Повышение качества образовательного процесса студентов вуза путем использования гибкой системы обучения средствами LMS Moodle

УДК 004.9

 

Сидоренко Александр Сергеевич – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кафедра физической культуры и спорта, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: thesis@internet.ru

SPIN: 2897-3075

ORCID: 0000-0002-1563-5047

Авторское резюме

Состояние вопроса: Активно внедряемые в вузах информационные технологии и системы дистанционного обучения обладают широким спектром возможностей для проведения полноценного образовательного процесса. Однако, по нашим наблюдениям, многие преподаватели скептически относятся к их использованию, а подавляющее большинство профессорско-преподавательского состава крайне неэффективно использует весь их потенциал.

Цель работы: На практических примерах обучения студентов по дисциплине «Физическая культура» показать, как, используя систему ступенчатой и дозированной подачи информации и замкнутую системы контрольного тестирования, реализуемую с помощью элемента «Лекция» и других модулей LMS Moodle, добиться повышения качества и эффективности процесса обучения, особенно в разделе дополнительной самостоятельной работы студентов по различным учебным дисциплинам.

Методы исследования: Использование функционала LMS Moodle с целью подачи учебного материала в удобных и понятных пользователю формах, объективного контроля знаний обучаемых путем снижения влияния поисковых запросов на результат тестирования, улучшение коммуникации между преподавателем и студентами, а также студентов между собой.

Результаты: Применение LMS Moodle в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура» продемонстрировало ряд важных преимуществ, которые положительным образом сказались на качестве обучения. Это проявилось в улучшении техники движений занимающихся, более осознанном подходе к проведению подготовительной части занятия, возможности самостоятельной оценки своего физического и функционального состояния.

Область применения результатов: Все изучаемые дисциплины в высших и средних специальных учебных заведениях различного уровня.

Выводы: Метод построения учебных и самостоятельных занятий с использованием всех возможностей LMS Moodle следует рекомендовать к более широкому использованию профессорско-преподавательским составом вузов, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, учитывая при этом особенности преподаваемых в вузе дисциплин.

 

Ключевые слова: LMS Moodle; элемент «Лекция»; умное тестирование; студенты вуза; самостоятельная подготовка.

 

Improving the Educational Process of University Students by Means of a Flexible Learning System Using LMS Moodle

 

Sidorenko Alexander Sergeevich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Department of Physical Culture and Sports, Associate Professor, PhD (Pedagogy), Associate Professor, Saint Petersburg, Russia.

Email: thesis@internet.ru

Abstract

Background: Information technologies and distance learning systems introduced at universities have a wide range of opportunities for carrying out a full-fledged educational process. According to our observations, many teachers, however, are skeptical about their use. The vast majority of the teaching staff is extremely inefficient in realizing their full potential.

The purpose of the work: To show the quality and efficiency improvement of the learning process especially in additional students’ self-studies in various academic disciplines. The author seeks to describe a system of gradual and dosed information supply and a closed system of control testing realized with the help of the ‘Lecture’ element and some other modules of LMS Moodle in teaching Physical Education.

Research methods: Using the functionality of LMS Moodle in order to present educational material in user-friendly and understandable forms, objective control of students’ knowledge by reducing the impact of search queries on the test result, improving communication between the teacher and students, as well as students among themselves.

Results: The use of LMS Moodle in the educational process teaching Physical Education demonstrated a number of important advantages that have a positive impact on the quality of education. This was manifested in the improvement of students’ movement technique, a more conscious approach to the warm-up part of the session, the possibility of self-assessment of their physical and functional state.

Implications: All disciplines studied in higher and secondary specialized educational institutions of various levels.

Conclusion: The method of organizing educational and self-studies using all the capabilities of LMS Moodle should be recommended for a wider use by the teaching staff of universities, both in theoretical and practical aspects, taking into account the peculiarities of the disciplines taught at the university.

 

Keywords: LMS Moodle; Lecture element; smart testing; university students; self-study.

 

Основная задача обучения в вузе заключается в получении молодыми людьми качественного профессионального образования по всем изучаемым дисциплинам. Это достигается грамотно разработанными учебными планами, рабочими программами дисциплин, оптимальным сочетанием лекционных, практических, семинарских занятий, а где это необходимо – и лабораторных работ. Однако совершенно очевидно, что объёма перечисленных выше занятий явно недостаточно и высшее образование невозможно получить без значительной доли самостоятельной работы, на которую приходится большой процент потраченного студентами времени.

