Распространенные методы привлечения студентов-иностранцев в третьем десятилетии XXI века

УДК 37.014.25

 

Лосев Константин Викторович – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кафедра рекламы и современных коммуникаций, заведующий кафедрой, профессор, доктор экономических наук, Санкт-Петербург, Россия.

Email: k.losev@mail.ru

SPIN: 7760-7766

Тимофеев Иван Александрович – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, аспирант, Санкт-Петербург, Россия.

Email: molsoncan@yandex.ru

SPIN: 7298-7691

Авторское резюме

Состояние вопроса: Начало XXI века ознаменовалось несколькими большими переломами в системах отечественного и зарубежного образования. Некоторые процессы цифровизации проходят гармонично, а иные связаны с глобальными событиями, например, с пандемией коронавируса COVID-19. Какие-то тренды появляются или исчезают также и в связи с тем, что меняется сам человек, его поведение, ценности и осознание себя в мире. Регулярный анализ и переоценка эффективности разных подходов к работе с иностранными абитуриентами позволяют идти в ногу с тенденциями мирового образовательного процесса. Авторы статьи проводят анализ используемых сейчас методов набора студентов-иностранцев в российские вузы.

Методы исследования: В работе авторы приводят примеры того, как различные подходы к набору иностранных студентов приносят те или иные позитивные результаты российским вузам. Разбираются и анализируются методы ведения работы с иностранными абитуриентами. Авторы также дают прогнозы и делают предположения о потребностях как учащихся, так и меняющегося рынка труда.

Результаты: В статье проанализирован опыт российских университетов при использовании традиционных и инновационных мероприятий по поиску и привлечению иностранных студентов: прямые контакты между вузами, работа с рекрутинговыми агентствами, онлайн-платформы и выставки в зарубежных странах, система тьюторства с привлечением преподавателей и студентов. Приводятся как данные, полученные от исследователей из университетов, так и общие впечатления о результативности кампаний по мнению сотрудников международных отделов российских вузов.

Область применения результатов: В настоящее время российским университетам часто приходится менять географию набора иностранных абитуриентов. Работа с непривычными регионами, имеющими свою специфику, заставляет пересмотреть методы привлечения перспективной молодежи. Результаты исследования помогут специалистам международникам сориентироваться в ситуации и оптимизировать направления работы, сконцентрировавшись на наиболее эффективных подходах к молодым кадрам.

Выводы: Российским вузам важно реагировать на глобальные процессы и вызовы таким образом, чтобы оптимально расходовать свой ресурс во время кампаний по набору студентов. Приведенные в статье результаты исследования говорят о необходимости комбинировать различные методы работы, адаптировать их под особенности региона и в случае необходимости менять их в связи с изменением потребностей потенциальных студентов.

 

Ключевые слова: иностранные студенты; инструменты рекрутинга; международное образование; академический обмен.

 

Popular Methods to Recruit Foreign Students in 2020s

 

Losev Konstantin Viktorovich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Department of Advertising and Modern Communications, Head of the Department, Doctor of Economics, Professor, Saint Petersburg, Russia.

Email: k.losev@mail.ru

Timofeev Ivan Aleksandrovich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, post-graduate student, Saint Petersburg, Russia.

Email: molsoncan@yandex.ru

Abstract

Background: The beginning of the 21st century was marked by several major shifts in domestic and international education systems. Some digitalization processes are harmonious, while others are associated with global events, for example, the COVID-19 coronavirus pandemic. Some trends appear or disappear due to the fact that people themselves, their behavior, values and awareness of themselves in the world change. Regular analysis and reassessment of the effectiveness of different approaches to working with foreign applicants allows us to keep up with trends in the global educational process. The authors analyze current methods of recruiting foreign students to Russian universities.

Research methods: The authors give examples of how different approaches to recruiting foreign students bring certain results to Russian universities. Methods of working with foreign applicants are discussed and analyzed. The authors also make forecasts and assumptions about the needs of both students and the changing labor market.

Results: The article analyzes the experience of Russian universities in using traditional and innovative activities to find and attract foreign students: direct contacts between universities, work with recruiting agencies, online platforms and exhibitions in foreign countries, a tutoring system involving teachers and students. The article provides both data obtained from university researchers and general impressions of the effectiveness of campaigns according to the staff of international departments of Russian universities.

Implications: Currently, Russian universities often have to change the geography of recruiting foreign applicants. Working with unfamiliar regions that have their own specifics makes it necessary to reconsider methods of attracting promising young people. The results of the study will help international specialists navigate the situation and optimize their work, focusing on the most effective approaches to young personnel.

