Проявление государственного расизма в международном олимпийском движении первой половины ХХ века

УДК 796.032.2

 

Сидоренко Александр Сергеевич – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кафедра физической культуры и спорта, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: thesis@internet.ru

SPIN: 2897-3075

ORCID: 0000-0002-1563-5047

Scopus ID: 57190945341

Авторское резюме

Состояние вопроса: Возрожденная в конце XIX века бароном Пьером де Кубертеном и его сторонниками традиция проведения Олимпийских игр предполагала равные возможности для атлетов-любителей с разным социальным статусом, цветом кожи, вероисповеданием. На спорт была изначально возложена главная объединяющая и примиряющая функция в мире, декларировался лозунг «Спорт вне политики».

Объект исследования: Проявление расовой дискриминации во время проведения III Летних Олимпийских игр 1904 года в Сент-Луисе и XI Летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине.

Результаты: Факты проявления расовой дискриминации при организации и проведении Олимпийских игр 1904 года в США и 1936 года в Германии не были вовремя и в достаточной мере осуждены мировым сообществом. Это привело к ощущению организаторами своей безнаказанности, что сказалось в дальнейшем не только в области спорта. Если в США в начале ХХ века всё ограничилось дальнейшим пренебрежением к людям с отличным от белого цветом кожи и разрезом глаз, то немецкий национал-социализм после успешно проведенных Игр расправил свои крылья и принялся доказывать превосходство арийской расы уже военным путём, принеся горе и страдания народам Европы и погубив миллионы человеческих жизней.

Область применения результатов: Теоретический раздел лекционного курса дисциплины «Физическая культура» в учебных заведениях различного уровня.

Выводы: Несмотря на стремление Пьера де Кубертена сохранить спорт вне сферы влияния политической деятельности, в первой половине ХХ века международное олимпийское движение дважды столкнулось со случаями расовой дискриминации в спорте, возведенными в ранг государственной политики.

 

Ключевые слова: Олимпийские игры; Международный олимпийский комитет; расизм в спорте; фашизм; дискриминация; антропологические дни.

 

Manifestation of State Racism in the International Olympic Movement in the First Half of the 20th Century

 

Sidorenko Alexander Sergeevich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Department of Physical Culture and Sports, PhD (Pedagogy), Associate Professor, Saint Petersburg, Russia.

Email: thesis@internet.ru

Abstract

Background: The tradition of holding the Olympic Games, revived at the end of the 19th century by Baron Pierre de Coubertin and his supporters, provided equal opportunities for amateur athletes with different social status, skin color, and religion. The main unifying and reconciling function in the world was initially assigned to sport, the slogan “Sports outside politics” was declared.

Object of study: The manifestation of racial discrimination during the III Summer Olympic Games in St. Louis in 1904 and the XI Summer Olympic Games in Berlin in 1936.

Results: The world community did not condemn sufficiently at that time the facts of manifestation of racial discrimination during the organization and holding of the 1904 Olympic Games in the USA and in Germany in 1936. This led to a feeling of impunity by the organizers, which subsequently affected not only the field of sports. At the beginning of the 20th century in the United States, everything was limited to further disdain for people with different skin color and eye shape. By contrast, German National Socialism, after the successfully held Games, spread its wings and began to prove the superiority of the Aryan race by military means, bringing grief and suffering to the peoples of Europe and destroying millions of human lives.

Implications: Theoretical section of the lecture course of the discipline “Physical culture” in various educational institutions.

Conclusion: Despite the desire of Pierre de Coubertin to keep sport outside the sphere of influence of political activity in the first half of the twentieth century, the international Olympic movement twice faced cases of racial discrimination in sports elevated to the rank of state policy.

 

Keywords: Olympic Games; International Olympic Committee; racism in sports; fascism; discrimination; anthropological days.

 

Зарождение Олимпийских игр относится, как известно, ко временам Античной Греции и является в высшей степени проявлением древнегреческой культуры, которая носила агонистический, то есть соревновательный характер. Древние греки желали соревноваться практически во всём: начиная с состязаний поэтов и музыкантов, спортивных соревнований атлетов и заканчивая ораторским искусством политиков и философов [см.: 13]. Поэтому начиная с глубокой древности и по настоящее время политика и спорт так схожи и так дополняют друг друга.

