История зарождения и развития фловотена в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения

УДК 796.35

 

Сидоренко Александр Сергеевич – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кафедра физической культуры и спорта, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: thesis@internet.ru

SPIN: 2897-3075

ORCID: 0000-0002-1563-5047

Scopus ID: 57190945341

Авторское резюме

Состояние вопроса: В стенах Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения зародилась новая спортивная игра с клюшкой и мячом – фловотен. За несколько лет она завоевала популярность среди студентов вуза. Профессорско-преподавательский состав кафедры физической культуры сыграл решающую роль в создании правил нового вида спорта, организации и проведении соревнований, включении фловотена в учебный процесс. Формируется особая философия игры, затрагивающая основные принципы образования и воспитания молодежи.

Результаты: Зарождение фловотена относится к сентябрю 2018 года, когда несколько преподавателей в качестве практической подготовки к играм по флорболу придумали новую игру на счёт. До конца 2018 года были окончательно сформированы правила фловотена. В течение 5 лет было проведено 6 чемпионатов ГУАП по фловотену, в том числе один среди девушек. Новая игра систематически включается в учебные занятия студентов на всех курсах обучения, причем она подходит даже для студентов специальной медицинской группы.

Область применения результатов: Включение фловотена в обязательные и факультативные занятия студентов по дисциплине «Физическая культура», проведение внутри- и межвузовских соревнований.

Выводы: Личный пример преподавателей кафедры и их заинтересованность в результатах своего труда способствовали зарождению и развитию в ГУАП новой спортивной игры. Она нашла своих поклонников в рядах студенческой молодежи и активно развивается в настоящее время, решая важные задачи оздоровления и образования молодежи.

 

Ключевые слова: фловотен; физическая культура; студенты вуза; ГУАП.

 

History of the Origin and Development of Flovoten at Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

 

Sidorenko Alexander Sergeevich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Department of Physical Education and Sports, Associate Professor, PhD (Pedagogy), Associate Professor, Saint Petersburg, Russia.

Email: thesis@internet.ru

Abstract

Background: At Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation a new sports game with a club and ball – flovoten – originated. In a short period of time it gained popularity among university students. The teaching staff of the Department of Physical Education played a decisive role in formulating the rules of the new sport, organizing and conducting competitions, and including flovoten in the educational process. A special philosophy of the game is formed from the point of view of youth’s education.

Results: The origin of flovoten dates back to September 2018, when several teachers came up with a new stroke play as a practical training for floorball games. At the end of 2018 the flovoten rules were finally formulated. Over the course of 5 years six University championships in flovoten were held, one of which was among girls. Flovoten is systematically included in the training sessions of students in all academic courses, and it is suitable even for students with disabilities.

Implications: Inclusion of flovoten in the compulsory and elective training in the discipline “Physical Education”, holding intra- and interuniversity competitions.

Conclusion: The personal example of the department’s teachers and their interest in the results of the work contributed to the emergence and development of the new sports game at Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation. The game found its fans among students. It develops, solving important problems of youth health and education.

 

Keywords: flovoten; physical education; university students; SUAI.

 

Спортивные и подвижные игры являются одной из важных составляющих учебного процесса по физической культуре в учебных заведениях разного уровня. Проведение учебного занятия в игровой форме позволяет существенно повысить его эмоциональную составляющую, поднимает настроение занимающихся, способствует выполнению ими двигательных действий с большей самоотдачей, что позволяет эффективнее развивать свои физические возможности. Игры выполняют и важную социальную функцию, позволяя сплотить группу молодых людей общей идеей, улучшая качество межличностного общения. Это особенно важно в учебных заведениях с точки зрения налаживания коммуникации между студентами, улучшения микроклимата в учебных группах, повышения чувства коллективизма и ответственности. Благодаря соревнованиям и играм значительно повышается интерес к занятиям физической культурой, особенно если на игровой площадке оказываются вместе юноши и девушки.

