Новый номер!
УДК 796.075.2
Сидоренко Александр Сергеевич – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кафедра физической культуры и спорта, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия.
Email: thesis@internet.ru
SPIN: 2897-3075
ORCID: 0000-0002-1563-5047
Scopus ID: 57190945341
Авторское резюме
Состояние вопроса: Второй год подряд в стенах ГУАП преподаватели гуманитарного факультета проводят «Фестиваль национальных культур», цель которого заключается в приобщении молодых людей к традициям и культуре народов России и других народов мира. В 2024 году в рамках спортивной составляющей фестиваля было представлено 4 уникальных вида спорта, зародившихся в разное время в разных регионах мира. Античные греческие прыжки с хальтересами и азиатское хуптакрау имеют богатую историю и могут многое рассказать об образе жизни и быте культивировавших их народов, американская разновидность крокета – рокки был популярен в Америке в начале ХХ века и является отражением настроений общества раннего капитализма и даже входил в Олимпийскую программу, а фловотен – спортивная игра, которую придумали преподаватели кафедры физической культуры и спорта ГУАП, и которая активно вошла в учебный процесс студентов вуза. Данные виды спорта были подобраны в программу фестиваля таким образом, чтобы быть доступными участникам без предварительной подготовки и вызывать у них интерес, одновременно оценивая уровень развития их основных физических качеств, расширяя кругозор и дополняя теоретические знания.
Результаты: Спортивная составляющая фестиваля состоялась 1 ноября 2024 года в спортивном зале ГУАП на ул. Ленсовета. В спортивной программе приняли участие 94 студента 5 факультетов вуза, которые проявили большой интерес к данному мероприятию и с удовольствием попробовали свои силы во всех предложенных видах спорта.
Область применения результатов: Приобретение студентами вуза новых знаний по спортивной и общекультурной тематике. Возможность включения элементов национальных видов спорта и игр в учебный процесс по физической культуре в вузе, а также в качестве факультативных спортивных и культурных мероприятий.
Выводы: Опираясь на отзывы участников спортивных состязаний и визуально оценивая их интерес к данному мероприятию, можно сделать однозначный вывод о том, что решение организаторов «Фестиваля национальных культур» о включении в него спортивного раздела с элементами национальных видов спорта было правильным и логичным с точки зрения общей концепции данного мероприятия. Соединение непосредственно спортивной практической части с культурно-просветительской составляющей помогло молодым людям еще больше осознать важность современного спорта как мощного социокультурного фактора объединения народов.
Ключевые слова: фестиваль национальных культур ГУАП; прыжки с хальтересами; хуптакрау; рокки; фловотен.
National Sports within a Framework of the “SUAI National Cultures Festival 2024”
Sidorenko Alexander Sergeevich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Department of Physical Education and Sports, Associate Professor, PhD (Pedagogy), Saint Petersburg, Russia.
Email: thesis@internet.ru
Abstract
Background: For the second year in a row, at SUAI the Humanities Faculty teachers are holding the “Festival of National Cultures” aimed at introducing young people to the traditions and culture of the peoples of Russia and the whole world. In 2024, the sports component of the festival featured four unique sports that originated in some regions of the world at different times. Ancient Greek halteres jumping and Asian huptakraw have a rich history and can tell a lot about the lifestyle of the peoples who cultivated them. The American version of cricket – rocky was popular in America at the beginning of the 20th century. It is a reflection of the mood of early capitalist society and was even included in the Olympic program. Flovoten is a sports game that was invented by teachers of the Department of Physical Education and Sports of SUAI, and which actively entered the educational process of university students. These sports were selected for the festival program in such a way as to be accessible to participants without prior training and to arouse their interest, while assessing the level of development of their basic physical qualities, expanding their horizons and supplementing their theoretical knowledge.
Results: The sports component of the festival took place on November 1, 2024 in the SUAI sports hall on Lensoveta Street. The sports program was attended by 94 students from five faculties of the university, who showed great interest in this event and gladly took part in all the proposed sports.
Implications: Acquisition of new knowledge on sports and general cultural subjects by university students. The possibility of including elements of national sports and games in the educational process of physical training at the university, as well as optional sports and cultural events.
