Monthly Archives: апреля 2023

УДК 37.014.25

 

Лосев Константин Викторович – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кафедра рекламы и современных коммуникаций, заведующий кафедрой, профессор, доктор экономических наук, Санкт-Петербург, Россия.

Email: k.losev@mail.ru

SPIN: 7760-7766

Тимофеев Иван Александрович – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, преподаватель, кафедра иностранных языков, аспирант, Санкт-Петербург, Россия.

Email: molsoncan@yandex.ru

SPIN: 7298-7691

Авторское резюме

Состояние вопроса: Глобальные социально-экономические и политические процессы начала 20-х годов XXI века меняют направления сотрудничества российских университетов. Одни направления теряют актуальность, другие увеличивают свое значение в рейтинге актуальных векторов для взаимодействия. При этом многие регионы, с которыми до сих пор контакты были не столь активны, выходят на более значимые позиции.

Методы исследования: В работе проведен анализ исторического опыта, а также современных примеров входа на новые рынки высшего образования. Приводятся и сопоставляются различные инструменты по работе с иностранными университетами, а также предпринимаются попытки экстраполировать полученные данные на работу в регионе в целом.

Результаты: В статье предложены методы и подходы, применяемые российскими вузами для наращивания сотрудничества с университетами Юго-Восточной Азии. Авторы рассматривают специфику международных отношений и исторический опыт взаимодействия со странами региона. Дается оценка перспектив сотрудничества в сфере образования с развивающимися странами, предложены способы установления первичных контактов.

Область применения результатов: В ближайшие годы российским вузам предстоит работа с новыми партнерами из непривычных на сегодняшний день регионов мира. Уже сейчас можно определить общие паттерны при создании взаимовыгодного сотрудничества для обеих сторон. В статье демонстрируются проектные наработки российских вузов, идеи для привлечения сторонней помощи при работе с местными университетами, а также универсальные методы и шаги для построения доверительного партнерства.

Выводы: Успешный исторический опыт международного сотрудничества открывает возможности для выстраивания доверительных отношений с интересующими вузами. Отличным подспорьем в начале работы могут послужить правительственные организации, ответственные за продвижение российской культуры, если такие действуют в данной стране. Что касается инструментов, запускающих двустороннее сотрудничество, лучше всего работает постепенное внедрение комплекса мероприятий для студентов и преподавательского состава. Эти мероприятия могут быть взяты за основу для других видов академического сотрудничества.

 

Ключевые слова: иностранные студенты; инструменты рекрутинга; международное образование; академический обмен.

 

Tools Used by Russian Universities to Intensify Academic Mobility with South-East Asia

 
Losev Konstantin Viktorovich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Department of Advertising and Modern Communications, Head of the Department, Professor, Doctor of Economics, Saint Petersburg, Russia.

Email: k.losev@mail.ru

Timofeev Ivan Alexandrovich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Lecturer, Department of Foreign Languages, post-graduate student, Saint Petersburg, Russia.

Email: molsoncan@yandex.ru

Abstract

Background: Global international processes in social, economic and political field are changing vectors of cooperation for Russian Universities in 2020s. While certain directions lose popularity, others become more relevant. Also, new regions appear on the map of cooperation in higher education and academic mobility.

Results: The article proposes methods and approaches, used by Russian universities in order to increase cooperation with South-East Asia. The authors consider specific features of international relations and analyze historical background of interaction with the region’s countries. The researchers dwell on prospects of cooperation with developing countries, trying to find general tools to establish first contacts.

Research implications: The years to come will force Russian universities to work with new partners from uncommon countries with less significant volume of cooperation before. Thus, the authors strived to define general patterns to create partnerships of mutual benefit. The article demonstrates Russian universities experience, opportunities for getting assistance when entering uncommon markets and universal steps for partnership based on trust.

Research methods: The work analyzes historical background alongside with modern examples of establishing new contacts with local universities. The authors propose and speculate on tools and approaches to dealing with foreign universities. The article tends to extrapolate current experience, making it available for work within the region.

Conclusion: Successful experience of bilateral cooperation between the countries boosts future cooperation activities. Also, the authors find governmental entities that promote Russian culture in the country a remarkable aid in the process of building contacts. Another conclusion is that various tools work better when combined and when they offer activities for both students and academic staff. Such activities give birth to new ideas of future steps for cooperation.

