Инклюзив и его роль в современных условиях цифровизации образования

УДК 373; 378

 

Кравченко Владимир Иосифович – доктор философских наук, профессор кафедры рекламы и современных коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доцент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: Harisma52@mail.ru

SPIN: 9445-0215

Кузнецова Марина Анатольевна – доцент Санкт-Петербургского государственного института культуры, доцент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: posolon@mail.ru

Пазовский Аркадий Маратович – кандидат социологических наук, доцент Новосибирского педагогического университета, доцент, нейропсихолог, психотерапевт, Новосибирск, Россия.

Email: arkpaza@gmail.com

SPIN-код: 8735-1671

Авторское резюме

Состояние вопроса: Истоки инклюзивного образования, согласно современным представлениям, лежат не в специальном образовании, а в специализированном. Это позволит образовательному учреждению обратить внимание на индивидуальный, адресный подход в решении поставленной задачи. Доминантой исследования проблем инклюзивного образования является понимание сущностного вопроса, а именно того, что не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья, заявляются причинами инвалидности, а недостатки развития общества, которые своими барьерами препятствуют реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.

Результаты: Опираясь на результаты научных исследований, авторы видят решение проблемы в реформировании существующей образовательной системы, в формировании новых постулатов и моделей постановки и решения проблемы инклюзивного образования, в повышении квалификационного уровня преподавания профессиональных дисциплин.

Область применения результатов: Инклюзивная система образования в условиях информационных технологий после апробации и испытания, необходимых для обеспечения ее успешного внедрения, находит широкое применение в образовательной практике, в формировании духовных ценностей человека на базе существующей традиционной культуры, в создании новой парадигмы системы образования. Данный процесс «включает в себя широкий круг мер и деятельности, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной деятельность, например, восстановлением профессиональной трудоспособности» [см.: 7]. Он также влияет на социальную адаптацию обучающихся, в том числе посредством организации и развития инклюзивного образования.

Выводы: 1. Внедрение инклюзивной системы образования в России должно привести к улучшению качества образования и расширению возможностей для всех обучающихся независимо от их индивидуальных потребностей и способностей при наличии адресного направления в образовании.

2. Кадровый состав образовательных учреждений, занимающихся реализацией инклюзивной системы образования, играет ключевую роль в достижении эффективности данной системы. В связи с этим существенным является повышение квалификации персонала и расширение его знаний в области специального образования, что стало одной из возможностей приобретения навыков фасилитации преподавателями вузов и учителями школ.

 

Ключевые слова: Инклюзивное образование; новая парадигма; компетенция; конвенция; человек; кризис образования; модель; социально-пcихологическая реабилитация и адаптация; задача исследования.

 

Inclusion and Its Role in Modern Context of Education Digitalization

 

Kravchenko Vladimir Iosifovich – Doctor of Philosophy, Department of Advertising and Modern Communications of Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Professor, Saint Petersburg, Russia.

Email: Harisma52@mail.ru

Kuznetsova Marina Anatolyevna – Associate Professor of Saint Petersburg State Institute of Culture, Saint Petersburg, Russia.

Email: posolon@mail.ru

Pazovsky Arkady Maratovich – PhD (Sociology), Associate Professor of Novosibirsk Pedagogical University, associate professor, neuropsychologist, psychotherapist, Novosibirsk, Russia.

Email: arkpaza@gmail.com

Abstract

Background: According to modern ideas, inclusive education traces its origins not in special education, but in specialized one. This allows the educational institution to pay attention to an individual or targeted approach to solving the problem. The dominant focus of inclusive education study is the understanding of the essential issue. It is not medical problems associated with health conditions that are claimed to be the causes of disability, but shortcomings in the development of society, which, using their restrictions, impede the realization of the rights and freedoms of people with disabilities.

Results: A solution to the problem is in reforming the existing educational system, in the formation of new postulates and models for posing and solving the problem of inclusive education, in increasing the qualification level of teaching professional disciplines.