 

При этом остро встает вопрос грамотной организации подобной работы, учитывая большой объём источников информации, как печатных, так и электронных, а в некоторых гуманитарных дисциплинах и различных трактовок описываемых событий. Как показывает практика, современные молодые люди испытывают серьезные проблемы с поиском, анализом и интерпретацией полученной информации. Поэтому одной из основных задач педагога является предоставление обучаемым необходимого комплекса учебных и методических материалов. При этом преподавателю следует так организовать самостоятельную работу студентов, чтобы обеспечить надлежащий контроль за её выполнением [см.: 2].

 

Наилучшим вариантом для удаленной самостоятельной работы студентов является использование систем дистанционного обучения, широко внедряемых в образовательный процесс в учебных заведениях разного уровня [см.: 6]. В СПбГУАП используется LMS Moodle, обладающая широкими возможностями по дозированному предоставлению учебного материала в различных видах и формах, объективному контролю качества знаний обучаемых средствами контрольного тестирования и коммуникации студентов как с преподавателем, так и друг с другом [см.: 1].

 

К сожалению, анализ курсов по различным дисциплинам, представленным в LMS ГУАП, показывает, что преподаватели лишь частично используют имеющийся у системы функционал, или не обладая достаточными умениями работы в Moodle, или не до конца оценивая все его возможности [см.: 5].

 

А для того чтобы достичь необходимого качества обучения, преподаватель должен не только понимать основные принципы организации и управления образовательным процессом в дистанционном режиме и уметь воплощать их в данных конкретных условиях, грамотно используя современное программное обеспечение и системы дистанционного обучения, но и суметь добиться устойчивой обратной связи с обучаемыми, контролировать их вовлеченность в учебный процесс, заинтересовать их, применяя новые и нестандартные подходы и расширяя спектр средств и методов обучения.

 

В данной статье автор на примере использования средств LMS в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура» для студентов Института технологий предпринимательства ГУАП пытается показать преимущества грамотного внедрения дистанционных технологий в вузе с целью улучшения качества обучения и повышения сознательности обучаемых.

 

В Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения, согласно ФГОС последнего поколения, освоение физической культуры студентами включает в себя 2 отдельные учебные дисциплины: лекционный теоретический курс «Физическая культура» и практические занятия студентов на спортивных объектах элективного модуля «Прикладная физическая культура» [см.: 8]. В начале обучения все студенты учебной группы подключаются к соответствующему курсу системы LMS ГУАП.

 

Теоретический курс дисциплины «Физическая культура» включает в себя лекционные занятия с последующей оценкой знаний занимающихся. Очевидно, что количество часов, отводимых на аудиторную работу, является недостаточным для полного охвата всего учебного материала, поэтому более расширенные варианты лекций размещаются в области содержимого электронного курса. Преимущества данного подхода заключаются в том, что:

– учебный материал становиться доступен обучаемым в любое время суток;

– преподаватель имеет возможность располагать лекции и их отдельные разделы для изучения в определённом порядке и в заданных временных интервалах;

– имеется возможность размещения части учебного материала в наглядных графической и интерактивной формах (изображения, фото и фрагменты видео соревнований в разделе «История физической культуры», пиктограммы особенностей техники выполнения того или иного упражнения и трансляции в режиме slow motion, интерактивные тактические схемы и т. д.), включая технологии SCORM, HotPot и «Интерактивный контент».

 

Для студентов, которые по каким-то причинам не могут присутствовать в аудитории, ведется синхронная трансляция лекции средствами BigBlueButton, и данные студенты считаются присутствующими на занятии.

 

Кроме этого LMS полностью отвечает за контрольное тестирование студентов по предмету, которое они проходят самостоятельно в свободное время. Для того чтобы стимулировать молодых людей, система позволяет задать разный уровень сложности тестов для посетивших и не посетивших лекцию студентов. При этом в отличие от большинства других учебных дисциплин формирование контрольных вопросов и теста в целом педагог выполняет по системе «умного тестирования», которая включает в себя:

– ограничение времени на прохождение теста;

– достаточный банк вопросов с вероятностью 0,2 и менее;

– исключение из текста заданий маркеров правильных ответов;

– преобладание в тесте практических вопросов и заданий на логику;

– использование заданий на соответствие, с запросом ранжирования, поиска по изображению;

– анализ статистики тестирования и коррекции контрольных заданий [см.: 3; 5].

