УДК 1
Андреева Юлия Владимировна – Башкирский институт социальных технологий, кафедра политологии, истории и теории государства и права, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Уфа, Россия.
Email: andreeva_u_v@insto.ru
SPIN: 3581-7400
Авторское резюме
Состояние вопроса. Являясь по своей сути экзистенциализмом, философия Отто Фридриха Больнова направлена на позитивное восприятие воспитания и обучения в их человеческом измерении.
Методы исследования. Основными методами исследования стали теоретический анализ и педагогическая интерпретация философско-экзистенциальных и философско-антропологических идей немецкого философа и педагога О. Ф. Больнова.
Цель исследования. На примере философского подхода О. Ф. Больнова показать возможности благоприятной педагогической атмосферы в развитии оптимизма как профессионально-личностного качества будущего учителя.
Результаты исследования. Основное понятие философии и педагогики О. Ф. Больнова – «надежда». Речь идет о преодолении чувства опасности, страха и беззащитности в рискогенных ситуациях в современном мире и о создании в педагогическом процессе «новой защищенности», которая раскрывается через понятия «доверие», «послушание», «благодарность», «защитное воспитание». В рамках концепции считается необходимым формирование благоприятной «педагогической атмосферы» (термин О. Ф. Больнова) на основе, по крайней мере, трех педагогических условий: создания педагогической атмосферы защищенности; атмосферы «завтрашности»; атмосферы доверия к миру, помогающему младшим в лице старших обрести основания для радости, доверия, благодарности и послушания. Сущность понятия «оптимизм» рассматривается в рамках данной конкретной концепции – философии экзистенциализма Отто Больнова. Экзистенциально-философский подход позволяет обогатить образовательную практику, давая максимально полное представление о том, какие способы отношений (доверие, уважение, благодарность) между учителем и учеником задействованы в развитии оптимизма.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании социальной философии, этики и педагогики.
Выводы. Предложенный подход к развитию оптимизма как профессионально-личностного качества педагога и первые полученные результаты дают возможность сформулировать фундаментальную идею: если оптимизм – это качество, то его можно воспитать. Подход О. Ф. Больнова содержит свои условия и методы, позволяющие это сделать с учетом специфики российской системы образования и ее духовных ценностей.
Ключевые слова: экзистенциальная философия; педагогика; оптимизм; надежда; доверие миру; благодарность; «чувство завтрашности».
Optimism in Otto Friedrich Bollnow’s Philosophy of Hope
Andreeva Yulia Vladimirovna – Bashkir Institute of Social Technologies, Department of Political Science, History and Theory of State and Law, PhD (Pedagogy), Associate Professor, Ufa, Russia.
Email: andreeva_u_v@insto.ru
Abstract
Background. In fact being existentialism, the philosophy of Otto Friedrich Bollnow is aimed at a positive perception of education and training for human’s needs.
Research methods. The main research methods were theoretical analysis and pedagogical interpretation of the philosophical-existential and philosophical-anthropological ideas of the German philosopher and teacher.
The purpose of the study. To show the possibilities of the pedagogical atmosphere in the development of optimism as a professional and personal quality of the future teacher, using the example of O. F. Bollnow’s philosophical approach.
Results. The basic concept of O. F. Bollnow’s philosophy and pedagogy is “hope”. It means overcoming the feeling of danger, fear and defenselessness in risky situations in the modern world and creating a «new security» in the pedagogical process, which is revealed through the concepts of “trust”, “obedience”, “gratitude”, “protective education”. Within the framework of the concept, it is necessary to create a favorable “pedagogical atmosphere” (the term of O. F. Bollnow) based on at least three pedagogical conditions: the creation of a pedagogical atmosphere of security; an atmosphere of “tomorrow”; an atmosphere of trust in the world, where the youngers with the help of the elders find the grounds for joy, trust, gratitude and obedience. The essence of the «optimism» concept is considered from the viewpoint of Otto Bollnow’s existentialism. The existential-philosophical approach makes it possible to enrich educational practice, giving the most complete idea of what types of relations (trust, respect, gratitude) between the teacher and the student are involved in the development of optimism.
Implications. The results of the study can be used in teaching social philosophy, ethics and pedagogy.