Implications: An inclusive education system in the context of information technology, after its testing necessary to ensure the successful implementation, is widely used in educational practice, in the formation of human spiritual values based on the existing traditional culture, in the creation of a new paradigm of the education system. This process includes a wide range of measures and activities, ranging from initial and more general rehabilitation to the targeted restoration of professional working capacity [see: 7]. It affects the social development of students, including the organization of inclusive education.

Conclusion: 1. The introduction of an inclusive education system in Russia makes it possible to improve education quality and offer opportunities for all students, regardless of their individual needs and abilities, provided there is a targeted direction in education.

2. The staffing of educational institutions involved in the implementation of an inclusive education system plays a key role in achieving the effectiveness of it. In this regard, it is essential to improve staff’s qualifications and accumulate their knowledge in the field of special education, which is one of the opportunities for university lecturers and schoolteachers to acquire facilitation skills.

 

Keywords: Inclusive education; new paradigm; competence; convention; human; education crisis; model; socio-psychological rehabilitation and adaptation; research problem.

 

Современный «кризис образования», который приобрел общемировые масштабы, во многом был вызван необходимостью ревизии сложившихся неадекватных взаимоотношений между человеком и природой и изменением социокультурной роли образования. Помимо этого, совокупностью причин, породивших кризисное состояние в области образования и в самой социальной системе, можно назвать: глобальный информационный мир, неготовность и неспособность человека принять и осознать поток информации нового мира, глобальные проблемы современности, проблемы экологии и, наконец, необходимость экологического преобразования морально-духовных ценностей. В этой связи народные традиции способствуют осознанию собственной индивидуальности, пониманию личной идентификации, выбору мировоззренческой позиции. В современных условиях информатизации с особой очевидностью проявилась проблема несоответствия качества образования и требования времени. Это определяет актуальность исследования структуры не только научного знания, но и всей системы общего образования современной России. Инклюзивность – это когда любой человек может без проблем «погрузить» себя в различные сферы общественной жизни пользуясь всеми благами общества. Такого рода понимание сущности инклюзива позволяет устранить ряд барьеров несовершенства общеобразовательной системы. Не случайно ЮНЕСКО определяет инклюзию как «процесс обращения и реакции на разнообразие нужд всех учащихся через возрастающее участие в учении, культурах и общинах и уменьшение эксклюзивности (исключений) в их обучении». В итоговом документе третьего регионального семинара Сообщества практики в СНГ по вопросам развития содержания общего среднего образования «Инклюзивное образование: путь в будущее» главным направлением в стратегии развития инклюзии заявляется «погружение» или вовлечение всех детей в общеобразовательный процесс. Наши наблюдения за непосредственно происходящими в своих вузах процессами и сделанные выводы вполне коррелируют с динамикой данных социологических исследований. Так, по результатам опроса Фонда общественного мнения, проведенного в июне 2012 г., еще только 45 % опрошенных считали, что дети-инвалиды должны учиться вместе с обычными детьми, 35 % респондентов были против совместного обучения, а 19 % затруднялись ответить [см.: 5]. Опрос, проведенный ВЦИОМ летом 2021 г., показал: в общественном мнении россиян за 9 лет произошли существенные изменения. Уже 66 % опрошенных положительно относятся к совместному обучению детей с особенностями развития с детьми без особенностей. Отрицательно – 16 % и не задумывались об этом 13 % респондентов (таблица 1). Причем опрошенная молодежь 18–24 лет в подавляющем большинстве дала позитивные оценки процессу развития инклюзивного образования (81 %).

 

Таблица 1 – Динамика изменения мнений респондентов за период 2012–2021 гг.

 

Должны учиться вместе, %

Должны учиться отдельно, %

Затруднились ответить, %

ФОМ, июнь 2012 г.