Conclusion: It is important for Russian universities to respond to global processes and challenges in order to optimize their resources during student recruitment campaigns. The results presented in the article emphasizes the need to combine different methods of work, adapt them to the specifics of the region and, if necessary, change them in connection with the changing needs of potential students.

 

Keywords: foreign students; recruiting tools; international education; academic exchange.

 

Академическая мобильность студентов-иностранцев стала неотъемлемой частью глобального образовательного процесса в третьем десятилетии XXI века. Университеты по всему миру прилагают усилия для привлечения талантливых иностранных студентов, и это имеет важное значение для расширения культурного разнообразия, повышения качества образования и стимулирования мировой научной и академической деятельности. В данной статье мы рассмотрим распространенные методы привлечения студентов-иностранцев, объясним их популярность и рассмотрим результаты, которые университеты получают, используя эти методы. Кроме того, мы рассмотрим разнообразие подходов, которые могут быть актуальными для разных регионов, где работают международные службы университетов.

 

Как мы уже отметили, в статье мы разберем наиболее релевантные в наше время методы поиска талантливой молодежи для российских вузов. Популярность этих методов объясняется несколькими факторами. Во-первых, академическая мобильность способствует обмену знаниями и опытом между культурами, что способствует глобализации знаний. Во-вторых, студенты-иностранцы могут приносить дополнительный доход для университетов в виде учебных платежей и дополнительных расходов. Наконец, в-третьих, это способствует повышению мировой репутации университета.

 

Результаты для университетов включают в себя развитие мультикультурной среды, улучшение качества обучения через обмен знаниями и опытом, увеличение разнообразия исследовательской работы и укрепление мировой академической сети.

 

Различные регионы могут требовать разных методов для привлечения студентов-иностранцев. Например, университеты в странах с развитой экономикой могут активно предлагать стипендии и проводить маркетинговые кампании для привлечения абитуриентов из развивающихся стран. В то время как университеты в развивающихся странах могут сосредотачиваться на улучшении качества образования и создании привлекательных конкурентоспособных и часто уникальных программ обмена. В свою очередь университеты также могут применять различные подходы при работе с разными аудиториями. Важно также учитывать и культурную специфику народов, в чьих странах проводится рекрутинговая кампания.

 

Разумным подходом к повышению узнаваемости вуза за рубежом выглядит выстраивание отношений с иностранными вузами в интересующем нас регионе. Так, исследователь Б. И. Вороновский из Хулунбуирского университета (КНР) рассказывает об опыте работы по налаживанию межуниверситетских контактов со стороны его вуза. Хулунбуирский университет активно участвует в программах обмена студентами и сотрудничает со многими университетами России, в частности с Российским Забайкальским государственным университетом (г. Чита), Белгородским государственным техническим университетом, Красноярским государственным педагогическим университетом, Красноярским государственным аграрным университетом, Сибирским федеральным университетом, Иркутским государственным техническим университетом и другими российскими университетами. Таким образом, он и сам является мостом для университетов-партнеров из России для поиска китайских студентов. Университет-партнер в интересующей нас стране может помочь избежать языковых и культурных недопониманий, а также предложить наиболее подходящих кандидатов для обучения в России [см.: 1]. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса вуза, значительно повышающей его эффективность, отмечает исследователь.

 

Популярным способом привлечь в вуз иностранных студентов является работа с рекрутинговыми агентствами. Это удобно как университету, так и абитуриенту из-за границы. Исследователь Краснова Г. А. из РАНХиГС называет ряд преимуществ, которые подразумевает такой подход к набору иностранных студентов.

 

С точки зрения образовательных учреждений, сотрудничество с рекрутинговыми агентствами представляет несомненные преимущества.

 

Рекрутинговые агентства действуют в качестве представителей университетов на протяжении всего года, обеспечивая постоянное присутствие в медиа, проводя целевые маркетинговые кампании, участвуя в студенческих выставках и организуя дни открытых дверей для школьников. Они предоставляют достоверную информацию о состоянии регионального образовательного рынка. Рекрутинговые агентства предоставляют доступ к региональной инфраструктуре и контактам. Они помогают продвигать программы, имеющие низкий спрос. Сотрудничество с ними способствует увеличению соотношения успешных поступлений к поданным заявлениям. Агентства также предоставляют отзывы от студентов после завершения обучения.