Conclusion: Based on the feedback from the participants in the sports competitions and visually assessing their interest in this event, we can make an unambiguous conclusion that the decision of the organizers of the “Festival of National Cultures” to include a sports section with elements of national sports was correct and logical from the point of view of the general concept of this event. The combination of the practical sports with the cultural and educational component helped young people to realize the importance of modern sports as a powerful socio-cultural factor in uniting peoples.
Keywords: SUAI National Cultures Festival; halteres jumping; hooptakraw; rocky; flovoten.
1 ноября 2024 года в ГУАП второй год подряд силами преподавателей гуманитарного факультета был проведен «Фестиваль национальных культур» – мероприятие, цель которого заключалась в расширении знаний молодых людей, их приобщении к традициям и культуре народов России и других народов мира. Участие в данных мероприятиях способствует лучшему пониманию друг друга студентами, приезжающими из разных регионов нашей страны и мира, что повышает толерантность и взаимоуважение в среде молодых людей [3].
Одной из важных составляющих фестиваля являлась спортивная, что вполне логично, так как в современном обществе спорт имеет важное социокультурное значение и является сегодня одним из важнейших средств коммуникации между народами. Кроме этого, важно практически заинтересовать молодых людей и привлечь их к более активным самостоятельным занятиям физическими упражнениями, что крайне важно в эпоху повсеместной компьютеризации общества на фоне очевидно снижающегося объема двигательной активности студенческой молодежи.
В 2024 году в рамках фестиваля было представлено 4 уникальных вида спорта, зародившихся в разное время в разных регионах мира и, соответственно, имеющих разную историю и традиции. Два из них – это античные греческие прыжки в длину с хальтересами в руках и азиатское хуптакрау – современный аналог древнеяпонского кемари, представляющий собой спортивную игру, цель которой заключается в том, чтобы разными способами забивать легкий ротанговый мяч в подвешенное над площадкой гнездо.
Эти виды зародились в глубокой древности, имеют богатую историю и могут многое рассказать о культуре и спортивных традициях того времени.
Предлагая их в качестве практической реализации студентами своих физических возможностей, авторы фестиваля сделали особый акцент на исторически сложившихся разных подходах к физической активности в Европе и Азии. Если философией древнегреческих полисов была агонистика, и в спортивных пристрастиях греков отчётливо прослеживался соревновательный характер физических упражнений с преобладанием динамических движений с максимальными усилиями, то суть физических упражнений на Древнем Востоке заключалась, прежде всего, в совершенствовании своего тела и улучшении функционирования сердечно-сосудистой и других систем организма посредством соединения с природой и поиска оптимальной жизненной энергии путем выполнения более медленных и плавных движений большей длительности с непредельными физическими нагрузками. В равной степени проповедуя эстетические ценности, древние греки делали основной акцент на применении спортивных навыков, стремлении использовать силу и показывать быстроту и красоту движений, в то время как в азиатском спорте большее внимание уделялось гармоничной красоте и красоте оттенков за счет большего числа статических двигательных заданий, выполняемых на месте или с небольшими перемещениями [4].
Во время проведения фестиваля студенты смогли на себе в полной мере почувствовать данные различия. Если во время прыжка в длину с гантелями в руках на дальность участникам приходилось прикладывать максимальные усилия и демонстрировать все свои индивидуальные скоростно-силовые качества для достижения результата, то, играя в хуптакрау без каких-либо перемещений по площадке и не прикладывая физических усилий, каждому игроку команды требовалось уверенное владение своим телом, точность и ловкость движений, умение принимать и удерживать статические положения, а также предсказывать ситуацию и логически мыслить на несколько шагов вперед.
Следующий вид спортивной программы фестиваля – рокки, игра с тяжелыми шарами, молоточками и небольшими воротцами, в которые данные шары нужно загонять. Она представляет собой американскую разновидность крокета – бесконтактной спортивной игры, популярной в XIX – начале ХХ века в Северной Америке. В 1904 году рокки даже входил в программу Олимпийских игр в Сент-Луисе, правда тогда за олимпийскую медаль боролись только 4 представителя США [11]. Можно считать, что рокки олицетворяет собой одно из направлений периода активного становления и развития мирового спорта начиная с середины XIX века. Гольф, крокет, бильярд, жё-де-пом, лаун-теннис и подобные им виды спорта, очень популярные в то время, также имели свою философию, заключающуюся в публичной демонстрации своей состоятельности, принадлежности играющих к высшему обществу с соответствующими манерами в поведении и одежде, неторопливыми и размеренными движениями на площадке, умением держать себя на публике. До Первой мировой войны «элитные спортивные игры» – важная составляющая программы Олимпийских игр и других крупных спортивных состязаний. К тому же через участие в них стал более активно развиваться и женский спорт во всем мире. В рокки физическая активность участников минимальна, для достижения успеха необходима только хорошо развитая пространственная точность движений, несколько заученных навыков удара по мячу и умение прагматично предсказывать ситуацию.
