Конспирологические теории вокруг COVID-19: анализ интернет-постов

УДК 159.9.016

 

Уткина Екатерина Вячеславовна – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Гуманитарный институт, Высшая школа инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики, студент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: alis5322583@gmail.com

Авторское резюме

Цель работы: Данное исследование было проведено с целью изучения такого явления, как возникновение и распространение конспирологических теорий о COVID-19.

Методы исследования: Для изучения данной темы были найдены и проанализированы посты и комментарии людей, размещенные на платформах Twitter, Яндекс.Дзен, Ответы mail.ru и YouTube.

Результаты: В результате исследования было выяснено, что большинство респондентов писали посты с целью предостережения других от «неправильной» информации (33 %). Чаще всего посты находились на такой платформе, как YouTube (35 %). Также выяснилось, что люди в основном уверены в той информации, которую они излагают в постах (72 %). Теории заговора, касающиеся вакцинации от коронавируса, встречались чаще всего (31 %). Обычно люди не проявляли агрессии в отношении тех, кто был с ними не согласен (86 %). Большей частью респонденты пытались обосновать теории, о которых они писали (61 %).

Область применения результатов: Полученные результаты позволяют лучше понять, как, кем и с какой целью распространяются теории заговора о COVID-19. Статья может быть полезна для разработки методов противодействия циркуляции ошибочных конспирологических представлений о пандемии.

Вывод: Чаще всего распространением информации о COVID-19 занимаются люди, которые переживают за своё здоровье и за жизнь других людей. Они не сомневаются в своей правоте, но при этом не проявляют агрессии в отношении к несогласным с ними. Они полностью верят в информацию, излагаемую в постах, при этом пытаясь обосновать конкретные представления о COVID-19 и заставляя других тоже верить в них.

 

Ключевые слова: конспирология; COVID-19; вакцинация; заговор.

 

Conspiracy Theories about COVID-19: Internet Post Analysis

 

Utkina Ekaterina Vyacheslavovna – Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Institute of Humanities, Graduate School of Engineering Pedagogy, Psychology and Applied Linguistics, student, Saint Petersburg, Russia.

Email: alis5322583@gmail.com

Abstract

Aim: The research was conducted to study the phenomenon of the emergence and spread of conspiracy theories about COVID-19.

Research methods: To study this topic, people’s posts and comments run on the platforms of Twitter, Yandex Zen, Answers mail.ru and YouTube were found and analyzed.

Results: The study found that the majority of respondents wrote posts with the aim of warning others about “incorrect” information (33 %). Most often, the posts were on a platform such as YouTube (35 %). It also turned out that people were mostly confident in the information they presented in their posts (72 %). Coronavirus vaccination conspiracy theories were the most common (31 %). Usually, people did not show aggression towards those who disagreed with them (86 %). Most of the respondents tried to substantiate the theories they wrote about (61 %).

Implications: Findings provide insight into how, by whom, and for what purpose, conspiracy theories about COVID-19 are disseminated. The research may be useful for developing methods to combat the circulation of erroneous conspiracy theories about the pandemic.

Conclusion: Most often, people who worry about their health and the lives of others are responsible for spreading the information about COVID-19. They are fully convinced that they are right, but at the same time they do not show aggression towards those who disagree with them. They completely believe in the information presented in the posts, while trying to prove some specific ideas and forcing others to believe in them.

 

Keywords: conspiracy theory; COVID-19; vaccination; conspiracy.

 

«Теории заговоров» существовали всегда, поэтому говорить об этом феномене как о новом не стоит. «По мнению А. Г. Дугина, конспирология постепенно становится легитимным стилем, своего рода модой, причем имеются определённые основания утверждать, что интерес к конспирологическим концептам является не просто краткосрочным увлечением, но устойчивой социологической тенденцией» [6, с. 126]. Также автор данной статьи утверждает, что «…корни растущей популярности конспирологических теорий следует искать в глубинных социальных и психологических потребностях человека» [6, с. 126]. «Все “теории заговоров” “ориентированы на потребителя”, они всегда касаются того, что (или кто) угрожает жизни и благополучию людей» [7, с. 506]. Появление и распространение коронавируса благодаря подаче медиа возведено в ранг мировой катастрофы [см: 1; 2]. СМИ формируют в сознании людей новую реальность, в которой неосознанно или специально нагнетается массовый психоз [см.: 8, с. 97]. Недоверие официальным источникам информации способствовало появлению массы слухов [см.: 3] и фейковых новостей [см: 4]. Также стоит сказать, что из-за сложности проблемы пандемии «количество разнообразных моделей развития конспирологических теорий увеличилось» [9, с. 309]. Информация, транслируемая через интернет-пространство, может как служить для пользы общества, так и представлять опасность. То, что и каким образом говорится о явлении не только отражает существующие представления, но и определенным образом конструирует реальность [см.: 5].