 

Keywords: international students; instruments for recruitment; international education; academic exchange.

 

В данной статье мы рассмотрим достаточно экзотическое направление для экспорта российского высшего образования – Юго-Восточную Азию. Студенты из стран региона – нечастые гости в российских вузах, однако в современных геополитических условиях стоит рассмотреть этот регион как перспективное направление. Дело здесь не только в поиске новых талантов. Сам регион является быстро растущим как в плане населения, так и в плане экономики. В странах возникает потребность в квалифицированной рабочей силе. Сотрудничество со странами, чей экономический потенциал имеет тенденцию к росту в 20-ые годы XXI века, может стать важной составляющей благополучия России в ее ближайшем будущем. В свою очередь данные страны выигрывают от сотрудничества с Россией, чье высшее образование высоко ценится в мире, и прежде всего в развивающихся странах, переживающих период промышленного роста. Опыта работы со странами региона на данный момент немного, однако определенные попытки предпринимаются, и некоторые вузы делятся своими наработками с коллегами. В частности, ряд отечественных вузов возрождает добрую традицию взаимоотношений в сфере высшего образования с Вьетнамом. Когда-то студентов из данной страны радушно принимали в еще советских университетах. С начала пятидесятых годов прошлого века по сегодняшний день общее количество вьетнамских выпускников, подготовленных в СССР и России, составляет более 30 000 специалистов [см.: 1].

 

П. С. Голомидова, представляющая Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, описывает практики российских вузов по привлечению студентов из Республики Вьетнам. Был рассмотрен опыт РУДН, МИФИ, Томского Политехнического Университета, СПбГУ и некоторых других вузов, принимающих наибольшее число вьетнамских студентов в России. В некоторых случаях отмечается помощь правительственных организаций, способствующих установлению контактов с зарубежными вузами. Например, в исследовании отмечается участие вузов в проведении олимпиад для старшеклассников, реализуемых Представительством Россотрудничества во Вьетнаме, которое содействует продвижению российских вузов и популяризации российского образования в стране.

 

Сопутствующим инструментом является продвижение русского языка и программ РКИ. РУДН в рамках программы «Время учиться в России – время учить русский» проводит повышение квалификации вьетнамских преподавателей и учителей русского языка, оказывает методическую помощь образовательным учреждениям, в которых осуществляется преподавание русского языка, организует игровые мероприятия и интерактивы, вовлекающие в использование русского языка. К таким мероприятиям подключаются и другие российские вузы, благодаря чему растет общее число многосторонних контактов. Сам РУДН также участвует в проведении дней русского языка во Вьетнаме.

 

Надежным способом установить доверительные отношения на этапе раннего знакомства является партнерство со школами, к которому прибегают Томский государственный университет (ТГУ), а также Томский политехнический университет (ТПУ). ТГУ сообщает о положительных результатах, отраженных в привлечении 20 выпускников школы-партнера для обучения в вузе в 2019 году.

 

Академическую мобильность можно также развивать как одно из направлений глобальных проектов, включающих в себя реализацию совместных образовательных программ с интенсивным изучением русского языка, создание лабораторий и научных центров, участие в конференциях. Рост точек соприкосновения между вузами создает больше возможностей для взаимных стажировок и мероприятий по мобильности студентов и персонала [см.: 2].

 

Подводя итог, автор отмечает необходимость комплексного подхода к методам привлечения студентов из Республики Вьетнам, так как результаты достигаются при помощи самых разных форм деятельности – от олимпиад до представительства вузов в интересующей стране. Мы добавим к проведенному анализу несколько замечаний. Исторически хорошие отношения между странами дают возможность легко внедрять различные инструменты и получать поддержку от Правительств обоих государств. Возможно, это тот случай, когда количество действительно переходит в качество. Создание множества точек соприкосновения порождает новые идеи для сотрудничества и увеличивает узнаваемость российских вузов в стране и регионе в целом.