Conclusion. The approach proposed to the development of optimism as a professional and personal quality of a teacher and the first results obtained make it possible to formulate a fundamental idea: if optimism is a quality, then it can be cultivated. O. Bollnow’s approach contains its own conditions and methods to put them into practice, taking into account the specifics of the Russian education system and its spiritual values.
Keywords: existential philosophy; pedagogy; optimism; hope; trust in the world; gratitude; «sense of tomorrow».
Введение
На сегодняшний день в силу разрушения структуры духовных ценностей и подмены их материальными намечается утрата духовных ориентиров и нравственных примеров в системе образования, что осложняет процесс воспитания и обучения подрастающей личности. Увеличение объема знаний и учебной информации само по себе не раскрывает нравственных смыслов обучения, не намечает нравственных ориентиров в воспитании и не указывает пути преодоления неудач и выхода из духовного кризиса. Даже смена парадигм образования с информационной на личностно-ориентированную трудно исполнима ввиду наличия противоречий между:
– необходимостью повышения мастерства учителя, развития у него критического мышления и социальной ответственности и формальным подходом к данному вопросу;
– потребностью в учебно-педагогическом взаимодействии, основанном на доверительном общении, и практикой ее реализации в педагогическом процессе вуза;
– осознанием научной и практической значимости проблемы развития навыков позитивного мышления, конструктивного анализа и диалога и недостаточной ее изученностью в педагогическом аспекте;
– между высокой теоретической подготовкой учителей, знанием ими способов реализации личностно-ориентированного подхода и слабым использованием технологий радости сотрудничества, учения и творчества;
– недооценкой педагогической наукой общечеловеческих ценностей и таких сложных нравственных понятий, как доверие, надежда, благодарность, послушание, долгое время не выступающих в качестве критериев нравственного сознания педагога;
– между потребностью в защите и защитном воспитании у детей и неумением ее выразить в доброжелательном взгляде, слове, тихой улыбке и отношении у взрослых;
– между осознанием необходимости радости и оптимизма в жизни школы и использованием ее в качестве пустого или внешнего призыва, лозунга.
Решению противоречий способствует научное внимание к ценностно-смысловым, нравственно-ориентирующим аспектам педагогики как науки и образовательной практики, которая должна стать доминирующей и помочь в осознании человеком нравственной силы и самостоятельности, обретении им способности быть и оставаться самими собой, нахождении личностного смысла в учебной деятельности.
Проблема развития оптимизма в образовательном пространстве вуза является одной из актуальных в силу острой необходимости в разработке педагогической концепции развития оптимизма, которая бы ориентировала на радость и успех в образовательной практике обучения и воспитания.
На примере философского подхода О. Ф. Больнова можно подробнее исследовать возможности педагогической атмосферы в развитии оптимизма как профессионально-личностного качества будущего учителя.
Достижение данной цели конкретизируется в решении нескольких задач:
– изучить степень разработанности проблемы развития оптимизма в экзистенциальной философии и педагогике на примере антропологического подхода немецкого философа и педагога Отто Фридриха Больнова;
– предоставить авторскую педагогическую интерпретацию философских идей в рамках подхода немецкого философа.
Результаты исследования
Высшая школа как социальный институт способна ориентировать растущую личность на духовные ценности, зная, что материальные блага – только условия для их развития. Основные идеи экзистенциальной философии способствуют этому, но следует признать, что они с трудом вписываются в современную практику образования, хотя и образуют методологическую основу педагогики экзистенциализма, в рамках которой превалируют следующие установки.
1) Мир иррационален, но познаваем с помощью чувств; познать его законы разумом нереально, но это возможно сделать путем эмоционального постижения.
2) Человек иррационален, но уникален в своем познании мира через реализацию себя и обретение своего «Я». В процессе самореализации происходит процесс самопознания, преодолеваются трудности личностного роста, свободы выбора и ответственности за него. Получая опыт переживания пограничной ситуации, человек обращается к себе, учится себе доверять, получает возможность воспитания в себе поведения, которое М. Хайдеггер, характеризует как «решимость», а Х. Ортега-и-Гассет – как волю к существованию в момент опасности и ее дерзких вызовов.