 

В данной статье были проанализированы 100 постов, в которых люди писали о конспирологических теориях, связанных с COVID-19. Посты были найдены на таких платформах, как YouTube, Twitter, Яндекс.Дзен и Ответы Mail.ru. Больше всего постов, то есть комментариев, было найдено на платформе YouTube – целых 35 %, на Яндекс.Дзене было найдено 28% постов, в которых излагали неофициальную информацию о COVID-19, на третьем месте стоит Twitter – 26 %, и на последнем месте Ответы mail.ru – всего 11 %. Из данной статистики можно сделать вывод, что более популярной платформой для людей, распространяющих конспирологическую информацию о коронавирусе, является YouTube.

 

Самой популярной темой, о которой писали люди в постах, стала вакцинация от COVID-19 (31 %). Некоторые авторы считают, что при помощи вакцинации над народом намеренно ставят эксперименты. Люди также писали, что данную вакцинацию опасно делать, так как её действенность и побочные эффекты не проверены должным образом. Вот некоторые цитаты из них (здесь и далее сохранены авторские орфография и пунктуация): «Это вакцина то “сотая часть вируса”? Да она опасней в сто раз! Ваш собственный организм после “вакцинации”… спутником начинает продуцировать S-белок в лошадиных дозах, а этот белок сам по себе яд!», «Не колите эту жижу, и всё будет нормально», «Альштейн заинтересованное лицо в продвижении вакцины (пока полностью непроверенной), то есть в проведении медицинского эксперимента». Также одной из популярных теорий является утверждение, что COVID-19 не существует (25 %). Многие считают, что правительство выдумало коронавирус в своих целях: «Существует ОРВИ, а страшное слово “коронавирус” придумали политологи и психологи, чтобы запугать народ». 24 % людей из проанализированных постов считают, что коронавирус является всемирным заговором. В отличие от других конспирологических теорий, авторы представляют себе что-то глобальное и всеохватывающее, то есть считают, что весь мир находится под контролем какой-то группы, и это именно она при помощи COVID-19 выполняет какой-то план. Вот пример из поста: «Приучают к лишениям, чтобы потом дальше над людьми издеваться, а дальше, вакцинирование, чипирование, а после страшнее будет». Теорию, что коронавирус является биологическим оружием Китая или США, высказали 8 %: «Ещё в 2014 году Обама наложил запрет на финансирование и дальнейшее исследование и работу над ЭТИМ типом вируса». Стоит отметить и другие посты о теориях заговора о COVID-19: 3 % из всех постов говорят о том, что COVID-19 является следствием утечки из лаборатории в Ухане; в 4 % постов говорится, что COVID-19 не является новым вирусом, а существует и известен уже очень давно; согласно 1 % постов, переболевшие коронавирусом позднее обретают слабоумие; 1 % думает, что данный вирус завезли инопланетяне. Исходя из высказываний людей можно сделать вывод, что основной из причин возникновения конспирологических теорий является недоверие к науке и правительству, а также страх за собственную жизнь.

 

Исследуемые теории изначально не являются доказательными, но всё же многие люди пытаются их объяснить так, чтобы люди поверили им. 61 % людей пытается объяснить свою точку зрения относительно высказанных ими конспирологических теорий, 39 % же выражают собственное мнение как что-то, что не может быть опровергнуто. Вот некоторые примеры обоснования позиции: «“Оммикрон” только что появился, но вакцину уже изобрели, изготовили, испытали, сертифицировали и вкалывают… Неужели у людей не возникает вопроса о чиновничьем беспределе? К медицине вакцинация от мутирующих вирусов не имеет никакого отношения… да и доказано давно, что прививка и есть шаг к ускоренной мутации вируса». «Тесты липовые и вакцина липовая. Много случаев, когда после вакцин не обнаруживали антитела. И ещё больше случаев, когда тесты ничего не показывали, и люди болели сами дома, зато потом показывали антитела».