 

Преимущество данного метода заключается в том, что студенты достаточно быстро начинают понимать, что при выполнении задания крайне сложно воспользоваться помощью Интернета, и необходимо серьезно подходить к вопросу изучения лекционного материала и логически мыслить. А это существенным образом улучшает их отношение к предмету и качество знаний. Итоговый зачёт за семестр студент получает на основании выполнения всех контрольных заданий по 8 темам лекционного курса.

 

Для практической дисциплины «Прикладная физическая культура» в начале обучения в системе LMS ГУАП создается свой отдельный электронный курс, основными задачами которого являются: организационно-коммуникационные, обучающие и контрольные.

 

Организационно-коммуникационные задачи решаются:

– посредством использования объявлений, чата и форума для того, чтобы наладить со студентами информационный канал и постоянно держать их в курсе предстоящих и прошедших событий (расписание занятий, сроки и порядок подачи заявок на соревнования, их результаты и фоторепортажи, условия зачисления в сборные команды, ответы на вопросы студентов и т. д.);

– проведением различных онлайн-опросов студентов по важным вопросам работы кафедры с целью оптимизации учебно-тренировочного процесса;

– путём использования возможностей видеоконференции BigBlueButton для проведения онлайн-встреч со студентами (например, для проведения жеребьёвки спортивных соревнований).

 

Обучающие задачи направлены, в первую очередь, на предварительную теоретическую подготовку студентов перед практическими занятиями на спортивных объектах (перечень контрольных нормативов, основы организации самостоятельных занятий, подготовка к сдаче нормативов ГТО, основные правила спортивных игр, видеофайлы с готовыми комплексами упражнений на различные мышечные группы и наглядной демонстрацией правильной техники их выполнения, возможными ошибками и методами их коррекции, формулы и таблицы для проведения самоконтроля и оценки своего физического и функционального состояния).

 

Контрольные задачи определяют порог обязательных знаний, которыми должны обладать занимающиеся. К таким знаниям для всех студентов относятся основы техники безопасности и правила поведения на спортивных объектах. Информация крайне важная и необходимая, но которую студенты всегда воспринимают «без особого энтузиазма».

 

В начале каждого учебного семестра для ознакомления студентов с основами техники безопасности данная информация представляется им с использованием модуля «Лекция», который позволяет преподавателю располагать контент и практические тесты как используя линейную схему, состоящую из ряда обучающих страниц, так и создавая сложные схемы, которые содержат различные пути или варианты решения. В зависимости от выбранного студентом ответа и стратегии, разработанной преподавателем, обучаемый может перейти на другую страницу, возвратиться на предыдущую или быть перенаправленным совершенно по другому пути [см: 7]. Таким образом, студент не может дойти до конечного пункта и поставить заветную галочку, пока он последовательно не ознакомится со всеми 5 разделами техники безопасности и не пройдёт 4 стадии контрольных вопросов, также выполненных по системе «умного тестирования». В итоге преподаватель перед началом практических занятий может быть уверен в знаниях обучаемых, а молодые люди, которые не прошли тестирование до указанного срока, до практических занятий не допускаются.

 

Кроме этого, данный электронный курс позволяет проводить онлайн-занятия с отдельными группами занимающихся, например, выкладывать лекционные материалы и оценивать уровень теоретической подготовленности с выставлением итоговой аттестации за семестр для студентов специальной медицинской группы Б, полностью освобожденных от практических занятий, а также для студентов заочной формы обучения и молодых людей, имеющих текущие освобождения от практических занятий.

 

Использование в течение нескольких лет LMS Moodle в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура» показало не только его существенные преимущества, но и необходимость с точки зрения повышения качества современного профессионального образования.

 

К основным моментам, которые оказались наиболее практически важными и могут существенно улучшить работу преподавателей по различным учебным дисциплинам, следует отнести следующие.

 

1. Настраивая электронный курс в начале семестра, педагог в дальнейшем освобождается от рутинной и монотонной работы во время аудиторных занятий, перекладывая на систему организационные функции и большую часть функций по контролю качества успеваемости и находясь при этом в постоянном контакте с обучаемыми.

 

2. У обучаемых появляется возможность для качественной самостоятельной работы в свободное от занятий время. Однако для этого преподаватель должен грамотно и структурированно, в удобной и наглядной формах предоставить им весь необходимый теоретический и практический учебный материал в объёмах в 3–5 раз больших по сравнению с очными занятиями. Самым оптимальным вариантом является расположение учебного материала в гибкой форме с использованием элемента «Лекция» и системы «умного тестирования», при которых студент не сможет выполнить итоговое контрольное тестирование, не пройдя все этапы обучения и не выполнив все промежуточные задания. Это серьёзно стимулирует интерес к обучению и повышает ответственность занимающихся, а преподаватель уверен в том, что студенты освоили материал должным образом.