 45

 

35

 

19

 

ВЦИОМ, август 2021 г.   66

 

16

 

13

 

Динамика  + 21 - 19 - 6

 

 

Преимущества развития инклюзивного совместного обучения очевидны. По данным опроса – это и социализация, и развитие толерантности, создание позитивного микроклимата, равенство возможностей в получении образования, хорошее развитие и обучаемость детей [см.: 3]. Таким образом, с момента создания в Москве (1991 г.) по инициативе Центра лечебной педагогики первой школы инклюзивного образования «Ковчег» и проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья» (1992 г.) до настоящего времени инклюзивное образование в России прошло большой путь хабитуализации, институциализации, развития и социального признания, что фиксируют результаты локальных наблюдений включенных в процесс исследователей, с одной стороны, и репрезентативные исследования всероссийских социологических центров – с другой. Важно подчеркнуть, как свидетельствуют независимые эксперты, что не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья, заявляются в Концепции как причины инвалидности, а недостатки развития общества, которые своими барьерами препятствуют реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Следовательно, можно заключить, что неготовность общества к произошедшим изменениям в социальной политике и вообще в мире в целом является одной из центральных проблем инклюзивности. Чтобы преодолеть эти препятствия, необходимо взять на вооружение инклюзивный подход, который предполагает учет потребностей всех учеников и создание равных возможностей для их обучения. Важным фактором инклюзивного образования (inclusion — включение, включающее образование, совместное обучение) является доступность образовательных учреждений для всех учащихся, включая тех, кто имеет те или иные особенности.

 

Инклюзивное образование является важным инструментом социальной интеграции учащихся, которые могут находиться в состоянии повышенного риска социального исключения. Для достижения этой цели широко применяются инклюзивные практики в виде семинарских и лабораторных занятий, которые призваны помочь таким учащимся в их социальной интеграции и повышении жизненной компетенции.

 

Одним из основных принципов инклюзивных практик является принцип индивидуализации обучения. Это означает, что образовательный процесс должен быть адаптирован к потребностям и способностям каждого учащегося [см.: 2]. Один из примеров индивидуализации обучения при инклюзивном подходе можно найти в Швеции. В шведской системе образования существует понятие «школа для всех» (School for All), которое подразумевает, что все дети, включая и имеющих особые потребности, имеют право на образование в общих школах. Для обеспечения индивидуализации обучения в таких школах применяются различные методы и технологии. Например, в Швеции широко используется индивидуальное обучение на основе компьютерных программ, которые позволяют учителям создавать индивидуальные учебные планы для каждого ученика. Также в шведских школах используется методика «дифференцированного обучения», при которой ученики разделяются на маленькие группы и занимаются по индивидуальному учебному плану. Имеются также специальные программы для детей с аутизмом, задержкой речевого развития и другими особыми потребностями [см.: 6]. Важным компонентом в инклюзивной образовательной системе остается когнитивное образование, которое играет ключевую роль в достижении инклюзии, поскольку стремится к осознанию студентом своих познавательных функций, которые могут помочь ему более глубоко понимать изучаемый предмет. Таким образом, цель инклюзивного образования заключается в том, чтобы поддержать образование для всех, включить всех обучающихся в образовательную систему и обеспечить при этом их равноправие. В феврале 2023 года Государственная дума России внесла изменения в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации». В частности, Статьей 71 расширены особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет участников специальной военной операции, детей военнослужащих и сотрудников других силовых структур, погибших или получивших увечье (ранение, травму, контузию) либо заболевание при исполнении обязанностей военной службы в ходе СВО. Пункт 16.1 этой же статьи определяет особенности правового регулирования отношений в сфере высшего образования новых субъектов [см.: 8]. Проблема заключается не в том, как интегрировать отдельных студентов в основную систему образования, а в том, как трансформировать общеобразовательную систему, чтобы она отвечала разнообразным потребностям всех и каждого в современных условиях цифровизации образования. Статистика последних лет показывает, что более 33,3 тыс. студентов с инвалидностью и ограниченными возможностям здоровья (ОВЗ) обучаются в российских вузах, из них около 170 человек имеют психические нарушения. Об этом сообщил заместитель директора департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки РФ Аслан Дамбегов по итогам проведенного министерством мониторинга [см.: 1]. Хорошим подспорьем в развитии и совершенствовании инклюзивного образования сегодня являются цифровые технологии, которые могут стать эффективным и доступным инструментом для создания адаптивной учебной среды в инклюзивных классах, которая будет соответствовать общей программе цифровой грамотности. Кстати, постоянное повышение квалификации учителя (преподавателя) в последнее время стало одной из возможностей приобретения навыков фасилитации преподавателями и учителями школ. Следует заметить, что приобретение данных навыков преподавателями не только кардинально меняет окраску всего учебного процесса, но и стимулирует у самого ученика (студента) потребность в самостоятельной деятельности. Таким образом, развитие инклюзивного образования предполагает изменение парадигмы образования, которая ориентирована на всех учащихся, находящихся в сложной жизненной ситуации, а не только на инвалидов. Сегодня инклюзивное образование – это всё больший сдвиг к комплексному, целостному подходу, основанному на интересах обучающегося. Инклюзивная компетентность педагогов является важным компонентом специальных профессиональных компетенций в условиях «новой» парадигмы образования, которая ориентирована на интегративное личностное развитие преподавателей.