3) Феномен жизни скрыт в осознании безосновности самой жизни; переживание и опыт делают жизнь экзистенцией и наполняют ее эссенцией, то есть в опыте переживаний и личностной значимости рождаются смыслы собственного существования, которое нельзя рассматривать плоско и в пространстве. Необходимо признавать, что жизнь реализуется в прыжке («вперед и выше»), в мгновении, в преодолении, в перспективе, в «повторении вновь возможности» через предельное напряжение Dasein как способности выстраивать свою жизнь, как признание границ собственного существования.
4) Dasein – пограничная ситуация между жизнью и смертью, критическая ситуация спасения от страха «ежемгновенного ничто», страха собственной смерти с его преодолением путем осознания данного страха и признания человеческой конечности и собственных границ.
5) Человеческое существование мыслится под углом зрения «живого Я» (Dasein), включенного в общество: человек живет не как он сам, а как das «man»; омасовленное бытие (общественное бытие в своей массе) представляет опасность из-за утраты индивидуальной экзистенции самого человека. Тогда общение, выражаясь словами К. Ясперса, выглядит как «любящая вражда».
6) Общество способно нивелировать личность, лишить ее неповторимого своеобразия и оригинальности, разрушить его самобытность и творчество. Под негативным социальным прессингом человек учится жить неподлинно, не искренне, не аутентично, используя обман, болтовню и неискренность в целях защиты самого себя от других. При этом именно общество, объединенное в коллектив единомышленников, способно защитить личность и создать благоприятные условия для ее развития.
7) Каждое мгновение жизни (dasein) делает человека иным и ответственным за свое благо.
8) Свобода человека всегда условна, только тогда она становится осуществимой возможностью его самореализации, открывая все «богатство возможностей строительства собственной жизни».
Уже к середине XX века человек со своими слабостями, страхами, достоинствами и сильными сторонами потерялся на фоне технического прогресса, компьютерных технологий и электронного обучения; но при этом сам он пережил кризис гарантированности человеческого существования благодаря экзистенциальной педагогике, которая стремилась вернуть человека, побудив его отказаться от соблазна «сверхчеловечности», подкрепленной материальным успехом.
Так, например, немецкий философ и педагог О. Ф. Больнов создал целую философию педагогической атмосферы. Он призывал учить в школе детей тому, как обладать спокойным сознанием настоящего в кризисной ситуации, как быть готовым к трудностям и мужественно преодолевать их, при этом сохраняя любовь к жизни и доверие к миру.
Сама жизнь дает общую схему для индивидуального Dasein, которое конкретизируется в любви, в признательном доверии, в надежде и уверенном мужестве к будущему. В позитивном экзистенциализме О. Ф. Больнова жизнь состоит не только из «ничто» и «тоски», но и из соревновательной, агональной радости, проблематичности и игры. Построение собственной жизни иногда выглядит как построение нового человеческого бытия. Оно возможно на основе «силы вновь обретенной веры» и новой пробужденной «верорасположенности».
О. Ф. Больнов говорил о надежде и успокаивающей уверенности, путь к которой лежит через осознание человеком неустранимости, непрочности и хрупкости своего бытия. Надежда исходит из возможностей человека и его доверия к собственным силам. Здесь, на границе всех рациональных возможностей, человек обретает якобы полное доверия отношение к будущему, лишенному каких-либо духовных оснований самой жизни, в частности – конкретного образа надежды на спасение.
Выраженный в такой форме пессимизм можно назвать иррациональным оптимизмом. О. Ф. Больнов писал, что оптимизм зарождается в семье благодаря любви матери, которая в будущем становится основой доверия к жизни и контакта с миром. В основе всех условий воспитания лежит защитное окружение дома и семьи [2]. Это своего рода вовлеченная безопасность, которая не от чего-то, а в чем-то – чувство, которое невозможно воспитать в условиях детского дома, возникающее в любящей семье, своего рода застрахованная безопасность. Семья воспринималась им как остров защищенности, на котором можно расти и развиваться до возможности и способности самостоятельно противостоять суровой действительности: «Мать своей любовью и заботой создает для ребенка пространство доверия, надежности, ясности. Все, что внутри, становится принадлежащим ему, полным смысла, живым, дорогим, близким и доступным» [3, s. 19].