Еще одним видом спорта, представленным в рамках фестиваля, стал фловотен – спортивная игра, которую придумали преподаватели кафедры физической культуры и спорта ГУАП в 2018 году. В настоящее время она активно включается в учебный процесс по физической культуре студентов не только ГУАП, но также и некоторых других университетов Санкт-Петербурга. Фловотен представляет собой аналог большого тенниса, в который играют клюшками и мячом для флорбола [2].
В определенной степени описанные выше европейский и азиатский подходы к физической активности можно перенести и на противопоставление рокки и фловотена. Рокки – типично азиатский подход с неторопливыми перемещениями игроков, которым требуются точные точечные умения, принятие правильной позы, сочетание действия с одновременным осмыслением и прогнозированием тактики и стратегии. Фловотен – это по-европейски высокая эмоциональность, спонтанность и непредсказуемость движений, максимальное приложение усилий, техническое и тактическое противостояние с соперником.
Поэтому виды спорта для фестиваля и подбирались таким образом, чтобы каждый студент мог найти в них что-то более подходящее для своего менталитета, с учетом своих предпочтений и уровня текущей физической подготовленности. Ну и конечно, чтобы данные виды были доступны и интересны для желающих в них поучаствовать.
Далее более рассмотрим краткую историю, правила и особенности проведения данных видов соревнований в рамках фестиваля.
Прыжки в длину с хальтересами являлись вторым упражнением пентатлона (древнегреческого пятиборья) после стадиодрома. На первый взгляд являются одним из самых необычных и непонятных для современного восприятия видов античных соревнований. Античные атлеты выполняли прыжок со специальными каменными или металлическими гантелями в руках – хальтересами, вес которых на разных соревнованиях, судя по найденным артефактам, колебался от 1,48 до 4,63 кг, а длина варьировалась от 18 до 26 см [12]. Изображения самого прыжка сохранились на многочисленных античных амфорах, однако ни эти рисунки, ни дошедшие до нас описания олимпийских соревнований древнегреческими писателями не смогли ответить на главный вопрос: по каким правилам эти соревнования проводились. При этом некоторые известные факты только запутали ситуацию. Так, например, известно, что соревнования прыгунов сопровождались игрой на флейте. Возникает вопрос: зачем, учитывая, что греки ничего не делали просто так. А греческие писатели Павсаний и Геродот упоминают некого Фаилла из Кротона, который, по их данным, прыгал, в пересчете на сегодняшние единицы измерения около 16 метров 30 см, что не соответствует диапазону результатов в прыжках в длину с разбега (мировой рекорд – 8,95 м), а тем более с места [1; 7]. Специалистами на данный счет высказывались диаметрально противоположные мнения, одним из наиболее правдоподобных является предположение, что прыгун совершал 5 прыжков подряд (5 – любимое число греков), каждый раз приземляясь на обе ноги, так как на большинстве ваз ноги атлета находятся вместе [10]. Это предположение позволяет как-то объяснить необходимость флейтиста, который, возможно, своей игрой задавал ритм прыжков.
В рамках фестиваля мы попытались проверить данное предположение, и все желающие совершали пять прыжков с места подряд, сначала без нагрузки, затем с гантелями 0,75 кг и 1,5 кг в каждой руке. Была предпринята попытка определить, насколько вес утяжелителей оказывает влияние на итоговый результат. В прыжках приняли участие 65 студентов: 48 юношей и 17 девушек. Средний результат у девушек без гантелей оказался 10,51 м, с гантелями 0,75 кг – 10,72 м и с гантелями 1,5 кг – 10,79 м. То есть с повышением веса гантелей результаты улучшились. При этом 2 девушки показали свой лучший результат в прыжке без нагрузки, 9 с малыми гантелями и 5 с большими. У юношей данное соотношение выглядит как 12–13–23 при среднем результате соответственно 12,55 – 12,71 – 12,79 м. Интерпретация полученных результатов говорит о том, что утяжелители реально способствуют повышению дальности прыжка у большинства участников. Разделим результат 12,55 м на 5 и получим 2,51 м – дальность однократного прыжка. Далее разделим результат официального мирового рекорда в прыжках в длину с места 3,48 м на 2,51 м и получим повышающий коэффициент 1,36, умножив который на 12,29, получим значение 16,71 м. То есть практически тот результат, о котором и писали Павсаний и Геродот. Таким образом, студенты ГУАП смогли практически прикоснуться к истории античного спорта и, возможно, разгадать одну из её тайн.