 

Во второй части нашего обзора рассмотрим страну Юго-Восточной Азии, с которой объем образовательных контактов России значительно ниже. Опытом работы с такой страной как Индонезия делится Е. В. Вохрышева из Самарского филиала Московского городского педагогического университета. В России и российских университетах об Индонезии знают мало, что, конечно, негативно сказывается на потенциале сотрудничества. Это государство, расположенное на островах Тихого и Индийского океана, с населением свыше 270 млн человек занимает по численности населения четвертое место в мире (по данным 2020 года). Если брать во внимание высокие темпы развития региона в целом и Индонезии как крупнейшего государства данного региона в частности, рост потребности в квалифицированных кадрах создает запрос на образовательные услуги. Далее рассмотрим, какую оценку перспективе сотрудничества в сфере образования с Индонезией дает автор статьи.

 

Возможно, это удивит, но толчком для сотрудничества по столь необычному направлению стала пандемия COVID-19. Переход на дистанционные образовательные технологии и удаленные способы коммуникации стерли понятия о географической удаленности вуза-партнера. Вынужденная необходимость взаимодействовать с другими вузами онлайн открыла возможность наладить контакты с любыми образовательными организациями мира. К такому выводу пришли сотрудники Самарского филиала Московского педагогического университета и развернули сотрудничество с вузами Индонезии.

 

Одним из результатов взаимодействия явилась серия международных конференций, на которой студенты двух стран читали доклады и обменивались мнениями. Поощрялось и неформальное общение между ребятами для дальнейшего укрепления межвузовских контактов на различных уровнях. В течение следующего года было проведено еще несколько конференций, к участию в которых привлекалось все больше студентов из Индонезии.

 

Вторым направлением сотрудничества стало непосредственно обучение. Студентам из Индонезии были предложены программы обучения «Иностранный язык» и «Теория перевода», тогда как в качестве встречной инициативы был проведен открытый онлайн-урок для школьников Самары и Самарской области на тему «Индонезийская культура: традиции и обычаи».

 

Далее студенты и преподаватели привлекались к работе с новыми модулями, подготовленными для двустороннего сотрудничества с Индонезией. Преимущественно образовательные мероприятия проходили по лингвистическим и юридическим направлениям.

 

Е. В. Вохрышева отмечает удовлетворенность обеих сторон от проведенных мероприятий и созданных проектов, так как каждая новая инициатива вовлекала всякий раз бóльшее количество участников. При этом одно мероприятие создавало площадку для реализации последующих идей по совместной работе с вузом-партнером. Таким образом, создавалась естественная цепочка событий, сближающих оба университета и пополняющая историю взаимодействия. Автор также высоко оценивает роль такого сотрудничества для стратегии интернационализации университета, чей международный престиж и узнаваемость приобрели положительную динамику. Сам вуз получил ценный опыт по использованию новых технологий, а также методик по ведению проектов с новыми международными партнерами [см.: 3].

 

Таким образом, мы рассмотрели две страны из густонаселенного региона планеты, который до сегодняшнего дня лишь эпизодически попадал в сферу интересов России в ее деятельности по развитию высшего образования. Тем не менее благодаря инициативе активных вузов и помощи со стороны правительственных организаций удается преодолевать барьеры и постепенно увеличивать присутствие на рынках региона. Сочетание привычных подходов и новых специальных инструментов для каждой страны позволяют вузам наращивать международные контакты и предлагать местным образовательным учреждениям альтернативу в виде российских образовательных программ и проектов.

 

Список литературы

1. Жидких А. А., Каримова М. И, Ширяев Н. А. Опыт сотрудничества России и Вьетнама в сфере образования во второй половине XX – начале XXI // Вестник экономической безопасности. – 2018. – № 2. – С. 242–247.

2. Голомидова П. С. Практики экспорта образовательных услуг российских вузов в социалистическую Республику Вьетнам // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2020. – № 4(39). – С. 85–104. DOI: 10.18799/26584956/2020/4(39)/1040

3. Вохрышева Е. В. Международные проекты сотрудничества с Индонезией: опыт Самарского филиала Московского городского педагогического университета // Информационно-образовательная и социокультурная среда вуза: трансформации в образовании: Материалы XLIX Внутривузовской научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников СГИК, посвященной Дню российской науки, Самара, 11 февраля 2022 года / Под редакцией М. А. Петиновой. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2022. – С. 35–36.