Педагогическая атмосфера, дарящая ребенку чувство защищенности, возникает только в кругу любящих людей и открывает возможности для встреч и нового опыта общения. О. Ф. Больнов рассматривал человеческую сторону педагогического процесса, связанную с взаимоотношениями людей. К педагогическим качествам он относил: доверие, доброту, терпение и ответственность, любовь и благодарность. Но еще: жизнерадостность, «чувство завтрашности» (das Gefuhl des Morgentlichen), радость от ожидания [4, p. 135–146].
Жизнерадостность – качество хорошего воспитателя, который может создать радостную атмосферу, бережно поддерживая познавательный интерес и радость открытия нового самими детьми в процессе учения. Это качество может проявлять себя не только молодым задором юности, но и тихой радостью в зрелости.
Просветленная жизнерадостность педагога (die Heiterkeit) – это своего рода состояние внутренней ясности, счастья и статического благополучия, которые, в свою очередь, становятся основой для юмора и доброты. Это чувство внутреннего равновесия, которое наполняет человека счастьем и сопровождается тихой улыбкой. Своей тишиной просветленная радость отличается от громкой радости юности, которая зависит от успехов в деятельности. Просветленная радость не характерна для юности, она возникает как результат многих раздумий и преодолений. Но это не холодное дистанцирование, а поддержка и одобрение со стороны старших, обеспечивающая защищенность молодых людей, вызывающая в них радость и уверенность. В книге «Педагогическая атмосфера» [4, p. 158] О. Ф. Больнов писал о просветленной жизнерадостности и считал, что она служит основой и предпосылкой для доброты и юмора педагога. И если громкая радость ученической юности сопровождается успехом в деятельности, то зрелая просветленная радость педагога сопровождается чувством тишины и внутреннего равновесия между желаемым и достигнутым. Достоинство просветленной жизнерадостности выражается в методе некоторого дистанцирования как педагогической способности взглянуть на учебную ситуацию со стороны. Просветленная жизнерадостность наступает вместе со зрелостью и в связи с преодолением многих трудностей на пути к успеху. Причем это не холодное и расчетливое дистанцирование, это отношение любви и одобрения к молодежи, которое призвано поддержать своим спокойствием, упроченным опытом с целью эмоциональной педагогической поддержки и придания уверенности, радости жизни и хорошего настроения подрастающему поколению.
«Чувство завтрашности» – чувство радостного устремления к будущему, способность строить далеко идущие планы, но также и романтические воздушные замки, с усердием воплощая их в жизнь. В педагогической антропологии чувство завтрашности выступает педагогическим условием (вторым, после чувства защищенности) воспитания и обучения. Чувство имеет двойственную природу: с одной стороны, это устремленность в будущее, с другой – способность действовать по принципу: «Здесь и сейчас!». Человек всегда живет в быстротечности момента, в преходящести настоящего, но в то же время он всем сердцем обращен к будущему, «которому радуется, с нетерпением ждет красивую полноту жизни» [3, s. 35].
Счастье и здоровье человека состоит в умении устанавливать баланс между ожиданием и исполнением в действительности. Педагогическая задача – заботиться, чтобы подход с завтрашней радостью к ребенку не закончился его бесплодным разочарованием. Третье педагогическое условие: дать человеку основания для надежды и пробудить ее после разочарований, в этом защитная функция воспитания от возможного кризиса разочарований.
Доверие к взрослому порождает у ребенка желание воспитываться, послушание и благодарность. Благодарность – само собой разумеющееся чувство, возникающее у ребенка по мере преодоления им возрастных, учебных и других кризисов. «Быть благодарным, это – основное чувство в смысле осознания себя как части целого, как благодарность за жизнь вообще, за то, что есть любящие и оказывающие защиту и помощь люди» [3, с. 39]. Благодарный человек учится с ответственностью и чистой совестью.
С доверием связана педагогическая вера в ребенка и его нераскрытые еще возможности. С благодарностью связано и послушание как признательность педагогу, которая выражается в потребности ученика выдержать экзамен перед уважаемым лицом и быть им признанным. Благодарность может перерасти во всеобъемлющий дар взрослого за жизнь в целом. «Благодарность из страха – есть конец всяческому развитию» [3, с. 43].