 

С древних времен сам процесс игры является движущей силой физического воспитания и развития. Без игры физическая культура потеряла бы свою притягательную силу, перестала бы быть живым механизмом и в итоге во многом утратила бы свою социальную привлекательность.

 

Вследствие всего вышесказанного спортивные игры являются обязательным разделом программы по физической культуре для студентов 1–3 курсов ГУАП. Наряду с классическими играми, такими как баскетбол, волейбол и флорбол, и более экзотическими алтимат-фрисби и сепактакрау среди студентов культивируется фловотен – совершенно новая спортивная игра с клюшкой и мячом, которая была придумана преподавателями кафедры физической культуры и спорта ГУАП и в настоящее время активно развивается в стенах вуза и за его пределами.

 

В сентябре 2018 года несколько преподавателей кафедры физической культуры, активные члены сборной команды преподавателей по флорболу, в процессе одной из тренировок при совершенствовании техники ударов с разных дистанций решили оживить занятие путем соревнования в выполнении на счёт поочередных ударов мяча в пределах волейбольной площадки до совершения ошибки. Данное занятие настолько увлекло представителей профессорско-преподавательского состава, что вскоре оно превратилось в игру, которая стала проводиться в конце каждой тренировки. В течение нескольких месяцев доценты кафедры Пригода Г. С. и Сидоренко А. С. окончательно сформировали правила новой игры, которая получила свое название фловотен – по первым буквам других спортивных игр – флорбола, волейбола и тенниса, в той или иной степени определивших её основу. Базис техники фловотена составляют технические приемы из флорбола, игра проводится на разметке стандартной волейбольной площадки, а ведение счета осуществляется, как и в большом теннисе.

 

По своей сути игра стала аналогом большого тенниса, где игроки выполняют удары по мячу не ракеткой, а клюшкой, что технически оказывается намного сложнее, учитывая небольшие размеры крюка клюшки и нелинейную траекторию полёта мяча, допускающую при этом его прыжки по полу, кручение и отскоки в разные стороны.

 

Как и в теннис, во фловотен могут играть два человека в одиночном разряде или четыре в парном. Но игры во фловотен в отличие от тенниса могут проводиться также и в формате 3 на 3, допуская нахождение на площадке сразу 6 играющих. Другим отличием фловотена от тенниса является отсутствие разделительной сетки, то есть удары по мячу на сторону соперника можно проводить как по воздуху, так и по полу. Также не ограничено количество касаний мяча зачетной зоны соперника [см.: 1]. На рисунке 1 отображена разметка игровой площадки для игры во фловотен.

 

image002

Рисунок 1 – Разметка площадки для проведения игр по фловотену.

 

Игровая площадка имеет размеры 18 на 9 метров и делится по длинной стороне на 3 равные части, крайние из которых и являются зачетными зонами игроков (команд). Подача мяча осуществляется клюшкой из специального сектора подачи, расположенного в 1,5 м от лицевой линии по воздуху в зачетную зону соперника. После приёма мяча принимающим начинается розыгрыш мяча, который продолжается до ошибки одного из игроков (команд).

 

В течение сезона 2018–2019 гг. преподаватели кафедры физической культуры во внеурочное время стали систематически проводить игры и мини-турниры по новой игре, периодически привлекая в свои ряды нескольких студентов, членов сборной вуза по флорболу. При этом фловотен рассматривался всеми участниками как средство тренировки флорболистов.

 

Как ни странно, но толчком к развитию в ГУАП фловотена в качестве самостоятельного вида спорта стала пандемия короновируса и последовавшие за ней различные ограничения и карантины. После перехода с дистанционного на смешанный формат обучения в период 2020–2022 гг. значительно сократилось число занимающихся на учебных занятиях по физической культуре. Стало сложно формировать полноценные команды для проведения игр по волейболу, баскетболу, флорболу. В этой ситуации на выручку пришёл фловотен. Новая игра гармонично вписалась в учебный процесс студентов, при этом девушки стали проявлять даже большую инициативу, чем юноши. Систематическое включение элементов фловотена в учебные занятия во многом способствовало повышению интереса студентов. Игра нашла своих поклонников. Фловотен стал более активно внедряться и в тренировочный процесс флорболистов.

 

Безусловно, определяющая роль в развитии фловотена в ГУАП принадлежит инициативным преподавателям кафедры физической культуры, которые сумели замотивировать студентов своим личным примером, выходя на игровую площадку вместе с ними, что явилось для молодых людей дополнительным стимулом. Игра студентов вместе с педагогами, а тем более против них, всегда имеет совершенно другую эмоциональную окраску и заставляет молодых людей играть с полной самоотдачей. Такие игры, как правило, лучше запоминаются и повышают у молодёжи интерес к данному виду спорта и физической культуре в целом.

 

Весной 2022 года было принято решение о проведении I Чемпионата ГУАП по фловотену, который состоялся 14 мая в формате 2*2. Не совсем удачно выбранное время проведения турнира непосредственно перед зачетной неделей, жаркая погода и боязнь некоторых молодых людей, уступающих в классе, неудачно проявить себя перед более опытными педагогами понизили возможный состав участников турнира. В итоге в I Чемпионате вуза приняли участие 3 пары игроков: две пары преподавателей и пара студентов. Более подготовленные педагоги, как и ожидалось, оказались сильнее (таблица 1).

 

Таблица 1 – Итоги I Чемпионата ГУАП по фловотену 2*2 14 мая 2022 г.

команда

1

2

3

очки

геймы

место

1 Борисенок А.

6:1

5:7

7:6

6:0

9

24-14

1

Борисенок Н.
2 Пригода Г.

1:6

7:5

6:2

6:1

8

20-14

2

Сидоренко А.
3 Герцог A.

6:7

0:6

2:6

1:6

1

9-25

3

Ульрих П.

 

Прошедший чемпионат, несмотря на не самый представительный состав участников, тем не менее дал толчок к дальнейшей популяризации фловотена в ГУАП. В социальной сети «ВКонтакте» было сформировано сообщество «Фловотен»», где стали размещаться результаты игр, фото и видео лучших моментов, комментарии, подробные правила игры, методика подготовки [см.: 4]. О новой игре заговорили, и уже со следующего 2022–2023 учебного года стали проводиться еженедельные тренировки и игры любителей фловотена, собиравшие до 10–12 человек.

 

В процессе естественного спортивного отбора стало очевидно, что фловотен – это не та игра, которая может быть рассчитана на большую аудиторию занимающихся. Фловотен имеет свою особую философию и свой особый стиль, который нужно понять и принять. От большого тенниса фловотен перенял полную демократичность и открытость, интеллигентность и взаимное уважение к сопернику, судьям и зрителям.

 

Важным преимуществом игры является возможность нахождения в одной команде игроков разного уровня подготовленности, которые при этом не мешают и даже, наоборот, дополняют друг друга. С одной стороны, новичку очень легко за одно занятие овладеть элементарной и достаточной для участия в игре техникой, с другой стороны, в арсенале более продвинутых игроков имеются технически сложные приёмы выполнения ударов и обработки мяча из разных положений.

 

Фловотен привлекает тем, что красота игры часто превалирует над результатом, и чем выше мастерство игроков команды соперника, тем больше возможностей будет у тебя продемонстрировать все свои умения и навыки, тем длиннее и качественнее будут розыгрыши мяча, и эстетичнее будет смотреться сама игра. Поэтому участники поединка изначально позиционируют себя не как противники, а как партнёры, которые больше радуются успешным технико-тактическим действиям соперников, чем их ошибкам и неудачам.

 

При таком подходе очевидно, что тем молодым людям, для которых победа в спорте в любом случае важнее участия, и цель соревнования заключается в достижении превосходства над соперником, фловотен не особо интересен. Также игра может показаться скучной для любителей более активных игр с большим количеством перемещений по площадке и наличием контактной борьбы. Поэтому нет смысла привлекать к занятиям молодых людей, которые не смогли войти в игру и понять её уникальность. Те же, кто по-настоящему зажегся фловотеном, уверенно чувствуют себя на площадке вне зависимости от текущего уровня своей физической и технической подготовленности. Дело в том, что при проведении командных игр возможно так распределить роли играющих, что каждый из них будет выполнять на площадке свои посильные функции, не снижая при этом качество игры в целом и ее динамику, поддерживая интерес остальных играющих.

 

Наиболее распространённым является вариант, при котором в игре 2 на 2 или 3 на 3 менее подготовленный начинающий игрок обычно находится в передней части своей зачётной зоны и принимает лёгкие мячи, перемещаемые в основном по полу, а находящиеся на задней линии более опытные партнёры страхуют его и выполняют удары по более сложным верхним или прыгающим мячам [см.: 3]. Этим фловотен выгодно отличается от других спортивных игр с мячом, в которых игрок, являющийся слабым звеном, тянет команду назад.

 

В командных играх по фловотену, особенно в формате 3 на 3, возможно использовать различные тактические варианты, что наглядно продемонстрировал II Чемпионат вуза, который состоялся 5 ноября 2022 года. В турнире приняли участие уже 9 человек: 4 преподавателя и 5 студентов, которые сформировали 3 смешанные команды по 3 игрока в каждой. Каждая команда сыграла с каждой в 2 круга. Всего на турнире состоялось 6 игр (таблица 2).

 

Все игры турнира запомнились упорной бескомпромиссной борьбой с заранее непредсказуемым результатом, чему способствовали как грамотно сформированные составы команд, так и повышение мастерства игроков, практиковавшихся и принимавших систематическое участие в тренировках и играх по фловотену в течение нескольких месяцев. Каждая из команд применила отличный от других тактический рисунок, что продемонстрировало многообразие возможностей игроков при использовании своего физического и технического потенциала.

 

Таблица 2 – Итоги II Чемпионата ГУАП по фловотену 3*3 5 ноября 2022 г.

команда

1

2

3

очки

геймы

место

1 Борисенок А.

6:2

5:6

6:3

6:5

9

23-16

1

Борисенок Н.
Лопатников С.
2 Пригода Г.

2:6

6:5

6:2

6:5

7

20-18

2

Сидоренко А.
Герцог A.
3 Грищенко И.

3:6

5:6

2:6

6:6

2

15-24

3

Татаров Р.
Задорожный П.

 

Турнир показал, что во фловотене, как и в любой спортивной игре, грамотно выбранная стратегия и тактика способны нивелировать недостаток технической и физической подготовленности отдельных игроков. К тому же не стоит забывать, что командные игры являются хорошей основой для сплочения коллектива, развития волевых качеств и взаимовыручки. Особенно когда в одной команде играют студенты и педагоги.

 

Командный турнир имел значительный успех в студенческой среде, и многие фловотенисты захотели проверить свои личные возможности в данном виде спорта. Было принято решение о проведении III Чемпионата вуза по фловотену 1*1. Заявки на участие в индивидуальном турнире подали 10 фловотенистов ГУАП – 3 преподавателя и 7 студентов, представляющие 4 факультета вуза. Учитывая большой интерес к предстоящему чемпионату, формат и сроки его проведения, жеребьевка турнира состоялась не непосредственно перед его началом, а заранее – 25 декабря 2022 года. Трансляция жеребьёвки проходила в сети Интернет в прямом эфире и осуществлялась с помощью программы Zoom. 10 участников были разделены на 3 группы по 3–4 человека. Сам турнир был проведён в течение 3-х недель в период с 10 по 31 января 2023 года. На предварительном этапе игроки провели матчи друг с другом в 2 круга в своих отборочных группах. Далее по два лучших фловотениста из каждой группы образовали три полуфинальные пары, победители которых организовали финальную группу и в двухкруговом турнире разыграли медали чемпионата (таблица 3).

 

Почти все 37 игр чемпионата прошли в равной напряженной борьбе. Было очевидно, что все игроки совершенно с другим настроем, крайне мотивированными вышли на личный турнир, и никто не хотел уступать. Особенно драматичными по накалу борьбы выдались полуфинальные поединки, в каждом из которых студент противостоял преподавателю. Во всех трех отборочных группах победили преподаватели, однако в полуфиналах в двух случаях из трех сильнее оказались студенты, которые в итоге заняли 2 место (Герцог А.) и 3 место (Лопатников С.) на чемпионате. А победителем турнира стал один из его главных фаворитов – старший преподаватель кафедры Борисенок А. А.

 

Таблица 3 – Итоги III Чемпионата ГУАП по фловотену 1*1, 10–31 января 2023 г.

Предварительный раунд

Группа A (23.01.2023)

игрок

1

2

3

очки

геймы

место

1 Сидоренко А.

6:2

3:6

6:2

6:2

9

21-12

1

2 Герцог A.

2:6

6:3

6:3

6:4

9

20-16

2

3 Задорожный П.

2:6

2:6

3:6

4:6

0

11-24

3

 

Группа В (10.01.2023)

игрок

1

2

3

4

очки

геймы

место

1 Борисенок А.

6:1

6:5

6:2

6:4

6:3

6:3

17

36-18

1

2 Лопатников С.

1:6

5:6

6:5

6:1

6:2

3:6

9

27-26

2

3 Акулинкин Н.

2:6

4:6

5:6

1:6

6:4

6:2

7

24-30

3

4 Бабичев Д.

3:6

3:6

2:6

6:3

4:6

2:6

3

20-33

4


 

Группа C (24.01.2023)

  

игрок

1

2

3

очки

геймы

место

1 Пригода Г.

6:2

6:3

6:0

6:0

12

24-5

1

2 Грищенко И.

2:6

3:6

5:6

6:3

4

16-21

2

3 Татаров Р.

0:6

0:6

6:5

3:6

2

9-23

3

 

Полуфинальный раунд

24.01.2023 Сидоренко А. Лопатников С.

5:6

6:2

2:6

27.01.2023 Борисенок А. Грищенко И.

6:2

6:2

-

27.01.2023 Пригода Г. Герцог A.

6:0

2:6

-:+

 


 

Финальный раунд (31.01.2023)

игрок

1

2

3

очки

геймы

место

1 Борисенок А.

6:2

6:2

6:1

6:4

12

24-9

1

2 Герцог A.

2:6

2:6

6:2

6:0

6

16-14

2

3 Лопатников С.

1:6

4:6

2:6

0:6

0

7-24

3


 

В конце весеннего семестра 2023 года состоялось сразу два чемпионата ГУАП по фловотену. Сначала на игровую площадку впервые на официальном уровне вышли 4 девушки, представители экономического и гуманитарного факультетов вуза. Этот чемпионат запомнился очень зрелищным и крайне эмоциональным финальным матчем (Поспелова А. – Тугарина Д.), который по мнению многих специалистов стал лучшей игрой за всю небольшую историю фловотена, как женского, так и мужского (таблица 4).

 

Таблица 4 – Итоги I Чемпионата ГУАП по фловотену 1*1 среди девушек, 13 мая 2023 г.

игрок

1

2

3

4

очки

геймы

место

1 Поспелова А.

6:0

6:2

6:0

9

18-2

1

2 Тугарина Д.

0:6

6:2

6:0

6

12-8

2

3 Иорга Н.

2:6

2:6

6:2

3

10-14

3

4 Богданова Д.

0:6

0:6

2:6

0

2-18

4


Финал

Поспелова А.

Тугарина Д.

6:4


 
А через неделю после турнира девушек завершением сезона стал VI Чемпионат ГУАП по фловотену, который состоялся в формате 2 на 2. Этот турнир собрал уже 12 участников – 4 преподавателя и 8 студентов, представляющих 5 факультетов. Сразу 3 игрока принимали участие в турнире впервые. Чемпионат состоялся в один день 20 мая 2023 года. 2 команды педагогов и 4 команды студентов были разделены жребием на 2 предварительные группы. По два лучших коллектива из каждой группы вышли в полуфинал и разыграли места чемпионата (таблица 5). В итоговой таблице педагоги оказались на 1 и 3 позициях, а пара студентов Грищенко И. – Акулинкин Н. неожиданно заняли 2 место (рисунок 2).

 

Таблица 5 – Итоги IV Чемпионата ГУАП по фловотену 2*2 20 мая 2023 г.

Предварительный раунд

 

Группа A

 

команда

1

2

3

очки

геймы

место

1 Пригода Г.

6:4

6:5

5

12-9

1

Сидоренко А.
2 Татаров Р.

4:6

6:3

3

10-9

2

Задорожный П.
3 Герцог A.

5:6

3:6

1

8-12

3

Лопатников С.

 

Группа В

команда

1

2

3

очки

геймы

место

1 Грищенко И.

6:2

6:2

6

12-4

1

Акулинкин Н.
2 Борисенок А.

2:6

6:0

3

8-6

2

Перельман М.
3 Денисов П.

2:6

0:6

0

 2-12

3

Фадеев А.

 

полуфинал Пригода Г. Сидоренко А.

Борисенок А. Перельман М.

2:6

полуфинал Грищенко И. Акулинкин Н.

Татаров Р. Задорожный П.

6:3

 
матч за 5 место

Герцог A. Лопатников С.

Денисов П. Фадеев А.

6:4

 
матч за 3 место Пригода Г. Сидоренко А.

Татаров Р. Задорожный П.

+:-

 
ФИНАЛ

Борисенок А. Перельман М.

Грищенко И. Акулинкин Н.

6:2

 

 

image004

Рисунок 2 – Финальный матч IV Чемпионата ГУАП по фловотену.

 

Несколько лет активной подготовки и систематических тренировок не прошли даром. Ведущие фловотенисты показали качественную интересную игру с минимальным процентом технического брака и невынужденных ошибок. Фловотен окончательно оформился в самостоятельный и очень увлекательный вид спорта со своей особой философией и широкими возможностями для совершенствования своего технического мастерства.

 

Однако в следующем учебном семестре осенью 2023 года турниры по фловотену не проводились по более чем уважительной причине. Лучшие флорболисты и фловотенисты ГУАП после 3–4 лет подготовки в стенах вуза организовали свою команду и приняли участие в студенческой лиге Санкт-Петербурга по флорболу. У молодых людей не стало хватать времени и физических сил на участие в турнирах внутри вуза. А доценты Пригода Г. С. и Сидоренко А. С. занялись подготовкой новых игроков из числа студентов младших курсов. К тому же в этот период произошло еще одно знаковое событие: фловотен вышел из стен ГУАП и стал распространяться в других учебных заведениях Санкт-Петербурга – в частности, в Санкт-Петербургском государственном университете и Российском государственном университете правосудия (рисунок 3).

 

image006

Рисунок 3 – Матч по фловотену среди студенток СПбГУ.

 

Однако при первой же возможности после окончания семестра состоялся очередной, V Чемпионат ГУАП. Это произошло 27 января 2024 года. Турнир был посвящён 80-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда. В чемпионате, который прошёл в формате 2 на 2, приняли участие 4 команды: 1 преподавателей и 3 студентов, которые сыграли друг с другом по круговой системе (таблица 5). Впервые в чемпионате вуза победу одержала команда студентов.

 


Таблица 5 – Итоги V Чемпионата ГУАП по фловотену 2*2 27 января 2024 г.

команда

1

2

3

4

очки

геймы

место

1 Герцог A.

6:2

6:1

6:0

9

18-3

1

Лопатников С.
2 Пригода Г.

2:6

6:0

6:0

6

14-6

2

Сидоренко А.
3 Грищенко И.

1:6

0:6

6:3

3

7-15

3

Татаров Р.
3 Денисов П.

0:6

0:6

3:6

0

3-18

4

Шипуля К.

 

По прошествии пяти с половиной лет с момента появления фловотена на основании личного практического опыта автора можно однозначно констатировать, что фловотен состоялся как самостоятельный вид спорта, который продолжает активно развиваться в нашем университете и делает первые шаги за его пределами. Рассматривается вопрос о проведение открытого чемпионата по фловотену среди вузов Санкт-Петербурга. Коллеги преподаватели из других учебных заведений поддерживают данную идею. То есть имеются все предпосылки для выхода фловотена на новый уровень и расширения его популярности.

 

В студенческой среде в рамках учебного заведения игра имеет ряд преимуществ перед остальными спортивными играми. Самым важным из них является возможность собрать в одной команде игроков совершенно разного уровня подготовленности и состояния здоровья, так, чтобы каждый из них выполнял свою роль, внося посильную лепту в общий успех команды. Наиболее эмоционально привлекательными выглядят игры смешанных команд, состоящих из юношей и девушек. Фловотен учит коммуникабельности и взаимоуважению и способен сплачивать учебный коллектив.

 

Игра учит уважительному отношению к соперникам, фловотен стал интеллигентным видом спорта, где правилом хорошего тона считается уступка сопернику в спорной ситуации, желание подбодрить коллегу, который допустил ошибку, и обязательно похвалить соперника, который сумел «взять тяжелый мяч». Чем лучше и разнообразнее играет соперник, тем качественнее становится и твоя собственная игра, тем быстрее ты сможешь научиться. Красота игры создается общим коллективом игроков и часто превалирует над результатом. Важно, чтобы заложенное игрой уважительное отношение молодых людей друг к другу и решение любых сложных вопросов в вежливой форме аккумулировалось их сознанием и стало нормой в обычной жизни.

 

Игра во фловотен предполагает много перемещений по площадке, выполнение ударов клюшкой на силу, постоянный контроль мяча глазами, что способствует развитию всех физических качеств занимающихся, развивая при этом все основные мышечные группы, повышая подвижность в суставах, улучшая реакцию и внимание. Занятия фловотеном способствуют повышению технического мастерства игроков при работе с клюшкой, улучшают чувство «видения площадки» и пространственной координации. Особенно это касается приёма и нанесения ударов по мячу, летящему по воздуху. Практически доказано, что после занятий фловотеном молодые люди намного увереннее чувствуют себя при игре во флорбол.

 

Помимо физической подготовки игра учит тактическому мышлению, способности максимально быстро принимать решения, мыслить на несколько шагов вперёд, предугадывать действия соперника, разрабатывать стратегию в зависимости от уровня подготовленности и возможностей других игроков. В этом аспекте фловотен можно сравнить с шахматами и другими интеллектуальными играми [см.: 2].

 

Фловотен очень удобен для включения в учебный процесс по физической культуре в учебных заведениях разного уровня. Для проведения игр необходимы только клюшки и мячи для флорбола, а также разметка волейбольной площадки, которая присутствует практически во всех спортивных залах. И главное, что игра является бесконтактной, так как соперники располагаются строго на своей половине площадки на большом расстоянии друг от друга, что делает игру максимально безопасной. А легкий пластиковый мяч до минимума снижает вероятность травмирования при попадании в тело игрока.

 

Отдельная тема – это включение фловотена в занятия со студентами специальной медицинской группы. Игра имеет гибкие правила, позволяющие подстраиваться под конкретный контингент занимающихся и по своим характеристикам практически не имеет противопоказаний относительно их состояния здоровья. В каждой игре можно задать определённый уровень сложности для отдельных игроков и регулировать объём двигательной нагрузки. Особенно эффективно использовать фловотен молодым людям со слабым зрением, так как игра предполагает постоянный контроль мяча глазами.

 

Единственным существенным минусом фловотена является малое число игроков, которые могут одновременно находиться на площадке, что создает сложности с организацией игр на учебных занятиях. Однако этот недостаток компенсируется высокой динамикой игры, когда за небольшой промежуток времени её участники получают достаточную физическую нагрузку, и можно свободно проводить ротацию играющих, чередуя их нахождение на площадке и паузы для отдыха.

 

Опыт развития фловотена в ГУАП показал, что данная спортивная игра позитивно воспринимается молодыми людьми и приносит им положительные эмоции, с каждым годом привлекая в свои ряды все больше поклонников. Становление фловотена происходило при непосредственном участии студентов, которые одарили его особой энергетикой и динамикой, и, постоянно развиваясь и совершенствуясь, смогли задать вектор развития самой игре. В этом и проявляется главная оздоровительная, образовательная и объединяющая ценность физической культуры, призванная воспитывать физически здоровую и гармонически развитую личность.

 

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что успех развития фловотена в ГУАП стал возможен, прежде всего, в результате активной позиции и инициативы, проявленной преподавателями кафедры физической культуры, их личного примера и заряженности на здоровый образ жизни, грамотной и доступной организации соревнований и тренировочного процесса. Включение фловотена в учебные планы по физической культуре ГУАП способствовало значительному повышению интереса студентов к учебным занятиям, причём не только среди молодых людей, но и среди девушек. Новая спортивная игра – фловотен – успешно зарекомендовала себя в стенах ГУАП, позволяя надеяться, что у игры хорошее будущее и за его пределами.

 

Библиографический список

1. Пригода Г. С., Сидоренко А. С. Фловотен – новая спортивная игра, как производное от флорбола и большой тенниса // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 11 (189). – С. 420–423.

2. Сидоренко А. С. Философия фловотена // Десятая международная научно-практическая конференция: Философия и культура информационного общества: тезисы докл. 17–19 ноября 2022 года. – СПб.: ГУАП, 2022. – С. 439–441.

3. Сидоренко А. С., Борисенок А. А., Борисенок Н. А. Формирование определяющих двигательных навыков игроков во фловотен на начальном этапе обучения // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2022. – № 11 (213). – С. 501–504.

4. Фловотен // ВКонтакте. – URL: https://vk.com/flovoten (дата обращения: 25.02.2024).

 

References

1. Prigoda G. S., Sidorenko A. S. Flovoten – a New Sports Game, as Derived from Floorball and Tennis [Flovoten – novaya sportivnaya igra, kak proizvodnoye ot florbola i bolshogo tennisa]. Uchenyye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta (Scientific Notes of the University Named after P. F. Lesgaft), 2020, no. 11 (189), pp. 420–423.

2. Sidorenko A. S. Philosophy of Flovoten [Filosofiya flovotena]. Desyataya mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: Filosofiya i kultura informatsionnogo obschestva: tezisy dokladov (X-th International Scientific and Practical Conference “Philosophy and Culture of the Information Society”: Collected Reports). St. Petersburg: SUAI, 2022, pp. 439–441.

3. Sidorenko A. S. Borisenok A. A., Borisenok N. A. Formation of Main Motor Skills of Flovoten Player in ihe Initial Stage of Training [Formirovanie opredelyayuschikh dvigatelnykh navykov igrokov vo flovoten na nachalnom etape obucheniya]. Uchenyye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta (Scientific Notes of the University Named after P. F. Lesgaft), 2022, no. 11 (213), pp. 501–504.

4. Flovoten [Flovoten]. Available at: https://vk.com/flovoten (accessed 25 February 2024).

 

Ссылка на статью:
Сидоренко А. С. История зарождения и развития фловотена в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2024. – № 1. – С. 90–103. URL: http://fikio.ru/?p=5570.
 

© Сидоренко А. С., 2024

Яндекс.Метрика