Хуптакрау – национальный вид спорта народов Юго-Восточной Азии. Является прямым потомком древнеяпонской игры кемари, первые достоверные сведения о которой относятся к городу Нара и датируются примерно 644 годом нашей эры, что было отмечено в «Нихон сёки» – одном из древнейших письменных памятников Японии, подробно повествующем о жизни Страны восходящего солнца того времени [6]. Задача игроков в кемари состояла в том, чтобы, стоя в круг, удерживать мяч в воздухе более длительное время, касаясь его любой частью тела, за исключением рук – головой, ступнями, коленями, спиной. В середине ХХ века в игре, которая получила новое название хуптакрау, появилось гнездо, состоящее из 3 обручей диаметром 60 см каждый, подвешенное на высоте 4,75 м над площадкой, в которое игроки команды, состоящей из 5 или 7 человек, стоя по кругу диаметром 2 м, и должны забивать мяч. Каждому игроку дается право атаковать гнездо одним из восьми разрешенных способов разной сложности: ударами внешней и внутренней стороной стопы, носком, подошвой, коленом, скрестным ударом в прыжке, головой и плечом [8]. После каждого удачного попадания в гнездо один из представителей команды опускает гнездо с мячом вниз, и игра продолжается. Каждый новый розыгрыш мяча в начале партии после удачной атаки и в случае падения мяча на пол начинается вводом мяча рукой одним из игроков. Задача команды заключается в том, чтобы, выполняя передачи мяча друг другу, вывести одного из партнеров на удобную для атаки гнезда позицию.
Хуптакрау является технически сложной игрой, требующей специальной подготовки. В рамках фестиваля игра проводилась по упрощенным правилам. Команда, состоящая из 4-х человек, должна была попытаться за 5 минут забить как можно больше мячей в гнездо, нижний край которого был подвешен на высоте 2,90 метра. Разрешалось забивать мяч любой частью тела, за исключением рук ниже локтя. В игре приняли участие 3 команды, которые показали результаты 13, 7 и 5 очков. Игра студентов обнажила проблемы молодых людей как с техникой обработки мячей, находящихся в воздухе, так и с общим уровнем координации движений и умением управлять своим телом. При этом хуптакрау, являясь самым сложным видом для участников фестиваля, указало желающим совершенствоваться футболистам вектор их дальнейшей самостоятельной подготовки, а преподавателям необходимость включать элементы игры в учебный процесс по физической культуре с целью развития координационных способностей студентов.
Рокки – спортивная игра, одна из разновидностей крокета, которая появилась в 1880-х годах в США и была особенно популярна в первой четверти ХХ века. В рокки играют на глиняном корте размером 18×9 м с низкими бортиками. В отличие от крокета, небольшие размеры площадки позволяют играть в рокки в помещениях. Суть игры заключается в том, чтобы с помощью специальных деревянных молотков провести 2 шара диаметром 8,28 см через 10 ворот шириной 10,82 см. Молотки имеют короткую ручку – около 60 см. Один конец молотка покрыт резиной, другой – деревом, пластиком или алюминием [9].
На фестивале от участника требовалось с помощью деревянной киянки последовательно проводить тяжелый бильярдный шар через 7 ворот шириной 25 см, расставленных на площадке размером 10×10 метров с бортиками. Каждому участнику предоставлялось 3 попытки. Из 40 участников (30 юношей и 10 девушек) максимальный результат, равный 7, показали 2 студента, юноша и девушка.
Фловотен – спортивная игра, которая проходит на разметке стандартной волейбольной площадки без разделительной сетки в форматах 1×1, 2×2 или 3×3. Ведение счета полностью совпадает с правилами игры в большой теннис. Подача мяча осуществляется клюшкой по воздуху не ближе 1 метра из-за лицевой линии зачетной зоны своей части площадки в зачетную зону соперника. Приём мяча, включая высокие мячи и приём с отскока принимающим, может осуществляться в любой точке, как только мяч войдёт в его зачетную зону. Количество отскоков мяча на поле противника во время подачи и во время игры не ограничено, игроки имеют право наносить удары как по двигающемуся, так и по полностью остановившемуся мячу. Задача игроков – наносить удары в зачетную зону соперника, вынуждая его ошибаться.
Во фловотене чем выше мастерство игроков команды соперника, тем больше возможностей у игрока продемонстрировать все свои умения и навыки, поэтому участники поединка априори являются не противниками, а партнёрами, и всегда поддерживают и помогают друг другу, а красота игры превалирует над результатом [5].
В рамках фестиваля каждый желающий мог выполнить 5 попыток подачи мяча на точность в определенную зону площадки. В данном конкурсе приняли участие 54 студента (41 юноша, 13 девушек), из которых лучший результат 3 показали только 3 юноши и 1 девушка.
В итоге, включение в 2024 году в программу фестиваля 4 обозначенных выше видов спорта имело для молодых людей познавательное, оздоровительное, воспитательное и социальное значение. В рамках данного спортивного мероприятия обозначились межпредметные связи физической культуры с такими учебными дисциплинами, как история, география, мировая культура, философия, биомеханика. Со слов участников спортивной части фестиваля и визуально оценивая их поведение, становится очевидно, что молодые люди получили целый спектр положительных эмоций, смогли оценить уровень своих физических возможностей и получили новые, интересные и полезные знания в тех видах спорта, о которых до этого они никогда не слышали.
В данном аспекте спортивная составляющая фестиваля национальных культур является проводником ценностной сферы физической культуры, которая призвана повышать популярность физкультуры и спорта в студенческой среде, проводить в жизнь принципы здорового образа жизни, воспитывать гармонически, физически и духовно развитую личность. Через погружение в спортивную культуру разных стран и народов молодые люди смогут лучше понимать представителей разных регионов мира и стать более толерантными и коммуникабельными. В данном контексте спортивная составляющая «Фестиваля национальных культур 2024» успешно выполнила все поставленные перед ней задачи.
Список литературы
1. Павсаний. Описание Эллады. Ч. 2. / под ред. Е. В. Никитюк. – СПб.: Алетейя, 1996. – 563 с.
2. Пригода Г. С., Сидоренко А. С. Фловотен – новая спортивная игра, как производное от флорбола и большой тенниса // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 11 (189). – С. 420–423. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p420-423
3. Сидоренко А. С. Спортивная составляющая фестиваля национальных культур // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2023. – № 3 (40). – С. 83–90. URL: http://fikio.ru/?p=5379 (дата обращения 15.11.2024).
4. Сидоренко А. С. Сходства и различия древнегреческой и древнекитайской философии физической культуры и спорта // Десятая международная научно-практическая конференция: Философия и культура информационного общества: тезисы докл. 17–19 ноября 2022 года. – СПб.: ГУАП, 2022. – С. 442–444.
5. Сидоренко А. С. Философия фловотена // Десятая международная научно-практическая конференция: Философия и культура информационного общества: тезисы докл. 17–19 ноября 2022 года. – СПб.: ГУАП, 2022. – С. 439–441.
6. Нихон сёки – Анналы Японии: в 2 т. Т. 1: Свитки I–XVI / Пер. и коммент. Л. М. Ермаковой и А. Н. Мещерякова. – СПб.: Гиперион, 1997. – 496 с.
7. Томилин К. Прыгнуть за 16 метров. К вопросу возрождения техники прыжков в длину древних греков // Лёгкая атлетика. – 2020. – № 3–4. – С. 47–52.