 

Стоит также рассмотреть мотивы людей при написании данных постов. 28 % постов были написаны с целью высказывания недовольств: «В платной поликлинике их до сих пор тиранят намордниками. Попросила доктора снять, ибо мне аж тяжко дышать при виде маски на его лице. Когда кончится эта лжепандемия?». Люди возмущались по поводу различных ограничений из-за пандемии, также возмущения строились на том, что люди не верят в их конспирологические теории о COVID-19. 22 % постов построены на принципе рассуждения, то есть целью человека при написании поста является выяснить, является ли истиной конкретная теория: «Ковид существует, или это всё массовый гипноз и глобальный обман?». Люди писали посты о конспирологических теориях о коронавирусе, чтобы разобраться в высказанных ими теориях. 33 % писали данные посты, чтобы предостеречь пользователей Интернета от воздействия правительства на их здоровье путём вакцин и других принятых мер от коронавируса: «Если вирус сильно мутирующий, то он изменится и приспособится. А ещё большой долей вероятности усилится и возникнет антителозависимое усиление инфекции. А все эти побочки после мутных уколов сейчас являются цветочками. А ягодки будут впереди». 17 % просто излагали ложную информацию о COVID-19: «Новое швейцарское исследование: прививки против Covid-19 повышают риск миокарда в 800 раз у молодых людей».

 

Некоторые авторы проанализированных постов проявляют агрессию по отношению к тем, кто с ними не согласен, но их всего 14 %: «Сегодня 05.02-“ваксы” Ау? У вас там не подгорает, а? Шаблончик то без вашего согласия меняться начал. Всё! “ковидфюреры” начинают потихоньку сливаться! А вас понять можно… злитесь, на самих себя, что опять кинули, ширнулись вхолостую!» Остальные 86 % спокойно высказывают своё мнение: «Коронавирус всегда существовал, как и вирусы гриппа, и прочих заболеваний. Но кому-то очень надо было сделать на этом деньги – вот и выбрали его».

 

Стоит обратить внимание на уверенность людей в своих высказываниях: 72 % людей абсолютно уверены в том, что они пишут: «Не вакцинировалась и не собираюсь. Изначально было понятно что это не вакцина», 20 % готовы выйти на спор, но при этом также верят в конспирологическую теорию о коронавирусе, о которой они пишут: «Люди добрые Вы уверены что “Ковид” существует? а может Фармацевты нас тихо убивают своими пилюльками?», 8 % сомневаются в теориях и пишут посты с целью лучше разобраться в представленных темах: «Почему в России замалчивают ковид-диссединтов? Кто придумал миф о коронавирусе? Почему нас хотят запереть в намордниках?». Получается, что больший процент людей полностью уверены в информации, которую они излагают.

 

Осталось разобраться в том, насколько популярны посты, включающие в себя ложную информацию о вирусе COVID-19, среди пользователей Интернета. Нет никаких реакций на 13 % постов, менее 10 реакций у большинства постов – целых 53 %, больше 10 реакций у 23 %, больше 40 – у 4 % и больше 2000 реакций у 1 % из всех проанализированных постов. Например, один из постов получил 102 лайка и 2 ответа, ещё один из постов получил 13 лайков и 1 ответ, а самый популярный пост находится на платформе Twitter. Он собрал 2220 отметок «Нравится», 295 ретвитов и 7 твитов с цитатами. Таким образом, мы приходим к выводу, что существуют посты, получившие большое внимание у пользователей Интернета, но всё же на большинство конспирологов обращает внимание незначительное количество людей.

 

Анализ псевдонаучных теорий о Covid-19, которые транслируются пользователями в русскоязычной сети, показывает, что люди стремятся поделиться информацией, чтобы предостеречь других, ведь они считают, что научная информация неверна, искренне не сомневаются в правильности тех теорий, о которых они пишут. Чаще всего люди не проявляют агрессию по отношению к тем, кто не согласен с ними, а спокойно реагируют на их мнение. Конспирологические теории о COVID-19 последнее время приобретают всё большие масштабы, некоторые из исследуемых постов набрали более 100 и 2000 реакций, но большинство постов особой популярности так и не получают. Самой распространённой темой для создания теорий заговора стала вакцинация, менее популярными, но при этом также известными, являются теории, что коронавирус стал следствием мирового заговора и что данного вируса не существует. Люди в большинстве случаев пытаются обосновать собственную точку зрения путём приведения аргументов, которые иногда являются просто различными примерами. Таким образом, можно утверждать, что чаще всего конспирологические теории о коронавирусе распространяются обычными людьми, которые переживают за свою жизнь.

 

Список литературы

1. Быльева Д. С., Лобатюк В. В. Образ цифрового будущего общества через призму пандемии // Философская мысль. – 2021. – № 2. – С. 11–23. DOI: 10.25136/2409-8728.2021.2.35169

2. Ефанов А. А., Банщикова В. О. Технология конструирования профессионального имиджа медицинского работника: медиадискурс COVID-19 // Technology and Language. – 2021. – № 3(2). – С. 16–38. DOI: 10.48417/technolang.2021.03.03.

3. Куликов Е. М., Лапсарь М. В. Распространение слухов в условиях пандемии коронавируса COVID-19: социологический аспект // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2021. – № 2 (52). – С. 113–116.

4. Садыков Д. И., Ахметьянова Н. А. Распространение фейковых новостей во время пандемии COVID-19 // Colloquium-journal. – 2020. – № 8 (60). – С. 78–79. DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11546.

5. Кекельберг М. Ты, робот: о лингвистическом конструировании искусственных других // Technology and Language. – 2022. – № 1(3). – С. 57–75. DOI: 10.48417/technolang.2022.01.07

6. Самыгин П. С., Самыгина Л. В., Самыгин С. И., Левандина И. А. Конспирологические теории и пандемия коронавируса // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2020. – № 3. – С. 125–132. DOI: 10.17213/2075-2067-2020-3-125-132

7. Баканов И. В. Конспирология как феномен современной социокультурной реальности // Инновационные подходы в современной науке. – Нефтекамск: Мир науки, 2017. – С. 502–511.

8. Голубых М. Н. Роль СМИ в формировании отношения людей к пандемии коронавируса // Наукосфера. – 2021. – № 7–1. – С. 97–100.

9. Ардашев Р. Г. Конспирологические теории как показатель социальной напряженности при пандемии COVID-19 // Пространства социальной напряжённости и стратегические консенсусные взаимодействия в XXI веке. – Москва: Академия управления МВД России, 2020. – С. 308–311.

 

References

1. Byleva D. S., Lobatyuk V. V. Image of Digital Future of the Society Through the Prism of Pandemic [Obraz tsifrovogo buduschego obschestva cherez prizmu pandemii]. Filosofskaya mysl (Philosophical Thought), 2021, no. 2, pp. 11–23. DOI: 10.25136/2409-8728.2021.2.35169

2. Efanov A. A., Banschikova V. O. Technology for Professional Image Construction of a Medical Worker: COVID-19 Media Discourse [Tekhnologiya konstruirovaniya professionalnogo imidzha meditsinskogo rabotnika: mediadiskurs COVID-19]. Technology and Language, 2021, no. 3(2), pp. 16–38. DOI: 10.48417/technolang.2021.03.03

3. Kulikov E. M., Lapsar M. V. Spreading Rumors in the Context of the COVID-19 Coronavirus Pandemic: A Sociological Aspect [Rasprostranenie slukhov v usloviyakh pandemii koronavirusa COVID-19: sotsiologicheskiy aspect]. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii (Herald of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation), 2021, no. 2 (52), pp. 113–116.

4. Sadykov D. I., Ahmetyanova N. A. Spreading of Fake News in the Time of the COVID-19 Pandemic [Rasprostranenie feykovykh novostey vo vremya pandemii COVID-19]. Colloquium-journal, 2020, no. 8 (60), pp. 78–79. DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11546

5. Kekelberg M. You, Robot: On the Linguistic Construction of Artificial Others [Ty, robot: o lingvisticheskom konstruirovanii iskusstvennykh drugikh]. Technology and Language, 2022, no. 1 (3), pp. 57–75. DOI: 10.48417/technolang.2022.01.07

6. Samygin P. S., Samygina L. V., Samygin S. I., Levandina I. A. Conspiracy Theories and the Coronavirus Pandemic [Konspirologicheskie teorii i pandemiya koronavirusa]. Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsialno-ekonomicheskie nauki (Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI). Series: Socio-Economic Sciences), 2020, no. 3, pp. 125–132. DOI: 10.17213/2075-2067-2020-3-125-132

7. Bakanov I. V. Conspirology as a Phenomenon of Modern Socio-Cultural Reality [Konspirologiya kak fenomen sovremennoy sotsiokulturnoy realnosti]. Innovatsionnye podkhody v sovremennoy nauke (Innovative Approaches in Modern Science). Neftekamsk: Mir nauki, 2017, pp. 502–511.

8. Golubykh M. N. Role of the Media in Forming Personal Attitude to the Coronavirus Pandemic [Rol SMI v formirovanii otnosheniya lyudey k pandemii koronavirusa]. Naukosfera (Science Sphere), 2021, no. 7–1, pp. 97–100.

9. Ardashev R. G. Conspiracy Theories as an Indicator of Social Tension in the COVID-19 Pandemic [Konspirologicheskie teorii kak pokazatel sotsialnoy napryazhennosti pri pandemii COVID-19]. Prostranstva sotsialnoy napryazhennosti i strategicheskie konsensusnye vzaimodeystviya v XXI veke (Spaces of Social Tension and Strategic Consensus Interactions in the XXI Century). Moscow: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2020, pp. 308–311.

 
Ссылка на статью:
Уткина Е. В. Конспирологические теории вокруг COVID-19: анализ интернет-постов // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2022. – № 3. – С. 61–67. URL: http://fikio.ru/?p=5156.
 

© Уткина Е. В., 2022

Яндекс.Метрика