 

3. Работа в LMS Moodle является отличной площадкой и для тестирования самого учебного курса. Используя статистику и оценивая время, потраченное студентами при прохождении определенных разделов и тем и их ответы на вопросы, преподаватель определяет степень сложности учебного материала с целью обновления существующего контента и добавления новой информации.

 

Положительно относятся к внедрению информационных технологий и сами занимающиеся, считая, что электронные курсы существенно помогают им в обучении.

 

Учитывая все вышесказанное, следует отметить, что использование в учебном процессе всех возможностей LMS, в частности системы Moodle, должно стать обязательным звеном дополнительной самостоятельной подготовки студентов вуза по всем изучаемым дисциплинам.

 

Список литературы

1. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие. – Харьков: ХНАГК, 2009. – 292 с.

2. Красильникова В. А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. – М: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 339 с.

3. Крокер Л., Алгина Д. Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник / под общей ред. В. И. Звонникова и М. Б. Челышковой. – М.: Логос, 2010. – 668 с.

4. Сидоренко А. С. Об эффективности использования гибридной формы обучения по дисциплине «Физическая культура» // Научная сессия ГУАП: Гуманитарные науки: сб. докл. – СПб.: ГУАП, 2022. – С. 123–124.

5. Сидоренко А. С. Повышение качества контрольных заданий при проведении тестирования студентов средствами LMS: учебно-методическое пособие. – СПб.: ГУАП, 2022. – 46 с.

6. ТОП 14 бесплатных систем дистанционного обучения для организации электронного обучения персонала // HR-elearning – современные тренды управления персоналом HR. Кадровое дело для новичков. – URL: https://hr-elearning.ru/top-besplatnykh-sistem-distancionnogo-obucheniya-personala/ (дата обращения: 23.03.2022).

7. Тунда В. А. Руководство по работе в Moodle 2.5. Для начинающих. – Томск: [б. и.], 2015. – 345 с.

8. ФГОС 49.03.01 Физическая культура // Главная – ФГОС. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-49-03-01-fizicheskaya-kultura-940/ (дата обращения: 23.03.2022).

 

References

1. Anisimov A. M. Working in the LMS Moodle [Rabota v sisteme distantsionnogo obucheniya Moodle]. Harkov: HNAGK, 2009, 292 p.

2. Krasilnikova V. A. Theory and Technologies of Computer Training and Testing. [Teoriya i tekhnologii kompyuternogo obucheniya i testirovaniya]. Moscow: Dom pedagogiki, IPK GOU OGU, 2009, 339 p.

3. Kroker L., Algina D. Introduction to Classical and Modern Test Theory [Vvedenie v klassicheskuyu I sovremennuyu teoriyu testov]. Moscow: Logos, 2010, 668 p.

4. Sidorenko A. S. The Effectiveness of Using a Hybrid Form of Education in the Discipline “Physical Culture” [Ob effektivnosti ispolzovaniya gibridnoy formy obucheniya po distsipline “Fizicheskaya kultura”]. Nauchnaya sessiya GUAP: Gumanitarnye nauki: sbornik dokladov (SUAI Scientific Session: Humanities: Collected Reports). Saint Petersburg: GUAP, 2022, pp. 123–124.

5. Sidorenko A. S. Improving the Quality of Control Tasks during Students Testing with LMS [Povyshenie kachestva kontrolnykh zadaniy pri provedenii testirovaniya studentov sredstvami LMS]. Saint Petersburg: SUAI, 2022, 46 p.

6. TOP 14 Free Distance Learning Systems for Organizing E-Learning for Staff. [TOP 14 besplatnykh sistem distantsionnogo obucheniya dlya organizatsii elektronnogo obucheniya personala]. Available at: https://hr-elearning.ru/top-besplatnykh-sistem-distancionnogo-obucheniya-personala/ (accessed: 23.03.2022).

7. Tunda V. A. Guide for Moodle 2.5. For Beginners [Rukovodstvo po rabote v Moodle 2.5. Dlya nachinayushchih]. Tomsk, 2015, 345 p.

8. FSES 49.03.01 Physical culture [FGOS 49.03.01 Fizicheskaya kultura]. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-49-03-01-fizicheskaya-kultura-940/ (accessed: 23.03.2022).

 

© Сидоренко А. С., 2022

Яндекс.Метрика