 

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения активно включился в выполнение общей программы инклюзивного обучения и создал сайт с применением адаптивного дизайна «Информация для людей с ограниченными возможностями». С этой целью на сайте университета применен адаптивный дизайн, который позволяет качественно отображать информацию на различных устройствах с различным размером экрана и разрешением. Применение данной технологии также обеспечивает эффективный доступ к материалам сайта для людей с ограниченными возможностями благодаря встроенным средствам веб-браузеров. Для улучшения доступности материалов сайта для людей с ограниченными возможностями на сайте ГУАП предусмотрены полезные комбинации клавиш, такие как увеличение или уменьшение размера текста, а также установка размера шрифта в 100 %. Эти функции облегчают чтение текста и улучшают восприятие информации. В процессе всего обучения при возникновении проблем студент может обратиться в службу поддержки. Более того, в рамках программы инклюзивного образования ГУАП предоставляет свои ресурсы для профориентации школьников в рамках проекта «Открытый ГУАП». Эта инициатива позволяет будущим студентам ознакомиться с возможностями университета, подобрать подходящую специальность и приобрести необходимые знания для успешного обучения на первом курсе. Таким образом, ГУАП стремится создать комфортные условия для всех студентов и обеспечить их успех в научной и проектной деятельности. Безусловно, сохраняются и весьма существенные проблемы и трудности, однако ряд мероприятий – оптимизация учебных процессов в вузах, реформирование социальной среды, массовое интегрирование медиа-систем в учебный процесс, повышение педагогического мастерства путем повышения квалификации преподавателей, обновление учебно-материальной базы, создание инклюзивной образовательной среды, организация технико-реабилитационного, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения студентов-инвалидов, разработка новых образовательных технологий, развитие дистанционных форм обучения и ряд других мероприятий – крайне необходим для реформирования существующей образовательной парадигмы и образования «новой инклюзивной модели», парадигмы для решения проблемы в конкретной области, в частности, в области инклюзивного образования. Справедливости ради следует заметить, что сам проект инклюзивного образования направлен на преобразования как формы, так и содержания всей общеобразовательной системы нашего государства, и определенной новизной проекта можно считать его адресную практическую значимость. Последнее, на наш взгляд, может способствовать созданию принципиально новой общеобразовательной системы и построению «инклюзивного общества».

 

Реформы образования в современных условиях – это своего рода вызов, требование времени, поэтому во всех образовательных учреждениях необходимо сделать уклон на развитие духовно-нравственных качеств человека, формировать нравственный облик, воспитывать терпение, милосердие, сострадание, великодушие. На сегодня данная гипотеза остается больше желаемой, чем действительной, в виду отсутствия на данный момент должного количества практических наработок, в связи с незавершенностью процесса [см.: 4], однако это не снижает актуальности такого рода вывода. В этой связи не менее важным является развитие и совершенствование профориентационной работы «школа – вуз» как наиболее приоритетного направления в области совершенствования системы образования в условиях Российской действительности.

 

Список литературы

1. Дамбегов А. В российских вузах обучаются более 33,3 тыс. студентов с инвалидностью и ОВЗ // ТАСС. – URL: https://tass.ru/obschestvo/16612913 (дата доступа 15.08.2023).