 

С точки зрения студентов сотрудничество с рекрутинговыми агентствами также обладает рядом преимуществ.

 

Рекрутинговый агент выступает как надежный, компетентный и ответственный представитель учреждения в стране происхождения студента. Он предоставляет консультации студентам и их родителям на родном языке, что особенно важно при выборе долгосрочных образовательных программ. Агент предлагает оптимальное место и направление обучения, учитывая интересы студента и особенности вузов. Предоставление полезных дополнительных услуг, таких как заполнение регистрационных форм, оформление страховки, билетов и виз также является частью их обязанностей. Благодаря консультациям и дополнительным услугам агентство повышает ценность образования в учреждении, не увеличивая его общей стоимости. Рекрутинговое агентство предоставляет поддержку на всех этапах процесса поступления и обучения студента [см.: 2].

 

Интересным опытом делится исследователь Л. А. Гаврильева, представляющая Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ). Автор отмечает, что университет, работающий в условиях непростых климатических условий, смог хорошо себя зарекомендовать во время пандемии, когда резко выросло число онлайн-контактов.

 

В период с 2020 по 2021 год было отмечено значимое изменение в контексте рекрутинга и приема абитуриентов, включая иностранных студентов, а именно переход на использование онлайн-платформ для данной цели. Университет успешно прошел такое преобразование, принимая активное дистанционное участие в многочисленных образовательных выставках, проводимых рекрутинговыми организациями по всему миру. Важно отметить ряд преимуществ данного подхода: отсутствие необходимости нести транспортные и командировочные расходы для делегации университета, отсутствие издержек на печатную продукцию, так как вся информация предоставляется в цифровом формате. Кроме того, онлайн выставки позволяют достичь более широкой аудитории участников, так как потенциальные абитуриенты и их родители могут присоединиться к мероприятиям из разных уголков мира.

 

В период пандемии СВФУ активно участвовал в рекрутинговых мероприятиях, охватывая страны АТР, Европы, СНГ и Латинской Америки. Если бы вуз проводил аналогичные мероприятия в формате «физического» присутствия, это привело бы к значительным финансовым затратам. Однако благодаря осуществленным онлайн инициативам университет значительно увеличил свою международную привлекательность. Важно подчеркнуть, что в таких выставках участвуют не только потенциальные абитуриенты и их родители, но также рекрутинговые агентства, специализирующиеся на направлении своих граждан на обучение в российские университеты [см.: 3].

 

Когда студент-иностранец находится в вашем вузе, работа международной службы здесь не закончена. Необходимо обеспечить ему постоянное сопровождение в ходе обучения и особенно в ходе решения бюрократических вопросов. Студенты могут испытывать трудности в ходе их адаптации в вузе. Исследователи И. В. Склярова, Е. К. Машкова, Н. С. Раснюк, Г. А. Котова, представляющие Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова, делятся рекомендациями по внедрению системы тьюторства в их университете.

 

В результате проведенного социологического исследования было установлено, что адаптация иностранных студентов связана с существенными трудностями. Иностранные обучающиеся вынуждены сталкиваться с немалыми вызовами, связанными с их пребыванием в неизвестной стране, и сопряженными с ними адаптационными процессами. В данном контексте активное участие студентов-кураторов в организации иностранной студенческой адаптации в новых социально-экономических условиях сыграло значительную роль и оказалось действенным механизмом поддержки. Привлечение студентов-кураторов для оказания помощи в адаптации оказалось эффективным, поскольку молодые люди, находящиеся в схожей жизненной ситуации, демонстрируют более легкое взаимопонимание и взаимодействие [см.: 4].

 

К вопросу адаптации обращается также исследователь К. С. Сидоркина из Томского государственного педагогического университета. Автор исследования пишет о необходимости готовить непосредственно профессорско-преподавательский состав к работе с иностранными студентами. Речь идет не только о языковой составляющей, но и понимании культурных различий и этических составляющих. Также автор делает акцент на знакомство самих студентов-иностранцев с российской культурой. Достичь этого возможно как при помощи разовых мероприятий, так и путем создания постоянно действующих площадок, способствующих культурной адаптации.

 

Сидоркина упоминает о важности совершенствования подготовительных курсов по РКИ, а также предлагает создавать справочные пособия с основной терминологией и объяснением процессов, происходящих в университете [см.: 5].