Ребенок перенимает ожидания взрослых и формируется в соответствии с той картиной доверия, верой, надеждой, которую создал педагог. Причем педагогические требования не должны идти вразрез с ученическими возможностями, это было бы вопиющей педагогической несправедливостью. В этом вопросе следует опираться на то, что есть и оставлять за ребенком право быть собой. Уместно и осознание границ педагогических ожиданий, где жизнь «здесь и сейчас» спланированным образом находится во власти человека, при этом будущее может пойти не по плану и готовить человеку нечто новое.
Ключевым педагогическим качеством О. Ф. Больнов считает терпение, которое отличается от терпения, например, ремесленника. Педагогическое терпение приобретает внешнюю форму надежды. Надежда, с точки зрения О. Ф. Больнова, «является строительным материалом человеческой души» [3, с. 61].
Человеку предлагается жить в ненадежности, в постоянной внутренней готовности к возможным катастрофам, к встрече с самой смертью. И когда человек, не уклоняясь от неизбежных опасностей своего будущего, органично и примет их на себя, он, по О. Ф. Больнову, почувствует необъяснимую и таинственно присутствующую уверенность, что даже в условиях крайней смертельной опасности каким-то образом найдется спасительный выход в лоне некоего всеобъемлющего бытия.
Перед лицом самой смертельной опасности человека защищают такие ценности жизни как благодарность, доверие, терпение, утешение и надежда. Осознавая их, человек начинает жить подлинно, аутентично.
Аутентичное (подлинное) существование – это знание всех возможностей бытия, всех граней реальности. Знание возможностей открывается интуиции (а не разуму), заключающейся в чувстве тоски, которое трактуется как понимание собственной смертности. Тоска, тревога, осознание собственной смертности – проявления и условия подлинной жизни.
Философия Отто Фридриха Больнова базировалась на оптимистической по своей сущности картине немецкого идеализма, на который опиралась педагогика XX века, и в которой пока отсутствовал новый образ человека. О. Ф. Больнов в ряде своих работ поставил целью раздвинуть границы классической педагогики со стабильных воспитательных процессов к нестабильным формам (кризису, пробуждению, встрече), ориентированным на экзистенциальную философию и антропологию. На указанных выше положениях строится философско-педагогическая образцовая модель воспитания.
Жизненное кредо экзистенциальной философии О. Ф. Больнова – в признании за человеком безусловной беззащитности, заброшенности и одиночества. Вслед за ним выстраивается «новое убежище», «чувство глубокой укрытости, основанное на воспитываемом отношении к действительности через понятие “бытие-доверие”». Преодоление трудностей мыслится через критический анализ этических понятий страха, решения и решимости. Признавая положение человека в мире в атмосфере духовной потерянности с чувством всеобщей беззащитности, ему открываются пределы бытия, преодолевается страх. Сила, скрытая внутри самой сущности человека, отзывается и пробуждается решимостью («бегством в решение»), надеждой обрести решение. Таким образом, жизненное кредо экзистенциальной философии О. Ф. Больнова – в решимости как способе противодействия беззащитности и содействия будущему. В решимости прослеживается автономная позиция человека по отношению к враждебному миру, противопоставление себя, своего «Я» самовластию судьбы. Через собственную свободу духа и «ввязывание» в деятельность человек получает чувство сопричастности к миру и к достижению своей подлинной сущности. В неустойчивом мире человек способен занять устойчивое (стойкое) отношение (позицию), «зацепиться за нее когтями» и обрести, тем самым, уверенность и внутреннюю опору в себе самом, рассчитывая на себя и собственные силы. На пути к этой подлинности человек изживает в себе чувство потерянности и безмерности и возвращается к самому себе, сохраняя возможность быть и оставаться собой.
Разум как чувство меры способен сохранить оптимизм «путем обуздания иррациональных сил». Опираясь на меру, человек обуздывает желания и обретает себя. Другими словами, речь идет о благоразумии как форме оптимизма в целях сохранения внутренней уверенности и равновесия. В безмерности, вслед за Ф. Ницше, О. Ф. Больнов видел все зло мира, потерю гуманности и человечности. Мера объявляется новым экзистенциалом, ограничительным пределом социальной сущности человека. Мера и разум ведут к порядку мира, а страсть к беспорядку и хаосу.
Методы, которые были предложены Отто Больновым в своих трудах [1, с. 149], могут быть сведены к следующим:
– повторяющаяся самоинтерпретация – наверстывание (повторение) радостей прошлого;
– феноменологическое описание переживания радости и надежды;
– дополнительные методы: объяснение как метод и интуитивное педагогическое понимание с переживанием как состояние интуитивной оценки прошлого опыта; герменевтическая интерпретация прошлого опыта как «суперметод» воспитания (герменевтическая педагогика);
– героический пессимизм как форма разумной меры, тайного доверия миру и противопоставление постоянной решимости, исходя из чувства меры;
– размышление о надежде и радости.
Экзистенциально-философский подход
Многие философы говорили о том, что человек живет, преодолевая кризисы, страдание, боль, страх и вину (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс и др.), пока в 50-е годы XX века немецкий философ и педагог О. Ф. Больнов не наметил позитивное направление в экзистенциализме.
Экзистенциальная философия по-новому выразила и осмыслила кризис человеческих отношений: доверия, ответственности, благодарности, послушания, любви к детям, гуманизма, оптимизма, который обнаруживается до сих пор в науке, обществе и образовании. Экзистенциализм – это попытка повернуть человека к ограниченности и конечности собственного бытия, подчеркнув величие, бессмертие и смысл земного существования.
Таким образом, любые взаимоотношения обоюдны в учебно-педагогическом процессе, они являются составляющей педагогической культуры и этики, в частности, оптимизм тех, кто учит и тех, кто учится. Безусловно, оптимизм – профессионально-личностное качество хорошего учителя, которое следует развивать еще в стенах педагогического вуза и поддерживать на первой ступени педагогической карьеры, дабы избежать массового ухода начинающих специалистов из школы и дальнейшего падения престижа учительской профессии.
Вывод
Предложенный подход к развитию оптимизма как профессионально-личностного качества педагога и первые полученные результаты дают возможность сформулировать фундаментальную идею: если оптимизм – это качество, то его можно воспитать, и подход О. Ф. Больнова содержит свои условия и методы, позволяющие это сделать с учетом специфики российской системы образования и ее духовных ценностей.
Список литературы
1. Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма / Пер. с нем. и предисл. С. Э. Никулина. – СПб.: Лань, 1999. – 222 с.
2. Куликов В. Б. Больнов (Bollnow) Отто Фридрих // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 томах. Т. 1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 199.
3. Bollnow О. Die padagogische Atmosphare: Untersuchungen uber die gefuhl-smasigen zwischenmenschlichen Voraussetzungen der Erziehung. — Essen: Die Blaue Eule, 2001. – 112 s.
4. Hufnagel E. Otto Friedrich Bollnow // Padagogische Theorien im 20. Jahrhundert. – Frankfurt am Main: Haag und Herchen, 1982. – Pp. 135–146.
References
1. Bollnow O. F. Existential Philosophy [Filosofiya ekzistencializma]. Saint Petersburg: Lan, 1999, 222 p.
2. Kulikov V. B. Bolnov Otto Fridrikh [Bollnow Otto Friedrich]. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya. V 2 t. T. 1 (Russian Pedagogical Encyclopedia: in 2 vol. Vol. 1). Moscow: Bolshaya Rossiyskaya entsiklopediya, 1993, p. 199.
3. Bollnow О. Die padagogische Atmosphare: Untersuchungen uber die gefuhl-smasigen zwischenmenschlichen Voraussetzungen der Erziehung. Essen: Die Blaue Eule, 2001, 112 s.
4. Hufnagel E. Otto Friedrich Bollnow. Padagogische Theorien im 20. Jahrhundert. Frankfurt am Mai: Haag und Herchen, 1982, pp. 135–146.
Ссылка на статью:
Андреева Ю. В. Оптимизм в философии надежды Отто Фридриха Больнова // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2022. – № 2. – С. 85–94. URL: http://fikio.ru/?p=5077.
© Андреева Ю. В., 2022