2. Кузьмичева Т. В., Афонькина Ю. А., Морозова Д. А. Новая парадигма повышения квалификации педагогов: индивидуализация в инклюзивном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 56–71. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211081.htm (дата обращения 15.08.2023). DOI 10.24412/2304-120X-2021-11081

3. Льготные категории студентов // МИРЭА – Российский технологический университет. Управление по воспитательной и социальной работе. – URL: https://student.mirea.ru/scholaship_support/social_payment/preferential_students_categories/ (дата обращения 15.08.2023).

4. Огольцова Е. Г., Саблюкова В. В., Кузьмина А. А., Нестерова О. А. Роль инклюзивного образования в практике социальной работы // Молодой ученый. – 2021. – № 24 (366). – С. 346–349. – URL: https://moluch.ru/archive/366/82257/ (дата обращения 15.08.2023).

5. Образование без границ: дети-инвалиды в обычных школах // Фонд Общественное Мнение. URL: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/10588 (дата обращения 15.08.2023).

6. Пенин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 9 (83). – С. 41–47.

7. Введение – Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов // Организация Объединённых Наций. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled_intro.shtml (дата обращения 15.08.2023).

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023), Статья 5, п. 5, 1.

 

References

1. Dambegov A. More Than 33.3 thousand Students with Disabilities Study in Russian Universities [V rossiyskikh vuzakh obuchayutsya bolee 33,3 tys. studentov s invalidnostyu i OVZ]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/16612913 (accessed 15 August 2023).

2. Kuzmicheva T. V., Afonkina Yu. A., Morozova D. A. New Paradigm for Advanced Training of Teachers: Individualization in Inclusive Education [Novaya paradigma povysheniya kvalifikatsii pedagogov: individualizatsiya v inklyuzivnom obrazovanii]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal “Kontsept” (Scientific and Methodological Electronic Journal “Concept”), 2021, no. 12 (December), pp. 56–71. Available at: http://e-koncept.ru/2021/211081.htm (accessed 15 August 2023). DOI 10.24412/2304-120X-2021-11081

3. Preferential Categories of Students [Lgotnye kategorii studentov]. Available at: https://student.mirea.ru/scholaship_support/social_payment/preferential_students_categories/ (accessed 15 August 2023).

4. Ogoltsova E. G., Sablyukova V. V., Kuzmina A. A., Nesterova O. A. The Role of Inclusive Education in the Practice of Social Work [Rol inklyuzivnogo obrazovaniya v praktike sotsialnoy raboty]. Molodoy uchenyy (Young Scientist), 2021, no. 24 (366), pp. 346–349. Available at: https://moluch.ru/archive/366/82257/ (accessed 15 August 2023).

5. Education without Borders: Children with Disabilities in Regular Schools [Obrazovanie bez granits: deti-invalidy v obychnykh shkolakh]. Available at: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/10588 (accessed 15 August 2023).

6. Penin G. N. Inclusive Education as a New Paradigm of Public Policy [Inklyuzivnoe obrazovanie kak novaya paradigma gosudarstvennoy politiki]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta (Universum: Bulletin of Herzen University), 2010, no. 9 (83), pp. 41–47.

7. Introduction – Standard Rules for Equal Opportunities for Persons with Disabilities [Vvedenie – Standartnye pravila obespecheniya ravnykh vozmozhnostey dlya invalidov]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled_intro.shtml (accessed 15 August 2023).

8. Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on February 17, 2023) “On Education in the Russian Federation” (as amended and supplemented, entered into force on February 28, 2023), Article 5, paragraph. 5, 1.

 

Ссылка на статью:

Кравченко В. И., Кузнецова М. А., Пазовский А. М. Инклюзив и его роль в современных условиях цифровизации образования // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2023. – № 2. – С. 91–99. URL: http://fikio.ru/?p=5390.

 

© Кравченко В. И., Кузнецова М. А., Пазовский А. М., 2023

Яндекс.Метрика