 

References

1. Zhidkikh A. A., Karimova M. I, Shiryaev N. A. The Experience of Cooperation between Russia and Vietnam in the Field of Education in the Second Half Of the XX – Early XXI Century [Opyt sotrudnichestva Rossii i Vetnama v sfere obrazovaniya vo vtoroy polovine XX – nachale XXI]. Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti (Vestnik of Economic Security), 2018, no. 2, pp. 242–247.

2. Golomidova P. S. Best Practices of Russian Universities Educational Programs Export to the Socialist Republic of Vietnam [Praktiki eksporta obrazovatelnykh uslug rossiyskikh vuzov v sotsialisticheskuyu Respubliku Vetnam]. Vektory blagopoluchiya: ekonomika i sotsium (Journal of Wellbeing Technologies), 2020, no. 4(39), pp. 85–104. DOI: 10.18799/26584956/2020/4(39)/1040

3. Vokhrysheva E. V. International Projects of Cooperation with Indonesia: Experience of Samara Branch of Moscow City University [Mezhdunarodnye proekty sotrudnichestva s Indoneziey: opyt Samarskogo filiala Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta]. Informatsionno-obrazovatelnaya i sotsiokulturnaya sreda vuza: transformatsii v obrazovanii: Materialy XLIX Vnutrivuzovskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii prepodavateley, aspirantov i sotrudnikov SGIK, posvyaschennoy Dnyu rossiyskoy nauki, Samara, 11 fevralya 2022 goda (Materials of XLIX University Conference of Lecturers, Post-Graduate Students and Staff of Samgik, Dedicated to Day of Russian Science, Samara, February 11th, 2022). Samara: Samarskiy gosudarstvennyy institut kultury, 2022, pp. 35–36.

 
Ссылка на статью:
Лосев К. В., Тимофеев И. А. Инструменты российских вузов для увеличения объема академической мобильности со странами Юго-Восточной Азии // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2023. – № 1. – С. 82–87. URL: http://fikio.ru/?p=5204.
 

© Лосев К. В., Тимофеев И. А., 2023

14 мая 2023 года наш коллега доктор социологических наук Борис Акимович Исаев отмечает 75-летний юбилей. К знаменательной дате мы подготовили материал, в котором излагаются основные этапы жизненного и творческого пути замечательного человека, сочетающего качества известного ученого, педагога и организатора вузовского образования и талантливого поэта-лирика.

 

Boris Akimovich Isaev. The Main Stages of the Life and Career (on the 75-th Anniversary)

 

On May 14, 2023, our colleague Boris Akimovich Isaev, Doctor of Sociology, celebrates his 75th anniversary. On the threshold of the significant date, we have prepared an overview that outlines the main stages of the life and career of the remarkable person who combines the qualities of a famous scientist, teacher and organizer of university education and a talented lyric poet.

 

Борис Акимович Исаев родился 14 мая 1948 года в семье офицера, прошедшего всю войну, и учительницы географии. Его детство прошло в отдаленных гарнизонах и многочисленных переездах (от Подмосковья до Владивостока и от Средней Азии до Ленинграда), в течение которых он мог воочию познакомиться с географией и экономикой, военной историей и повседневной жизнью нашей страны.

 

В 1971 году окончил Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского, защитил диплом военного инженера по специальности «Ядерные энергетические установки», и ему было присвоено воинское звание лейтенанта ВМФ.

 

В 1971–1979 годах проходил службу на Северной флоте.

 

В 1986 году c золотой медалью заочно окончил педагогический факультет Военно-политической академии имени В. И. Ленина по специальности «Преподаватель общественных наук».

 

В 1988–1998 годах – преподаватель, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических наук Военно-морского института радиоэлектроники имени А. С. Попова. Автор первых учебных пособий по новым дисциплинам «Политология» и «Социология» в системе военного образования. Завершил службу в ВМФ в звании капитана 1 ранга. Награждён девятью медалями.

 

В 1988–1992 годах – соискатель по кафедре политической истории исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). В 1992 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Развитие политической системы СССР (1985–1990)» (специальность 07.00.01 – история общественных движений и политических партий).

