–24 января 1999 г.). Тогда же по инициативе Ю. Н. Солонина был организован семинар «Социальная философия и синергетический подход» (руководитель – проф. В. П. Бранский), который привлёк широкий круг специалистов со всей России. За пять лет его существования было обсуждено 28 докладов, в которых освещались различные вопросы, связанные с СФИ. Была опубликована серия научных трудов под редакцией Владимира Павловича и его ближайших коллег. В результате предмет социальной синергетики был уточнён. Отдельные исследования по проблемам феноменологии, эссенциологии, эсхатологии самоорганизации были сведены в единую логически последовательную систему; прояснены вопросы о том, как происходит социальная самоорганизация, почему она имеет место и куда движется; в целом сформировался научный аппарат социальной синергетики.

 

Концепция синергетической философии истории прошла серьёзную апробацию. Она обсуждалась на многих Российских философских конгрессах: I-ом (Санкт-Петербург, 1997), II-ом (Екатеринбург, 1999), IV-ом (Москва, 2005), VI-ом (Нижний Новгород, 2012) и VII-ом (Уфа, 2015); на международных конференциях, симпозиумах и семинарах.

 

В 2003 г. при Санкт-Петербургском государственном университете был создан специализированный научный и учебный центр по изучению проблем синергетического историзма. У истоков Санкт-Петербургской научной школы социальной синергетики стояли профессора В. П. Бранский, М. С. Каган и Ю. Н. Солонин. С 2005 г. работа семинара «Философские проблемы синергетики» стала составной частью ежегодной конференции «Дни философии в Петербурге».

 

По инициативе директора Института философии СПбГУ (в который был преобразован философский факультет), проф. С. И. Дудника в рамках Международного форума «Дни философии в Санкт-Петербурге – 2015» состоялось заседание Круглого стола, посвящённое 85-летию В. П. Бранского. Тема заседания – «Глобальное будущее человечества, трансгуманизм и синергетическая философия истории». По его материалам была подготовлена публикация, в которой подробно представлено выступление Владимира Павловича.

 

В настоящее время, благодаря Владимиру Павловичу и членам созданной им школы, синергетическая философия истории, возникшая как переброшенный ими естественный «мост» между философией естествознания и философией обществознания, вполне сложилась как особая область современного философского знания. Определены и изучаются важнейшие новые направления синергетической философии истории – синергетическая философия искусства, синергетическая философия религии и синергетическая философия человека (введение в синергетическую философию потребительского общества).

 

Следует отметить эвристическую роль синергетического историзма в построении основ синергетической теории такого важнейшего явления современности, как глобализация. Глобализация является особым типом самоорганизации. В синергетической модели глобального прогресса показана творческая роль социального хаоса в формировании новых форм социального порядка. Исследованы общие закономерности социального отбора как движущей силы социального развития и основные факторы этого отбора (тезаурус, детектор и селектор). Введены понятия суперотбора и суператтрактора, раскрывающие смысл исторического развития в долгосрочной перспективе.

 

Только что опубликована книга «Проблема “смысла жизни”: общефилософское и общенаучное значение», в которой показано, как связана проблема смысла жизни отдельного человека с проблемой «смысла истории».

 

На протяжении всей своей жизни Владимир Павлович проявлял этот самый «синергетический подход», при котором исследования, оформление полученных результатов, их опубликование, включение их в учебные материалы, собственно преподавание соединялись в единое целое. Ему нужно было самому прочувствовать, как добытая им и его коллегами научная истина воспринимается новыми поколениями учащихся – студентов и аспирантов. Пространственные «затруднения» (дорога в Петергофский комплекс) никогда Владимира Павловича не останавливали, даже и в почтенном возрасте. Занятия он вёл и в этом учебном году.

 

И он чутко откликался на даты в истории науки. В 2005 г. – в год столетия специальной теории относительности – он опубликовал книгу «Значение релятивистского метода Эйнштейна в формировании общей теории элементарных частиц». Так что, когда декан философского факультета Ю. Н. Солонин, удовлетворяя просьбу Консульства Израиля и Ассоциации «Мосты культуры», организовал презентацию книги (израильской), коллектив факультета был вполне подготовлен, и всё прошло достойно.

 

А иллюстрации в книге Владимира Павловича «Искусство и философия» (более 270, и все – «к месту») – ещё одно проявление его многосторонней, «синергетической натуры»: он был филокартистом, и в его коллекции было около 15 тысяч открыток с шедеврами живописи. Так что синергетическая философия истории живописи представлена в этой книге весьма наглядно. Можно напомнить, что в 2002 г. за эту книгу В. П. Бранский получил университетскую премию.

 

Многому еще можно научиться у этого незаурядного человека: остались его опубликованные (более 200) и неопубликованные работы, аудиозаписи лекций. В памяти учеников и коллег остался его творческий заряд, обязывающий и помогающий продолжать его дело.

 

Прощайте, наш дорогой друг и коллега, Мастер, Учитель…

 

© С. В. Бусов, М. Р. Зобова, Е. Е. Елькина, Э. Ф. Караваев, И. Г. Микайлова, С. Д. Пожарский, Л. В. Шиповалова, 2017

Яндекс.Метрика