 

Если соревнуясь на спортивных аренах атлеты должны в максимальной степени проявлять свои физические качества быстроты, силы, выносливости, ловкости, то политикам приходится соревноваться в умении располагать к себе избирателей и завоёвывать их доверие. Как и в спорте, победитель политических баталий за голоса избирателей получает всё, а проигравший остаётся ни с чем.

 

В обеих видах деятельности ключевыми качествами, определяющими итоговый успех, являются настойчивость, целеустремленность, желание во что бы то ни стало достичь поставленной цели. Но при этом естественное желание быть лучшим как в спорте, так и в политике не должно нарушать общих принципов человеческого сосуществования, ущемлять чьи-либо права и свободы, использовать прерогативу сильного, проявлять любые формы дискриминации.

 

Хотим мы этого или нет, но тенденции развития спорта высших достижений всегда прямо или косвенно связаны с процессами, происходящими в мире, с отношением руководителей государств к своим гражданам, принятыми в обществе социальными механизмами. Поэтому декларируемый де-юре лозунг «Спорт вне политики» де-факто является эфемерным.

 

События, происходящие на спортивных аренах, часто находятся в прямой зависимости от политической обстановки и наоборот. В истории известны случаи, когда вследствие спонтанных конфликтов на спортивных соревнованиях начинались серьезные военные конфликты между народами, но намного чаще разногласия между государствами мешали спортсменам в равной честной борьбе выявлять сильнейшего.

 

Создавая свою систему спортивных соревнований, древние греки декларировали принципы демократии и гуманизма. Так, на три месяца до, во время и после Игр объявлялась экехерия, священное перемирие, когда прекращались все военные действия, и всем прибывающим на игры запрещалось иметь при себе какое-либо оружие. И надо признать, что более чем за 11 веков проведения Античных Олимпиад это перемирие никогда не нарушалось. Кроме этого, все атлеты имели равные возможности при подготовке и во время соревнований, а все спорные вопросы решались большинством голосов элланодиков при обязательном соблюдении закона и правил состязаний [см.: 3]. Уличённых в нарушениях правил атлетов наказывали тем, что на их собственные средства, полученные в виде штрафов, изготавливали и устанавливали перед входом на стадион небольшие медные статуи Зевса, которые подписывали именами нарушителей.

 

Но, с другой стороны, как законы демократии могли сочетаться с самой философией рабовладельческого общества? К соревнованиям допускались только свободнорожденные мужчины эллинского происхождения, рабам и варварам-иностранцам путь на стадионы был закрыт. Сама суть Игр предполагала, прежде всего, подготовку хорошо обученных воинов для дальнейшего ведения боевых действий и усмирения непокорных, поэтому неэллинам незачем было укреплять своё тело и совершенствовать свою физическую подготовку. Единственными видами соревнований, в которых принимали участие рабы, были конные скачки и гонки на колесницах, самые опасные виды состязаний, участники которых часто погибали. В случае победы раб получал шерстяную повязку на голову, а лавровый венок победителя доставался хозяину лошади [см.: 9].

 

Также на Игры не допускали женщин, устаивая для них отдельные соревнования в другое время. Вот такая демократия по-древнегречески.

 

Возродив лучшие традиции древних греков по проведению спортивных соревнований, именуемых Олимпийскими играми, французский барон Пьер де Кубертен и представители созданного для этих целей Международного Олимпийского комитета создали и утвердили свод правил и положений, называемых Олимпийской хартией. В ней указано, что целью олимпийского движения является способствование построению лучшего мира, воспитание молодёжи средствами спорта без дискриминации в атмосфере взаимопонимания, дружбы, солидарности и честной игры [см.: 8].

 

Однако уже с I Олимпийских игр современности 1896 года декларируемые принципы стали трактоваться как-то особо. Так, на эти Игры не были допущены женщины, что официально объяснялось заботой о женском здоровье [см.: 16].

 

В начале ХХ века география мирового спорта существенно расширилась, способствуя преодолению культурной разобщённости народов и прозрачности границ. Спорт стал играть всё более важную роль в формировании мнения о государстве, его престиже и весе в мире в глазах международного сообщества.

 

Однако иногда спортивные соревнования, наоборот, стали вызывать обострение некоторых давно назревших разногласий между отдельными государствами, возникающих вследствие различий в культурных традициях, вероисповедании, законодательстве и политических интересах.

 

Первым серьезным вызовом олимпийским идеалам стало проведение в период III Летних Олимпийских игр 1904 года в американском Сент-Луисе специальных состязаний для представителей «нетитульных» наций, которых не допустили до основных соревнований. Расизм и дискриминацию по отношению к участникам проявили сами организаторы Олимпиады, очевидно с молчаливого согласия правительства США. Дело в том, что в то время олимпийские соревнования проходили во время Международных ярмарок и являлись их частью. В качестве одного из мероприятий ярмарки организаторы специально отобрали тридцать «расовых типов», в числе которых индейцы, пигмеи, темнокожие, филиппинцы, патагонцы, японские айну, эскимосы и другие, и отвели два «Антропологических дня», чтобы их представители состязались друг с другом в 18 дисциплинах, как в обычных – беге, прыжках, толкании ядра, метании копья, стрельбе из лука, перетягивании каната, так и в псевдо-спортивных, таких как подъем по шесту, смазанному жиром, и в борьбе в грязи, явно подразумевающих культурное превосходство белых [см.: 15].

 

Одним из инициаторов данного мероприятия, напоминающим «человеческий зоопарк», стал руководитель по физической культуре, главный организатор Олимпийских игр 1904 года Джеймс Салливан, один из основателей Любительского спортивного союза, который был, возможно, самой влиятельной фигурой в любительском спорте США того времени [см.: 21].

 

«Антропологические дни» были предназначены для подтверждения предполагаемых теорий различий в спортивных способностях между различными нетитульными расами и в дальнейшем сравнении их спортивных умений с представителями расы европеоидной, доказывая физическое превосходство белых. Победителю данного мероприятия организаторы вручали вместо олимпийской медали американский флажок, приз даже ещё более унизительный и бесполезный, чем шерстяная повязка на голову.

 

Однако в процессе состязаний что-то пошло не так, и группы национальных меньшинств, привлеченные для «выступления на играх» и набранные, как правило, без учета их профессиональной подготовки, отказывались соревноваться ожидаемым образом, не прикладывая должных усилий. В результате чего в официальных отчётах ярмарки чуть позже «дикие и нецивилизованные племена» были объявлены неполноценными спортсменами, которых «сильно переоценивают» [15].

 

Предпосылки для проведения подобных состязаний были, учитывая, что в обществе того времени господствовали очевидные империалистические устремления, а европейские колонии по всему миру являлись локомотивом промышленной революции. Во второй половине XIX века по мере развития спорта и повышения его влияния в обществе происходит пересечение спорта и антропологии. Западные ученые пытались сравнивать физические возможности разных рас и народностей. Тема, безусловно, интересная и полезная, однако её интерпретация в то время явно подразумевала приоритет белой расы над «дикарями». Притом многие из этих «специалистов-антропологов» занимали высокие посты в спортивных обществах и союзах своих стран.

 

С другой стороны, колониальная экспансия подняла у рядовых обывателей интерес к познанию мира, и проводимые на рубеже веков различные этнографические выставки всегда приносили хорошую прибыль. Поэтому «Антропологические дни», проходившие при большом стечении зрителей, также не оставили организаторов в накладе [см.: 22].

 

Основатель современного олимпийского движения барон Пьер де Кубертен, не присутствовавший в эти дни в Сент-Луисе лично, получил отчет от одного из представителей олимпийского комитета и был крайне потрясен таким осквернением олимпийских идеалов и дискредитацией Олимпийской Хартии. Он, в частности, заявил: «Что касается этой возмутительной шарады, то она, конечно, потеряет свою привлекательность, когда черные, красные и желтые научатся бегать, прыгать и бросать, оставив белых позади» [19].

 

Выступая с критикой расовой сегрегации, Кубертен добился того, чтобы подобной «Олимпиады для белых» больше не повторилось, однако сделано это было уже после проведения данных соревнований. Мирового осуждения и порицания теории «научного расизма» так и не произошло. МОК был в то время ещё слабой и недостаточно влиятельной структурой в мире, да и финансовая сторона вопроса организации Игр заставляла его представителей на многое закрывать глаза.

 

Несмотря на то, что на официальном уровне разделения участников Олимпийских игр по расовому и национальному принципу больше не происходило, негласные притеснения «небелых» в западном обществе ещё какое-то время присутствовали. Наиболее яркий пример – история американского индейца Джима Торпа, сенсационного завоевавшего 2 золотые медали на Олимпийских играх 1912 года в труднейших видах лёгкой атлетики – пятиборье и десятиборье, со значительным преимуществом над своими конкурентами. После Игр, несмотря на большое число протестов спортсменов и общественности, он был несправедливо дисквалифицирован за то, что ранее якобы профессионально играл в бейсбол. Реабилитировали Торпа только через 60 лет, уже после его смерти [см.: 17].

 

Если посмотреть на составы американской команды на Олимпиадах 20-х, начала 30-х годов ХХ века, то можно заметить, что там практически все спортсмены были представителями белой расы.

 

В 1936 году случились другие Олимпийские игры с ярко выраженным национальным вопросом, представленным для мировой общественности в более завуалированном виде и проявившимся гораздо позже в более ужасной форме.

 

В 1931 году МОК выбирал хозяина Игр между двумя кандидатами: Берлином и Барселоной. При голосовании победу одержал Берлин, набрав 43 голоса против 16 [см.: 6]. На решение членов МОК повлиял ряд факторов. Во-первых, это была своеобразная компенсация за отмененные в Берлине по причине начала I Мировой войны VI Олимпийские игры 1916 года. Во-вторых, предполагалось, что проведение Олимпиады поможет Германии быстрее выйти из экономического и политического кризиса. Голосование проводилось за два года до прихода к власти в Германии национал-социалистов во времена Веймарской республики, поэтому никаких негативных морально-этических причин голосовать против немецкого города не было [см.: 2].

 

Барон Пьер де Кубентен не скрывал радости за своих коллег Карла Дима и Теодора Левальда, которые добивались проведения Олимпийских игр в Германии в течение 20 лет.

 

Всё изменилось, когда к власти в Германии в 1933 году пришли национал-социалисты. Руководители Третьего Рейха сразу поняли выгоду проведения в стране столь важного мероприятия с точки зрения продвижения своих националистических идей и возвышения арийской расы. На подготовку к Олимпиаде были брошены все силы и средства. Это были первые в истории капитальные вложения в олимпийскую идею больших государственных средств. За несколько лет были возведены суперсовременные для того времени стадионы, олимпийская деревня, транспортные коммуникации [см.: 18]. Впервые перед началом Игр прошла эстафета олимпийского огня, также это была первая Олимпиада, с которой велись прямые телетрансляции.

 

Однако чем меньше времени оставалось до начала Игр, тем режим стал всё больше проявлять свою нацистскую сущность. В стране начались гонения на евреев, цыган и представителей других национальных меньшинств, руководители Рейха все чаще и громче продвигали свои теории об исключительности немецкой нации.

 

К началу 1936 года представители многих стран уже планировали бойкотировать Олимпиаду, так как в стране-организаторе нарушались права человека, наблюдались явно выраженные проявления расизма и ксенофобии. В 1933 году по инициативе Американского атлетического союза стал всерьёз обсуждаться вопрос о переносе Летней Олимпиады 1936 года из Берлина в Барселону, то есть возникла идея проведения альтернативной Олимпиады [см.: 1]. В Париже в июне 1936 года состоялась Международная конференция в защиту олимпийских идей, громко объявившая о несовместимости олимпийских принципов и факта проведения Игр в тоталитарном расистском государстве. Участники конференции обратились ко всем людям доброй воли, разделяющим идеи олимпизма, с призывом о бойкоте Олимпиады в Берлине [см.: 7].

 

Однако, несмотря на громкие заявления со стороны всего мирового сообщества, «нацистскую Олимпиаду» не стали бойкотировать. Сразу после того, как в декабре 1935 года Союз любительского спорта США проголосовал за участие в Играх, другие страны слепо последовали этому примеру.

 

Важную роль в проведении Олимпиады в Берлине сыграл сам барон Пьер де Кубертен, который к тому времени уже не был руководителем МОК, но мнение которого обладало большим авторитетом в околоспортивных кругах. Кубертен недооценил серьезность расового и национального вопроса у руководства национал-социалистической партии Германии и тем самым фактически поддержал новую «Олимпиаду для арийской расы». Рассматривая происходящее со спортивной точки зрения, встречаясь с Адольфом Гитлером, спортивный чиновник был восхищен размахом спортивного движения в стране и уровнем подготовки к Играм. В конструктивном настрое немцев барона убедила готовность Гитлера финансировать многие идеи Кубертена [см.: 4].

 

В частности, выступая на германском радио 4 августа 1935 года, Кубертен назвал Гитлера «одним из величайших творческих гениев нашей эпохи». В речи на церемонии зажжения олимпийского огня в Греции он отметил заслуги режима с точки зрения развития спорта и олимпийского движения: «Германия первой распространила спорт в толщу народной массы. Подготовка к Олимпиаде ведется в этой стране систематически. В ней рождаются не только новые рекорды и новые виды спорта, но и новые взгляды на спорт, новые методы тренировок. Спартанские идеалы, которыми сейчас движим немецкий народ, способствуют укреплению международного спортивного сообщества. Германия придала спорту новое значение и смысл и тем самым углубляет духовное значение Олимпийских игр, раскрывает мистерию Олимпиад. Заслуги Германии и её вождя перед спортом не нуждаются в доказательствах» [10].

 

В итоге, отказавшись от идеи бойкотировать Олимпийские игры 1936 года, Соединенные Штаты и другие государства Запада лишились возможности занять позицию, которая могла бы остановить Гитлера и поддержать сопротивление нацизму. Те спортсмены и их представители, которые в тот момент поехали в Берлин, фактически дали молчаливое согласие на нарушение важнейшего олимпийского принципа, дали согласие на возможность существования расизма в спорте. В итоге на Берлинской Олимпиаде соревновались 49 спортивных команд со всего мира – больше, чем на любых предшествующих Играх. Официально бойкотировали Игры только две страны: Испания и Литва [см.: 6].

 

Правящая верхушка Третьего Рейха, развивая идею превосходства одной расы над другой, содействовала увольнению евреев из германского спорта, продвигала идею о том, что чернокожие и евреи являются «низшими расами». Вся Германия была увешана листовками с антисемитскими лозунгами, табличками с надписью «евреи нежелательны» и заполнена аналогичными статьями в газетах. Но в течение двух недель в августе 1936 года, во время самих Игр, нацистской диктатуре Адольфа Гитлера пришлось скрывать свой расистский, милитаристский характер. Главе МОК Анри де Байе-Латуру удалось договорился с немцами, что на время Олимпиады все антисемитские надписи будут убраны [см.: 12].

 

Гитлеровский режим использовал Олимпийские игры для того, чтобы ослепить многочисленных иностранных гостей и журналистов блеском миролюбивой и терпимой Германии. Выбор мирового сообщества на участие в Играх как бы выводил Германию из изоляции, которая последовала за ее поражением в I мировой войне.

 

Надо признать, что Олимпийские игры в Берлине в итоге прошли на самом высоком уровне и стали лучшими по организации в первой половине ХХ века. Благодаря руководство Германии сразу после Игр, многие в мире хотели, чтобы и далее Олимпиады всегда были так хорошо организованы, и каждая нация так серьезно принимала участие в их подготовке.

 

При этом у подавляющего числа обычных жителей Германии в 1936 году не было какой-либо неприязни к спортсменам, имеющих «иной внешний вид». Переполненные трибуны стадионов тепло встречали делегации Афганистана, Индии, Египта, Колумбии и других стран на церемонии открытия игр и стоя аплодировали выдающимся победам американского темнокожего легкоатлета Джесси Оуэнса [см.: 14]. По словам очевидцев, Германия влюбилась в Оуэнса – в Берлине он ощущал себя даже гораздо комфортнее, чем на родине.

 

Кадры кинохроники улавливают только кислое и недовольное лицо фюрера, когда победителями оказывались представители не тех рас и народов. С начала Олимпиады он демонстративно посещал только те церемонии награждения, где можно было поздравлять «правильных» спортсменов. Ну а темнокожий американский легкоатлет в пух и прах разбил расовую теорию нацистов, завоевав 4 золотые медали.

 

Однако спортивные функционеры МОК были настолько восхищены успешным проведением Олимпиады, что закрывали глаза на такое «избирательное» поведение руководителей Рейха, делая им замечания лишь в приватных беседах и не афишируя эти проблемы публично.

 

Самое удивительное, что нотки расизма всплыли в и «демократической» Америке уже после завершения Берлинской Олимпиады, не давая забыть наследие «Антропологических дней» Сент-Луиса. Так, президент США Франклин Рузвельт никак не поощрил 4-х кратного олимпийского чемпиона темнокожего Оуэнса ни приглашением в Белый Дом, ни даже телеграммой, так как боялся потерять перед выборами голоса расистски настроенных избирателей южных штатов. Не удосужился отметить великого спортсмена своим вниманием и его преемник Гарри Трумэн [см.: 23].

 

Многие прогрессивные спортсмены мира всё же чётко высказали свою позицию и не поехали в Берлин. На 19–26 июля 1936 года в Барселоне были запланированы альтернативные Народные Олимпийские игры, на которые зарегистрировалось около 6000 спортсменов из 22 стран. Однако в это время в Испании началась гражданская война, и соревнования были отменены, а часть приехавших на Игры спортсменов из других стран даже приняли в ней участие в качестве добровольцев [см.: 20].

 

После II Мировой войны МОК пришлось признать, что его действия перед и во время Олимпийских в Берлине были ошибочными. Организация принесла извинения всему миру за то, что вообще позволила Играм пройти в нацистской стране. Но уже было поздно.

 

Сравнивая события, произошедшие на Летних Олимпиадах 1904 и 1936 годов, становится очевидно, что, несмотря на изначально сформулированные принципы равноправия и независимости спорта от политики, международное сообщество лицемерно не замечало вопиющих нарушений организаторов, заигрывая с ними и проводя политику «двойных стандартов». Без своевременной должной оценки фактов проявления расовой дискриминации при организации и проведении Олимпийских игр 1904 года в США на заре зарождения Олимпизма, в середине ХХ века стало возможно проведение Игр в откровенно расистском государстве. Руководители Третьего Рейха, используя нерешительность и разобщенность мирового сообщества, сумели использовать Олимпийские игры в своих целях – для пропаганды нацистской идеологии на весь мир. Попустительство Гитлеру в спорте привело в дальнейшем к тем печальным событиям, которые унесли миллионы человеческих жизней и разрушили многие европейские государства.

 

Противоречива роль в данных событиях и основателя олимпийского движения барона Пьера де Кубертена, который до конца своих дней следовал одному из основных принципов своей же Олимпийской хартии – «Спорт вне политики», и, будучи зациклен исключительно на спортивную составляющую вопроса, мало вникал в суть происходящих в мире процессов. Совершенно очевидно, что, отвлекаясь от этической стороны взаимоотношений в спорте, велик риск создать ещё больше политических, культурных и социальных проблем. Пьер де Кубертен скончался в 1937 году, за несколько лет до начала II Мировой войны. Если бы он знал о том, что последующая череда событий приведёт к столь катастрофическим последствиям для всего мира, следовал бы он до конца лозунгу «Спорт вне политики»? Вопрос, который навсегда останется без ответа.

 

К сожалению, и после войны уроки истории оказались не до конца изученными. Так, один из главных идеологов Олимпиады 1936 года, поборник нацизма Карл Дим в 1947 году стал ректором основанной им Высшей спортивной школы в Кёльне, которую он возглавлял до конца своей жизни. В 1949 году Дим стал секретарём НОК ФРГ, а с 1950 до 1953 год был спортивным референтом в Федеральном министерстве внутренних дел [см.: 5]. Остались работать в области спорта и другие лица, причастные к идеологической составляющей Берлинской Олимпиады.

 

Парадоксально, но факт. Прошли годы, и самая ужасная трагедия за всю историю спорта произошла 5 сентября 1972 году в Мюнхене, когда Игры снова проводились на территории уже новой демократической Германии. Боевики террористической палестинской организации «Чёрный сентябрь» захватили в заложники членов израильской олимпийской сборной, в результате чего 11 израильтян погибло. И вновь камнем преткновения стал национальный вопрос. При этом члены МОК снова постарались максимально сгладить происходящее, акцентируя внимание общественности на спорте, не перенося и не отменяя Олимпиаду, а только приостановив её на 34 часа. Перспектива получить нокаутирующий имиджевый удар и потерять колоссальные деньги, похоже, напугала спортивных функционеров куда сильнее, чем здравый смысл и безопасность спортсменов [см.: 11].

 

Стоит констатировать, что, возродив лучшие традиции древних греков по проведению Олимпийский игр, современное общество, к сожалению, переняло и их отрицательные проявления, такие как привилегированное положение одного класса над другим. Рассматривая историю современного Олимпийского движения, можно констатировать, что постоянно наблюдаются попытки отдельных государств продвинуть свои собственные национальные интересы в ущерб интересам других, нарушая принципы равноправия и используя при этом все возможные средства и инструменты, часто право сильного и своё влияние.

 

Список литературы

1. Берлин 1936 // История Олимпийских игр: медали, результаты, виды спорта. – URL: http://olimp-history.ru/node/339 (дата обращения: 19.09.2022).

2. Ватлин А. Ю. Германский МИД и подготовка Берлинской Олимпиады 1936 года // Новая и новейшая история. – 2016. – № 4. – С. 28–44.

3. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 312 с.

4. Ищенко В. В., Альтман И. А., Белоусов Л. С., Винклер К., Пешин Н. Л. Олимпиада 1936 года в Берлине: борьба за проведение и поиск альтернатив // Электронный научно-образовательный журнал «История». – 2018. – № 7 (71). – С. 18–42.

5. Карл Дим // Википедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дим,_Карл (дата обращения: 19.09.2022).

6. Летние Олимпийские игры 1936 // Википедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Летние_Олимпийские_игры_1936 (дата обращения: 19.09.2022).

7. Летние Олимпийские игры 1936 // Энциклопедия холокоста. – URL: https://encyclopedia.ushmm.org/content/ru/article/the-nazi-olympics-berlin-1936 (дата обращения: 19.09.2022).

8. Олимпийская хартия. – Лозанна: DidWeDo S.a.r.l., 2019. – 55 с.

9. Павсаний. Описание Эллады / Под ред. Е. В. Никитюк. – СПб.: Аллетейя, 1996. – 563 с.

10. Симонович Л. Олимпизм и «новый мировой порядок». – Белград: Лорка, 2000. – 246 с.

11. Теракт на Олимпийских играх в Мюнхене // Википедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теракт_на_Олимпийских_играх_в_Мюнхене (дата обращения: 19.09.2022).

12. Шамонаев О. МОК девять лет сотрудничал с нацистами. История, о которой стараются не вспоминать // Спорт-экспресс. – URL: https://www.sport-express.ru/olympics/reviews/olimpiyskaya-istoriya-mok-i-nemeckie-nacisty-na-olimpiadah-1936-poslednie-gody-zhizni-pera-de-kubertena-1899513 (дата обращения: 19.09.2022).

13. Шанин Ю. В. Олимпия. История античного атлетизма. – СПб.: Аллетейя, 2001. – 185 с.

14. 1936 Berlin Olympiad (Olympics) // YouTube. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=bV81Py5fAQY&t=8488s (дата обращения: 19.09.2022).

15. Brownell S. The 1904 Anthropology Days and Olympic Games: Sport Race, and American Imperialism (Critical Studies in the History of Anthropology). – Lincoln & London: University of Nebraska Press, 2008. – 420 p.

16. Coubertin P., Philemon T., Politis N. G., Anninos C. Olympic Games, B. C. 776 – A. D. 1896. Second Part: The Olympic Games in 1896. – Athens: Printing Office of the Hestia, 1896. – 120 p.

17. Jim Thorpe // Wikipedia. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Jim_Thorpe (дата обращения: 19.09.2022).

18. Krueger A. Die Olympischen Spiele 1936 und die Weltmeinung: Ihre außenpolitische Bedeutung unter besonderer Berücksichtigung der USA. – Berlin: Bartels & Wernitz, 1972. – 135 s.

19. Laird S. America’s First Olympics Were a Total Mess and Also Quite Racist // Mashable. – URL: https://mashable.com/article/olympics-1904-st-louis (дата обращения: 19.09.2022).

20. People’s Olympiad // Wikipedia. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/People’s_Olympiad (дата обращения: 19.09.2022).

21. Schaffer K., Smith S. The Olympics at the Millennium: Power, Politics, and the Games. – New Brunswick, New Jersey & London: Rutgers University Press, 2000. – 308 p.

22. Sullivan J. E. Spalding’s Official Athletic Almanac for 1905 Special Olympic Number Containing. The Official Report of the Olympic Games of 1904. – New York: The American Publishing Company, 1905. – 280 p.

23. Schaap J. Triumph: The Untold Story of Jesse Owens and Hitler’s Olympics. – New York: Houghton Mifflin Company, 2007. – 288 p.

 

References

1. Berlin 1936 [Berlin 1936]. Available at: http://olimp-history.ru/node/339 (accessed: 19 September 2022).

2. Vatlin A. Yu. German Foreign Ministry and Preparation of the Berlin Olympics in 1936 [Germanskiy MID i podgotovka Berlinskoy Olimpiady 1936 goda]. Novaya i noveyshaya istoriya (Modern and Contemporary History), 2016, no. 4, pp. 28–44.

3. Goloschapov B. R. History of Physical Culture and Sports [Istoriya fizicheskoy kultury i sporta]. Moscow: Academiya, 2001, 312 p.

4. Ischenko V. V., Altman I. A., Belousov L. S., Winkler C., Peshin N. L. The 1936 Berlin Olympics: the Struggle to Host and the Search for Alternatives [Olimpiada 1936 goda v Berline: borba za provedenie i poisk alternativ]. Elektronnyy nauchno-obrazovatelnyy zhurnal “Istoriya” (The Journal of Education and Science “History”), 2018, no. 7 (71), pp. 18–42.

5. Carl Diem [Karl Dim]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дим,_Карл (accessed: 19 September 2022).

6. Summer Olympic Games 1936 [Letnie Olimpiyskie igry 1936]. – Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Летние_Олимпийские_игры_1936 (accessed: 19 September 2022).

7. Summer Olympic Games 1936 [Letnie olimpiyskie igry 1936]. Available at: https://encyclopedia.ushmm.org/content/ru/article/the-nazi-olympics-berlin-1936 (accessed: 19 September 2022).

8. Olympic Charter [Olimpiyskaya khartiya]. Lausanne: DidWeDo S.a.r.l., 2019. 55 p.

9. Pausanias. Description of Hellas [Opisanie Ellady]. St. Petersburg: Alleteya, 1996, 563 p.

10. Simonovich L. Olympism and the “New World Order” [Olimpizm i “novyy mirovoy poryadok”]. Belgrade: Lorka, 2000, 246 p.

11. Munich Massacre [Terakt na Olimpiyskikh igrakh v Myunkhene]. – Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теракт_на_Олимпийских_играх_в_Мюнхене (accessed: 19 September 2022).

12. Shamonaev O. IOC Collaborated with the Nazis for Nine Years. A Story That They Try Not to Remember [MOK devyat let sotrudnichal s natsistami. Istoriya, o kotoroy starayutsya ne vspominat]. Sport-ekspress (Sport-Express). Available at: https://www.sport-express.ru/olympics/reviews/olimpiyskaya-istoriya-mok-i-nemeckie-nacisty-na-olimpiadah-1936-poslednie-gody-zhizni-pera-de-kubertena-1899513 (accessed: 19 September 2022).

13. Shanin Yu. V. Olympia. The History of Ancient Athleticism [Olimpiya. Istoriya antichnogo atletizma]. St. Petersburg: Alleteya, 2001, 185 p.

14. 1936 Berlin Olympiad (Olympics). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=bV81Py5fAQY&t=8488s (accessed: 19 September 2022).

15. Brownell S. The 1904 Anthropology Days and Olympic Games: Sport Race, and American Imperialism (Critical Studies in the History of Anthropology). Lincoln & London: University of Nebraska Press, 2008, 420 p.

16. Coubertin P., Philemon T., Politis N. G., Anninos C. Olympic Games, B. C. 776 – A. D. 1896. Second Part: The Olympic Games in 1896. Athens: Printing Office of the Hestia, 1896, 120 p.

17. Jim Thorpe. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Jim_Thorpe (accessed: 19 September 2022).

18. Krueger A. Die Olympischen Spiele 1936 und die Weltmeinung: Ihre außenpolitische Bedeutung unter besonderer Berücksichtigung der USA. Berlin: Bartels & Wernitz, 1972, 135 s.

19. Laird S. America’s First Olympics Were a Total Mess and Also Quite Racist. Available at: https://mashable.com/article/olympics-1904-st-louis (accessed: 19 September 2022).

20. People’s Olympiad. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/People’s_Olympiad (accessed: 19 September 2022).

21. Schaffer K., Smith S. The Olympics at the Millennium: Power, Politics, and the Games. New Brunswick, New Jersey & London: Rutgers University Press, 2000, 308 p.

22. Sullivan J. E. Spalding’s Official Athletic Almanac for 1905 Special Olympic Number Containing. The Official Report of the Olympic Games of 1904. New York: The American Publishing Company, 1905, 280 p.

23. Schaap J. Triumph: The Untold Story of Jesse Owens and Hitler’s Olympics. New York: Houghton Mifflin Company, 2007, 288 p.

 
Ссылка на статью:
Сидоренко А. С. Проявление государственного расизма в международном олимпийском движении первой половины ХХ века // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2022. – № 3. – С. 76–88. URL: http://fikio.ru/?p=5119.
 

© Сидоренко А. С., 2022

Яндекс.Метрика