 

В 1994–1998 годах – соискатель по кафедре политических институтов и прикладных политических исследований философского факультета СПбГУ. В 1998 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора социологических наук по теме «Зарождение, становление и функционирование партийной системы современной России» (специальность 23.00.02 – политические институты и процессы).

 

В 1999–2012 годах – профессор, заведующий кафедрой политологии и отделением политологии Балтийского государственного технического университета (БГТУ) «Военмех» имени Д. Ф. Устинова. В этой должности провел 13 выпусков общим количеством более 700 специалистов-политологов, издал учебники и монографии по таким темам и дисциплинам политологии, как «Теория партий и партийных систем», «Зарождение и функционирование партийной системы России (1987–2008)», «Партология. Т. 1. История партий», «Партология. Т. 2. Партийно-политические системы ведущих стран мира», «Геополитика», организовал издание коллективных учебников по теории политики, современной российской политике, истории политических учений. Отделение политологии ежегодно проводило научные конференции по наиболее актуальным проблемам политической теории и практики, активно сотрудничало с Российской ассоциацией политической науки (РАПН). В 2010 году присвоено почётное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».

 

В 2007–2017 гг. – профессор кафедры конфликтологии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета. Читал курсы: «Глобальные конфликты», «Международные и региональные институты конфликторазрешения», «Партии и партийно-политические движения в современной России», «Конфликты в политической истории демократии», «Дипломатия в урегулировании международных конфликтов», «Геополитика и геополитические конфликты».

 

С 2013 г. по настоящее время – профессор кафедры истории и философии гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. Руководитель направления «Политология». Провёл 6 выпусков бакалавров и два выпуска магистров. Издал монографию «Политическая история демократии от первобытного общества до наших дней» (2011), учебники «Политическая история: революции» (2019), «Революциология: общая теория революций» (2020), «Геополитика и геостратегия» (2020).

 

Член Научного совета Российской ассоциации политической науки (РАПН) и председатель Исследовательского комитета РАПН по геополитике и безопасности.

Действительный член Академии политической науки.

Действительный член Академии гуманитарных наук.

Член президиума Социологического общества (академии) имени М. М. Ковалевского.

Член редакционного совета журналов «Политическая экспертиза. ПОЛИТЭКС» (Санкт-Петербург) и «Теории и проблемы политических исследований» (Москва).

 

Б. А. Исаев, как и все поколение российских политологов 1980– 1990-х гг., стоял у истоков российской политической науки. Он внёс существенный вклад в развитие таких направлений политологических исследований, как «Партии и партийные системы», «Партийно-политические системы зарубежных стран», «Генезис российских политических партий», «Партийная и политическая система современной России», «Геополитика», «Политическая история демократии», «Политическая конфликтология», «Революциология».

 

Как председатель и член государственных аттестационных комиссий (ГАК) участвовал в выпусках политологов и политических конфликтологов в следующих вузах: Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет (РГПУ) им. А. И. Герцена, Балтийский государственный технический университет (ВОЕНМЕХ) им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС.

 

Как член диссертационных советов и официальный оппонент участвовал в экспертизе кандидатских и докторских диссертаций в диссертационных советах МГУ им. Ломоносова, Института философии РАН, Политологического и социологического факультетов СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, БГТУ им. Д. Ф. Устинова (ВОЕНМЕХ), Казанского (Приволжского) федерального университета, Кубанского государственного университета, других ведущих российских вузов.

 

Главные научные достижения Б. А. Исаева

В партологии: создание российского варианта теории партий и партийных систем, включившего следующие положения: условия, пути и закономерности возникновения партий, место и роль партий в политической системе, классификация и типология партий и партийных систем, коалиционная политика партий, тенденции развития партий, структура партий и партийных систем, функционирование партийных систем, вычисление характеристик партий и партийных систем.

 

В геополитике: классификация геополитических теорий по национальным школам геополитики, выделение ведущих школ на каждом этапе развития геополитики; формулирование понятий «геополитический процесс», «геополитическая картина мира», «глобальный геополитический конфликт» и др. Развитие таких направлений геополитики, как геоистория, российская геоистория, геоконфликтология, структура геополитики.