 

Таким образом, мы рассмотрели ряд примеров того, как российские университеты реагируют на изменяющуюся среду, разрабатывая решения для совершенствования системы набора иностранных студентов. Мы увидели примеры того, как возводятся межуниверситетские мосты, а также как онлайн-выставки открывают новые точки соприкосновения по всему миру. В качестве вывода также отметим тенденции к цифровизации, которые, тем не менее, не отменяют важности межличностных контактов, позволяющих лучше достигать целей по набору студентов-иностранцев. Кроме того, мы отмечаем важность ориентации на специфику аудитории в подходах к проведению кампании по рекрутингу.

 

Список литературы

1. Вороновский Б. И. Международное сотрудничество в образовании Россия – Китай // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: Сборник статей. Брянск, 05–06 марта 2020 года. – Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2020. – С. 33–38.

2. Краснова Г. А. Лучшие практики рекрутинга иностранных студентов // Аккредитация в образовании. – 2017. – № 2(94). – С. 40–42.

3. Гаврильева Л. А. Рекрутинг иностранных студентов в отдаленные регионы со сложными климатическими условиями // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 5(53). – С. 178–191.

4. Склярова И. В., Машкова Е. К., Раснюк Н. С., Котова Г. А. Привлечение студентов-кураторов (тьюторов) к адаптации иностранных студентов к обучению в медицинском вузе // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития: Материалы XI Международной научно-практической конференции, Красноярск, 01 июня 2021 года. – Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, 2021. – С. 157–161.

5. Сидоркина К. С. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному пространству российского вуза // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Москва, 10 июня 2022 года. – Москва: ООО «ИРОК», ООО «Издательство АЛЕФ», 2022. – С. 10–15.

 

References

1. Voronovskiy B. I. International Cooperation in Education Russia – China [Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v obrazovanii Rossiya – Kitay]. Aktualnye voprosy ekonomiki i agrobiznesa: Sbornik statey. Bryansk, 05–06 marta 2020 goda (Actual Questions of Economics and Agrobusiness: Collected Articles, Bryansk, March 5–6, 2020). Bryansk: Bryanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet, 2020, pp. 33–38.

2. Krasnova G. A. Best Practices When Recruiting Foreign Students [Luchshie praktiki rekrutinga inostrannykh studentov]. Akkreditatsiya v obrazovanii (Accreditation in Education), 2017, no. 2(94), pp. 40–42.

3. Gavrileva L. A. Recruiting of Foreign Students to Distant Regions with Harsh Climatic Conditions [Rekruting inostrannykh studentov v otdalennye regiony so slozhnymi klimaticheskimi usloviyami]. Perspektivy nauki i obrazovaniya (Perspectives of Science and Education), 2021, no. 5(53), pp. 178–191.

4. Sklyarova I. V., Mashkova E. K., Rasnyuk N. S., Kotova G. A. Involvement of Student-Mentors (Tutors) in the Adaptation of International Students to Study at a Medical University [Privlechenie studentov-kuratorov (tyutorov) k adaptatsii inostrannykh studentov k obucheniyu v meditsinskom vuze]. Fizicheskoe vospitanie, sport, fizicheskaya reabilitatsiya i rekreatsiya: problemy i perspektivy razvitiya: Materialy XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Krasnoyarsk, 01 iyunya 2021 goda (Physical Education, Sport, Physical Rehabilitation and Recreation: Problems and Prospects for Development: Proceedings of XI International Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, June 01, 2021). Krasnoyarsk: Sibirskiy gosudarstvennyy universitet nauki i tekhnologiy imeni akademika M. F. Reshetneva, 2021, pp. 157–161.

5. Sidorkina K. S. Problems of Adaptation of Foreign Students to the Educational Space of Russian Higher Education Institution [Problemy adaptatsii inostrannykh studentov k obrazovatelnomu prostranstvu rossiyskogo vuza]. Vyzovy sovremennosti i strategii razvitiya obschestva v usloviyakh novoy realnosti: Sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Moskva, 10 iyunya 2022 goda (Challenges of Modernity and Strategies of Society Development in the Conditions of New Reality: Proceedings of VIII International Scientific and Practical Conference, Moscow, June 10, 2022). Moscow: OOO “IROK”, OOO “Izdatelstvo ALEF”, 2022, pp. 10–15.

 

Ссылка на статью:

Лосев К. В., Тимофеев И. А. Распространенные методы привлечения студентов-иностранцев в третьем десятилетии XXI века // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2023. – № 2. – С. 83–90. URL: http://fikio.ru/?p=5387.

 

© Лосев К. В., Тимофеев И. А., 2023

Яндекс.Метрика