8. Hanif A. S. Sepak Takraw for Students. – Kota Malang: Klojen Jawa, 2015. – 130 p.
9. King C. C. Official Roque Guide of the Western Roque Association. – Chicago: Moore & Evans, 1913. – 48 p.
10. Lenoir M., Clercq D., Laporte W. The “How” and “Why” of the Ancient Greek Long Jump with Weights: A Five-Fold Symmetric Jump in a Row? // Journal of Sports Sciences. – 2005. – Vol. 23(10). – Pp. 1033–1043. DOI: 10.1080/02640410400022037
11. Lucas C. J. P. The Olympic Games 1904. – St. Louis, MO: Woodward & Tiernan Printing Co, 1905. – 147 p.
12. Papadopoulos C., Noussios G., Manopoulos E., Kiritsi O., Ntones G., Gantiraga E., Gissis I. Standing Long Jump and Handheld Halters; Is Jumping Performance Improved? // Journal of Human Sport & Exercise. – 2011. – Vol. 6. – No. 2. – Pp. 436–443. DOI: 10.4100/jhse.2011.62.24
References
1. Pausanias; Nikityuk E. V. (Ed.). Description of Hellas. Part 2 [Opisanie Ellady. Ch. 2]. St. Petersburg: Aleteyya, 1996, 563 p.
2. Prigoda G. S., Sidorenko A. S. Flovoten – a New Sports Game, as Derived from Floorball and Tennis [Flovoten – novaya sportivnaya igra, kak proizvodnoe ot florbola i bolshoy tennisa]. Uchenyye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta (Scientific Notes of the University Named after P. F. Lesgaft), 2020, no. 11 (189), pp. 420–423. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p420-423
3. Sidorenko A. S. Sports Component of National Cultures Festival [Sportivnaya sostavlyayuschaya festivalya natsionalnykh kultur]. Filosofiya i gumanitarnye nauki v informatsionnom obschestve (Philosophy and Humanities in Information Society), 2023, no. 3 (40), pp. 83–90. Available at: http://fikio.ru/?p=5379 (accessed 15 November 2024)
4. Sidorenko A. S. Similarities and Differences of Ancient Greek and Ancient Chinese Philosophy of Physical Culture and Sports [Skhodstva i razlichiya drevnegrecheskoy i drevnekitayskoy filosofii fizicheskoy kultury i sporta]. Desyataya mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: Filosofiya i kultura informatsionnogo obschestva: tezisy dokl. 17–19 noyabrya 2022 goda (X-th International Scientific and Practical Conference “Philosophy and Culture of the Information Society”: Collected Reports, 17–19 November 2022). Saint Petersburg: GUAP, 2022, pp. 442–444.
5. Sidorenko A. S. Philosophy of Flovoten [Filosofiya flovotena]. Desyataya mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: Filosofiya i kultura informatsionnogo obschestva: tezisy dokl. 17–19 noyabrya 2022 goda (X-th International Scientific and Practical Conference “Philosophy and Culture of the Information Society”: Collected Reports, 17–19 November 2022). Saint Petersburg: GUAP, 2022, pp. 439–441.
6. Nihon Seki – Annals of Japan: in 2 vols. Vol. 1: Scrolls I–XVI [Nikhon seki – Annaly Yaponii: v 2 t. T. 1: Svitki I–XVI]. Saint Petersburg: Giperion, 1997, 496 p.
7. Tomilin K. Jump for 16 Meters. On the Issue of Reviving the Long Jump Technique of the Ancient Greeks [Prygnut za 16 metrov. K voprosu vozrozhdeniya tekhniki pryzhkov v dlinu drevnikh grekov]. Legkaya atletika (Track and Field), 2020, no. 3–4, pp. 47–52.
8. Hanif A. S. Sepak Takraw for Students. Kota Malang: Klojen Jawa, 2015, 130 p.
9. King C. C. Official Roque Guide of the Western Roque Association. Chicago: Moore & Evans, 1913, 48 p.
10. Lenoir M., Clercq D., Laporte W. The “How” and “Why” of the Ancient Greek Long Jump with Weights: A Five-Fold Symmetric Jump in a Row? Journal of Sports Sciences, 2005, vol. 23(10), pp. 1033–1043. DOI: 10.1080/02640410400022037
11. Lucas C. J. P. The Olympic Games 1904. St. Louis, MO: Woodward & Tiernan Printing Co, 1905, 147 p.
12. Papadopoulos C., Noussios G., Manopoulos E., Kiritsi O., Ntones G., Gantiraga E., Gissis I. Standing Long Jump and Handheld Halters; Is Jumping Performance Improved? Journal of Human Sport & Exercise, 2011, vol. 6, no. 2, pp. 436–443. DOI: 10.4100/jhse.2011.62.24
© Сидоренко А. С., 2024