 

В теории демократии: оригинальное описание политической истории демократии с разделением её на первобытную, античную, средневековую, демократию Нового времени, демократию эпохи индустриализма и эпохи постиндустриализма; выявление характерных черт современной демократии; исследование условий, движущих сил, циклов и периодов развития демократии. Был сделан вывод о том, что демократия развивается циклами, которые составляют от 340 до 1050 лет. Выделены следующие исторические периоды развития демократии: 1) отдельных демократических институтов, 2) городов-государств, 3) появление демократических коммун и государств-наций, 4) преобладания демократических стран в мире (современный период), 5) период всемирной демократии.

 

В революциологии: создание общей теории революций, которая решает следующие проблемы: определение и интерпретации революций, характеристики и исторические тенденции революций, место, роль и время революций в истории, типология и классификация, условия возникновения, развития и завершения, цели и задачи, структура революций, ход и характер, функции и дисфункции революций, их соотношение с революционными, гражданскими войнами и протестными движениями.

 

Б. А. Исаев издал значительными тиражами более 20 учебников и учебных пособий в таких известных издательствах, как «Юрайт», «Аспект-Пресс», «Питер» и др. Учебные издания профессора Исаева положены в основу многих учебных курсов, ими пользуются студенты и преподаватели университетов России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Таджикистана и других стран.

 

Основные научные труды

Монографии

Исаев Б. А. Зарождение, становление и функционирование партийной системы современной России. – Петродворец: ВВМУРЭ имени А. С. Попова, 1997. – 201 с.

Исаев Б. А. Функционирование партийной системы России (1993–1996). – Петродворец. Издание ВВМУРЭ им. А. С. Попова. 1996. – 85 с.

Исаев Б. А. Конституция и избирательная формула России как партиеобразующие факторы. – Петродворец. Издание ВВМУРЭ им. А. С. Попова. 1996. – 24 с.

Исаев Б. А. Теория партий и партийных систем и методология исследования российской партиомы. – Петродворец. Издание ВМИРЭ им. А. С. Попова. 1998. – 64 с.

Исаев Б. А., Семендяев В. Б. Формирование политических партий в России (конец XIX – начало XX века). – СПб. – Петродворец: Военно-морской институт радиоэлектроники, 2000. – 116 с.

Исаев Б. А. Геополитическая парадигма современной эпохи // Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: Сб. статей. – СПб.: ГУКИ, 2006. – 7 с.

Исаев Б. А. Зарождение и функционирование партийной системы России (1987–2008). – СПб.: БГТУ, 2008. – 196 с.

Исаев Б. А. Состояние современной геополитики в ее сравнении с геополитикой классического периода 1890–1940 гг. // Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: Сб. статей. – СПб: ГУКИ, 2008. – С. 64–71.

Исаев Б. А. Политическая история демократии. – Saarbruken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH and Co., 2011. – 466 с.

Исаев Б. А. Концепция «Великая русская революция» как рамки анализа политического процесса в России XX века // Правовое государство и ответственность личности. Коллективная монография / под ред. С. И. Дудника, И. Д. Осипова. – СПб.: Санкт Петербургское философское общество, 2011. – 274 с.

Исаев Б. А. Демократизация как предпосылка конституционного процесса // Аксиология российского конституционализма: история и современность. Коллективная монография / под ред. С. И. Дудника, И. Д. Осипова. – СПб.: СПбГУ, 2012. – 330 с.

Исаев Б. А. Социально-политические революции формата «4Д» // Культура конфликта во взаимодействии власти и гражданского общества как фактор модернизации России: сб. статей / ред. кол: Л. И. Никовская (отв. ред.), В. Н. Шевченко, В. Н. Якимец. – Москва: Ключ-С, 2012.

Исаев Б. А. Демократические тенденции в политической истории средневековой Руси: политические системы, институты и группировки // Философия российской государственности: история и современность. Год истории России. К 1150-летию российской государственности: коллективная монография: в 2-х т. Т. 2 / под ред. проф. С. И. Дудника, проф. А. Х. Даудова, проф. И. Д. Осипова. СПб., 2013.

