Инструменты российских вузов для увеличения объема академической мобильности со странами Юго-Восточной Азии

УДК 37.014.25

 

Лосев Константин Викторович – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кафедра рекламы и современных коммуникаций, заведующий кафедрой, профессор, доктор экономических наук, Санкт-Петербург, Россия.

Email: k.losev@mail.ru

SPIN: 7760-7766

Тимофеев Иван Александрович – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, преподаватель, кафедра иностранных языков, аспирант, Санкт-Петербург, Россия.

Email: molsoncan@yandex.ru

SPIN: 7298-7691

Авторское резюме

Состояние вопроса: Глобальные социально-экономические и политические процессы начала 20-х годов XXI века меняют направления сотрудничества российских университетов. Одни направления теряют актуальность, другие увеличивают свое значение в рейтинге актуальных векторов для взаимодействия. При этом многие регионы, с которыми до сих пор контакты были не столь активны, выходят на более значимые позиции.

Методы исследования: В работе проведен анализ исторического опыта, а также современных примеров входа на новые рынки высшего образования. Приводятся и сопоставляются различные инструменты по работе с иностранными университетами, а также предпринимаются попытки экстраполировать полученные данные на работу в регионе в целом.

Результаты: В статье предложены методы и подходы, применяемые российскими вузами для наращивания сотрудничества с университетами Юго-Восточной Азии. Авторы рассматривают специфику международных отношений и исторический опыт взаимодействия со странами региона. Дается оценка перспектив сотрудничества в сфере образования с развивающимися странами, предложены способы установления первичных контактов.

Область применения результатов: В ближайшие годы российским вузам предстоит работа с новыми партнерами из непривычных на сегодняшний день регионов мира. Уже сейчас можно определить общие паттерны при создании взаимовыгодного сотрудничества для обеих сторон. В статье демонстрируются проектные наработки российских вузов, идеи для привлечения сторонней помощи при работе с местными университетами, а также универсальные методы и шаги для построения доверительного партнерства.

Выводы: Успешный исторический опыт международного сотрудничества открывает возможности для выстраивания доверительных отношений с интересующими вузами. Отличным подспорьем в начале работы могут послужить правительственные организации, ответственные за продвижение российской культуры, если такие действуют в данной стране. Что касается инструментов, запускающих двустороннее сотрудничество, лучше всего работает постепенное внедрение комплекса мероприятий для студентов и преподавательского состава. Эти мероприятия могут быть взяты за основу для других видов академического сотрудничества.

 

Ключевые слова: иностранные студенты; инструменты рекрутинга; международное образование; академический обмен.

 

Tools Used by Russian Universities to Intensify Academic Mobility with South-East Asia

 
Losev Konstantin Viktorovich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Department of Advertising and Modern Communications, Head of the Department, Professor, Doctor of Economics, Saint Petersburg, Russia.

Email: k.losev@mail.ru

Timofeev Ivan Alexandrovich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Lecturer, Department of Foreign Languages, post-graduate student, Saint Petersburg, Russia.

Email: molsoncan@yandex.ru

Abstract

Background: Global international processes in social, economic and political field are changing vectors of cooperation for Russian Universities in 2020s. While certain directions lose popularity, others become more relevant. Also, new regions appear on the map of cooperation in higher education and academic mobility.

Results: The article proposes methods and approaches, used by Russian universities in order to increase cooperation with South-East Asia. The authors consider specific features of international relations and analyze historical background of interaction with the region’s countries. The researchers dwell on prospects of cooperation with developing countries, trying to find general tools to establish first contacts.

Research implications: The years to come will force Russian universities to work with new partners from uncommon countries with less significant volume of cooperation before. Thus, the authors strived to define general patterns to create partnerships of mutual benefit. The article demonstrates Russian universities experience, opportunities for getting assistance when entering uncommon markets and universal steps for partnership based on trust.

Research methods: The work analyzes historical background alongside with modern examples of establishing new contacts with local universities. The authors propose and speculate on tools and approaches to dealing with foreign universities. The article tends to extrapolate current experience, making it available for work within the region.

Conclusion: Successful experience of bilateral cooperation between the countries boosts future cooperation activities. Also, the authors find governmental entities that promote Russian culture in the country a remarkable aid in the process of building contacts. Another conclusion is that various tools work better when combined and when they offer activities for both students and academic staff. Such activities give birth to new ideas of future steps for cooperation.

 

Keywords: international students; instruments for recruitment; international education; academic exchange.

 

В данной статье мы рассмотрим достаточно экзотическое направление для экспорта российского высшего образования – Юго-Восточную Азию. Студенты из стран региона – нечастые гости в российских вузах, однако в современных геополитических условиях стоит рассмотреть этот регион как перспективное направление. Дело здесь не только в поиске новых талантов. Сам регион является быстро растущим как в плане населения, так и в плане экономики. В странах возникает потребность в квалифицированной рабочей силе. Сотрудничество со странами, чей экономический потенциал имеет тенденцию к росту в 20-ые годы XXI века, может стать важной составляющей благополучия России в ее ближайшем будущем. В свою очередь данные страны выигрывают от сотрудничества с Россией, чье высшее образование высоко ценится в мире, и прежде всего в развивающихся странах, переживающих период промышленного роста. Опыта работы со странами региона на данный момент немного, однако определенные попытки предпринимаются, и некоторые вузы делятся своими наработками с коллегами. В частности, ряд отечественных вузов возрождает добрую традицию взаимоотношений в сфере высшего образования с Вьетнамом. Когда-то студентов из данной страны радушно принимали в еще советских университетах. С начала пятидесятых годов прошлого века по сегодняшний день общее количество вьетнамских выпускников, подготовленных в СССР и России, составляет более 30 000 специалистов [см.: 1].

 

П. С. Голомидова, представляющая Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, описывает практики российских вузов по привлечению студентов из Республики Вьетнам. Был рассмотрен опыт РУДН, МИФИ, Томского Политехнического Университета, СПбГУ и некоторых других вузов, принимающих наибольшее число вьетнамских студентов в России. В некоторых случаях отмечается помощь правительственных организаций, способствующих установлению контактов с зарубежными вузами. Например, в исследовании отмечается участие вузов в проведении олимпиад для старшеклассников, реализуемых Представительством Россотрудничества во Вьетнаме, которое содействует продвижению российских вузов и популяризации российского образования в стране.

 

Сопутствующим инструментом является продвижение русского языка и программ РКИ. РУДН в рамках программы «Время учиться в России – время учить русский» проводит повышение квалификации вьетнамских преподавателей и учителей русского языка, оказывает методическую помощь образовательным учреждениям, в которых осуществляется преподавание русского языка, организует игровые мероприятия и интерактивы, вовлекающие в использование русского языка. К таким мероприятиям подключаются и другие российские вузы, благодаря чему растет общее число многосторонних контактов. Сам РУДН также участвует в проведении дней русского языка во Вьетнаме.

 

Надежным способом установить доверительные отношения на этапе раннего знакомства является партнерство со школами, к которому прибегают Томский государственный университет (ТГУ), а также Томский политехнический университет (ТПУ). ТГУ сообщает о положительных результатах, отраженных в привлечении 20 выпускников школы-партнера для обучения в вузе в 2019 году.

 

Академическую мобильность можно также развивать как одно из направлений глобальных проектов, включающих в себя реализацию совместных образовательных программ с интенсивным изучением русского языка, создание лабораторий и научных центров, участие в конференциях. Рост точек соприкосновения между вузами создает больше возможностей для взаимных стажировок и мероприятий по мобильности студентов и персонала [см.: 2].

 

Подводя итог, автор отмечает необходимость комплексного подхода к методам привлечения студентов из Республики Вьетнам, так как результаты достигаются при помощи самых разных форм деятельности – от олимпиад до представительства вузов в интересующей стране. Мы добавим к проведенному анализу несколько замечаний. Исторически хорошие отношения между странами дают возможность легко внедрять различные инструменты и получать поддержку от Правительств обоих государств. Возможно, это тот случай, когда количество действительно переходит в качество. Создание множества точек соприкосновения порождает новые идеи для сотрудничества и увеличивает узнаваемость российских вузов в стране и регионе в целом.

 

Во второй части нашего обзора рассмотрим страну Юго-Восточной Азии, с которой объем образовательных контактов России значительно ниже. Опытом работы с такой страной как Индонезия делится Е. В. Вохрышева из Самарского филиала Московского городского педагогического университета. В России и российских университетах об Индонезии знают мало, что, конечно, негативно сказывается на потенциале сотрудничества. Это государство, расположенное на островах Тихого и Индийского океана, с населением свыше 270 млн человек занимает по численности населения четвертое место в мире (по данным 2020 года). Если брать во внимание высокие темпы развития региона в целом и Индонезии как крупнейшего государства данного региона в частности, рост потребности в квалифицированных кадрах создает запрос на образовательные услуги. Далее рассмотрим, какую оценку перспективе сотрудничества в сфере образования с Индонезией дает автор статьи.

 

Возможно, это удивит, но толчком для сотрудничества по столь необычному направлению стала пандемия COVID-19. Переход на дистанционные образовательные технологии и удаленные способы коммуникации стерли понятия о географической удаленности вуза-партнера. Вынужденная необходимость взаимодействовать с другими вузами онлайн открыла возможность наладить контакты с любыми образовательными организациями мира. К такому выводу пришли сотрудники Самарского филиала Московского педагогического университета и развернули сотрудничество с вузами Индонезии.

 

Одним из результатов взаимодействия явилась серия международных конференций, на которой студенты двух стран читали доклады и обменивались мнениями. Поощрялось и неформальное общение между ребятами для дальнейшего укрепления межвузовских контактов на различных уровнях. В течение следующего года было проведено еще несколько конференций, к участию в которых привлекалось все больше студентов из Индонезии.

 

Вторым направлением сотрудничества стало непосредственно обучение. Студентам из Индонезии были предложены программы обучения «Иностранный язык» и «Теория перевода», тогда как в качестве встречной инициативы был проведен открытый онлайн-урок для школьников Самары и Самарской области на тему «Индонезийская культура: традиции и обычаи».

 

Далее студенты и преподаватели привлекались к работе с новыми модулями, подготовленными для двустороннего сотрудничества с Индонезией. Преимущественно образовательные мероприятия проходили по лингвистическим и юридическим направлениям.

 

Е. В. Вохрышева отмечает удовлетворенность обеих сторон от проведенных мероприятий и созданных проектов, так как каждая новая инициатива вовлекала всякий раз бóльшее количество участников. При этом одно мероприятие создавало площадку для реализации последующих идей по совместной работе с вузом-партнером. Таким образом, создавалась естественная цепочка событий, сближающих оба университета и пополняющая историю взаимодействия. Автор также высоко оценивает роль такого сотрудничества для стратегии интернационализации университета, чей международный престиж и узнаваемость приобрели положительную динамику. Сам вуз получил ценный опыт по использованию новых технологий, а также методик по ведению проектов с новыми международными партнерами [см.: 3].

 

Таким образом, мы рассмотрели две страны из густонаселенного региона планеты, который до сегодняшнего дня лишь эпизодически попадал в сферу интересов России в ее деятельности по развитию высшего образования. Тем не менее благодаря инициативе активных вузов и помощи со стороны правительственных организаций удается преодолевать барьеры и постепенно увеличивать присутствие на рынках региона. Сочетание привычных подходов и новых специальных инструментов для каждой страны позволяют вузам наращивать международные контакты и предлагать местным образовательным учреждениям альтернативу в виде российских образовательных программ и проектов.

 

Список литературы

1. Жидких А. А., Каримова М. И, Ширяев Н. А. Опыт сотрудничества России и Вьетнама в сфере образования во второй половине XX – начале XXI // Вестник экономической безопасности. – 2018. – № 2. – С. 242–247.

2. Голомидова П. С. Практики экспорта образовательных услуг российских вузов в социалистическую Республику Вьетнам // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2020. – № 4(39). – С. 85–104. DOI: 10.18799/26584956/2020/4(39)/1040

3. Вохрышева Е. В. Международные проекты сотрудничества с Индонезией: опыт Самарского филиала Московского городского педагогического университета // Информационно-образовательная и социокультурная среда вуза: трансформации в образовании: Материалы XLIX Внутривузовской научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников СГИК, посвященной Дню российской науки, Самара, 11 февраля 2022 года / Под редакцией М. А. Петиновой. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2022. – С. 35–36.

 

References

1. Zhidkikh A. A., Karimova M. I, Shiryaev N. A. The Experience of Cooperation between Russia and Vietnam in the Field of Education in the Second Half Of the XX – Early XXI Century [Opyt sotrudnichestva Rossii i Vetnama v sfere obrazovaniya vo vtoroy polovine XX – nachale XXI]. Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti (Vestnik of Economic Security), 2018, no. 2, pp. 242–247.

2. Golomidova P. S. Best Practices of Russian Universities Educational Programs Export to the Socialist Republic of Vietnam [Praktiki eksporta obrazovatelnykh uslug rossiyskikh vuzov v sotsialisticheskuyu Respubliku Vetnam]. Vektory blagopoluchiya: ekonomika i sotsium (Journal of Wellbeing Technologies), 2020, no. 4(39), pp. 85–104. DOI: 10.18799/26584956/2020/4(39)/1040

3. Vokhrysheva E. V. International Projects of Cooperation with Indonesia: Experience of Samara Branch of Moscow City University [Mezhdunarodnye proekty sotrudnichestva s Indoneziey: opyt Samarskogo filiala Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta]. Informatsionno-obrazovatelnaya i sotsiokulturnaya sreda vuza: transformatsii v obrazovanii: Materialy XLIX Vnutrivuzovskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii prepodavateley, aspirantov i sotrudnikov SGIK, posvyaschennoy Dnyu rossiyskoy nauki, Samara, 11 fevralya 2022 goda (Materials of XLIX University Conference of Lecturers, Post-Graduate Students and Staff of Samgik, Dedicated to Day of Russian Science, Samara, February 11th, 2022). Samara: Samarskiy gosudarstvennyy institut kultury, 2022, pp. 35–36.

 
Ссылка на статью:
Лосев К. В., Тимофеев И. А. Инструменты российских вузов для увеличения объема академической мобильности со странами Юго-Восточной Азии // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2023. – № 1. – С. 82–87. URL: http://fikio.ru/?p=5204.
 

© Лосев К. В., Тимофеев И. А., 2023

Яндекс.Метрика