Исаев Б. А. Геополитическая динамика: процессы и конфликты, картины мира и эпохи // Конфликт как проблема. Очерки современной теоретической и прикладной конфликтологии / под ред. А. И. Стребкова, А. В. Алейникова, А. Г. Пинкевич. – СПб.: Фонд развития конфликтологии. 2015. – 502 с.

Исаев Б. А., Коргунюк Ю. Г., Попова О. В., Шашкова Я. Ю. Партии и партийные системы // Структурные трансформации и развитие отечественных школ политологии. Научное издание / под ред. О. В. Гаман-Голутвиной. М.: Аспект-Пресс, 2015. – 464 с.

 

Учебные издания

Исаев Б. А. Политология: история политических идей, современные политические идеологии, политические и партийные системы, международные отношения и национальная безопасность (Краткий курс). – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 174 с.

Политология: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

Исаев Б. А. Геополитика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 275 с.

Исаев Б. А. Социология. (Краткий курс). Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 225 с.

Геополитика: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев. – СПб.: Питер, 2007. – 512 с.

Исаев Б. А. История партий. Учебное пособие. – СПб.: Издательство БГТУ, 2007. – 252 с.

Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 040201 «Социология» и другим гуманитарным специальностям. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.

Исаев Б. А. Теория партий и партийных систем. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки ВПО 030200 – «Политология». – М.: Аспект Пресс, 2008. – 364 с.

Теория партий и партийных систем: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 400 с.

Теория политики. Учебное пособие. / Под ред. Б. А. Исаева. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.

Исаев Б. А., Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки ВПО 030200 – «Политология». – СПб.: Питер, 2009. – 395 с.

Исаев Б. А. Практическая партология: генезис партий и партийно-политических систем. Учебник. – СПб.: ИД «Петрополис», 2010. – 514 с.

История политических учений: Учебник. / Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева. – СПб.: Питер, 2012. – 432 с.

Введение в политическую теорию. Учебное пособие. / Под ред. Б. А. Исаева. – СПб.: Питер, 2013. – 432 с.

Исаев Б. А., Баранов Н. А. Современная российская политика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2013. – 448 с.

Исаев Б. А. Социология. Учебное пособие. – СПб.: ГУАП, 2014. – 221 с.

Исаев Б. А. Политология: учебное пособие. – СПб.: ГУАП, 2015. – 171 с.

Исаев Б. А. Лекция 13. Партийные конфликты, партийная борьба, формирование и трансформация партийной системы современной России // Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций. Под ред. А. В. Алейникова, А. И. Стребкова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2015. – С. 369–396.

Исаев Б. А. Лекция 14. Феномен «цветных революций» // Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций. Под ред. А. В. Алейникова, А. И. Стребкова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2015. – С. 397–416.

Исаев Б. А. Лекция 15. Динамика и результаты постсоветских «цветных революций». Протестное движение в современной России // Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций. Под ред. А. В. Алейникова, А. И. Стребкова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2015. – С. 417–445.

Исаев Б. А. Геополитика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 496 с.

Исаев Б. А. Теория партий и партийных систем: учебник для бакалавриата и магистратуры: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям: по направлению подготовки «Политология». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 370 с.

Исаев Б. А. Политическая история революции: учебник для бакалавриата и магистратуры: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям. – М.: Юрайт, 2019. – 328 с.

 

Поэтические сборники

Борисов И. Круги любви. Изд. ВВМУРЭ им. А.С. Попова. 1988.

Исаев Б. Избранное. – СПб, 1998. – 90 с.

Исаев Б. Стихи для друзей. – СПб., 2007. – 150 с.

Исаев Б. А. Избранное 2008. Сборник стихов. – СПб., 2008. – 154 с.

Исаев Б. Любовь и нелюбовь. – СПб.: Петрополис. 2011. – 160 с.

Исаев Б. Романтика стиха. – СПб. Союз художников. 2023. — 244 с.

 

Борис Акимович Исаев неизменно пользуется искренним уважением студентов, преподавателей ГУАП и всех, кому доводилось с ним общаться.

Желаем дорогому Борису Акимовичу творческого долголетия, новых научных идей и поэтического вдохновения.

 

Преподаватели и сотрудники кафедры истории и философии гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения