Формирование ведущих исследовательских университетов мирового класса в России (на примере томских национальных исследовательских университетов)

УДК 378.6:001.891(571.16)

 

Брылина Ирина Владимировна федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», кафедра философии, доцент, кандидат философских наук, доцент, Томск, Россия.

E-mail: ibrylina@yandex.ru

Кузьмина Анна Валерьевна федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», студентка Института социально-гуманитарных технологий, Томск, Россия.

E-mail: anna989@sibmail.com

634034, Россия, Томск, пр. Ленина, 30,

Тел.: +7 (3822) 56-13-13

Авторское резюме

Состояние вопроса: В последние годы в России предпринимаются и поддерживаются государством попытки создания целой сети исследовательских университетов мирового класса. Опыт проведения этой работы нуждается в специальном анализе.

Результаты: Российские университеты находятся на начальных стадиях перехода на уровень исследовательских университетов, ориентированных на показатели по рейтингу QS 100. В их дорожных картах формулируются системы конкретных формальных показателей, которые должны быть достигнуты к определенному сроку. Вузы намечают идти аналогичным друг другу и мировому опыту путем в создании университетов мирового класса, которые, однако, будут отличаться в зависимости от своей специализации, региональной принадлежности, «дорожной карты» и др. факторов. Процессы формирования исследовательского, инновационного или предпринимательского университета будет иметь свои особенности в темпах развития, механизмах их слияния и разделения. В России ожидается возникновение университетов разного типа и уровня в соответствии с различиями их миссий.

Выводы: Обсуждение вопросов специфики формирования «исследовательских», «инновационных» и «предпринимательских» университетов мирового класса в России показывает, что проблема конкурентоспособности и нововведений в университетах связана с формированием новых отношений между наукой и образованием, с одной стороны, и государством, университетом и бизнесом, с другой. Новый диалог о роли университетов в экономике, основанной на знаниях, должен привести к новому компромиссу, который создаст возможности перейти к формированию «инновационных» и «предпринимательских» университетов, но одновременно сохранит преимущества «исследовательских».

 

Ключевые слова: российские университеты; исследовательские университеты мирового класса; «дорожные карты» российских исследовательских университетов; концентрация талантов.

 

Establishing World-Class Research Universities in Russia

(The Case of Tomsk National Research Universities)

 

Brylina Irina Vladimirovna – National Research Tomsk Polytechnic University, Department of Philosophy, Associate Professor, PhD, Tomsk, Russia.

E-mail: ibrylina@yandex.ru

Kuzmina Anna Valerievna – National Research Tomsk Polytechnic University, Student of the Institute of Social and Humanitarian Technologies, Tomsk, Russia.

E-mail: anna989@sibmail.com

30, Lenin Ave., Tomsk, Russia, 634034,

Tel.: +7 (3822) 56-13-13

Abstract

Background: Recently an attempt to develop a network of world-class research universities has been made in Russia, the attempt being supported by the state. This experience needs some special analysis.

Results: Russian universities are now at the first stage of their reaching the level of research universities oriented on the criteria of QS 100 University Rankings. In their road maps systems of formal indexes which are to be implemented in the due course are formed. In general Russian universities are likely to follow an example of foreign universities although their routes will vary depending on their specialization, regional differences, road maps and some other factors. The formation processes of research, innovative and entrepreneurial universities will have their own characteristics of the development rate, their merger and demerger. Universities of different types and levels will be founded in Russia in accordance with the differences in their missions.

Conclusions: The discussion held in Russia on world-class leading research, innovative and entrepreneurial universities establishing shows that the problem of competitiveness and innovations in universities is connected with new relationships between science and education, on the one hand, and with the state, university and business, on the other. An intense debate on the place of universities in economy based on knowledge has to result in establishing innovative and entrepreneurial universities, but simultaneously will preserve the advantages of research ones.

 

Keywords: Russian universities; world-class research universities; road maps of Russian research universities; talent concentration strategy.

 

Как реализуется задача по созданию ведущих исследовательских университетов в России?

 

Виссема Й. Г. в работе «На пути к университету третьего поколения: управление университетом в переходный период» утверждает, что университеты вступили в переходный период своего развития и в настоящее время должны трансформироваться в «университеты третьего поколения» («ЗG-университеты»). В противном случае они рискуют оказаться в роли аутсайдеров… [1]. Российская система высшего образования в настоящее время переживает переломный момент трансформации лучших университетов России по образцу ведущих исследовательских университетов мира. Эта амбициозная цель была поставлена Правительством России перед университетами вследствие модернизации, которую переживает система образования последние годы, и которая обоснована в «Программе образования 2013 – 2020». Одним из ожидаемых результатов Программы должно стать вхождение «пяти российских вузов в первую сотню ведущих рейтингов мировых университетов» [3].

 

Так как Россия сравнительно поздно вступила на путь создания исследовательских университетов мирового класса и находится на позиции догоняющей, это влечет необходимость анализа общего и особенного в развитии российских исследовательских университетов.

 

Отвечая на вопрос: «Что такое “исследовательский” университет и как его создать?» Филип Дж. Альтбах утверждает, что парадокс университета мирового класса состоит в том, что «все хотят его иметь, но никто не знает, что это такое и как его получить» [8, с. 351].

 

Как определяется принадлежность к исследовательским университетам мирового класса? Недостаточным является ни субъективное декларирование себя таковым, ни продолжительная история и традиции вуза. Принадлежность определяется по множеству критериев, наиболее значимыми и объективными из которых являются международные рейтинги.

 

В развернувшейся дискуссии о путях создания исследовательского университета мирового класса Дж. Салми [см.: 9, с. 8 – 9] выделяет 2 основных пути создания университетов мирового класса: модернизация существующих и создание новых университетов.

 

На современном этапе развития российского университетского образования использован комбинированный подход к решению данной проблемы. Идут одновременные процессы дифференциации университетов: выделены 29 национальных исследовательских университетов (НИУ), путем укрупнения и реорганизации создано 9 федеральных университетов (ФУ) и формируются еще два, созданы и создаются новые университеты (например, НИУ ВШЭ), и предполагается их трансформация в ведущие исследовательские университеты мирового класса (ВИУ).

 

В соответствии с этой задачей был проведен конкурс, в котором приняло участие 54 российских вуза. По результатам голосования совета было объявлено 15 победителей конкурсного отбора вузов на право получения специальной субсидии на реализацию мероприятий, которые будут способствовать продвижению вузов в международных рейтингах. Только 12 из них получили поддержку своих «дорожных карт».

 

Далее каждый университет на основе государственной субсидиарной и негосударственной грантовой поддержки пойдет своим путем, обозначенным в их «дорожных картах», ориентируясь на лучшие образцы зарубежных университетов, входящих в ТОП-100 мировых университетов по системе рейтинга QS 100, в котором почти половину списка занимают американские исследовательские университеты. Из российских университетов единственным представителем является МГУ им. Ломоносова, занимающий на текущий момент 50-е место рейтинга QS 100.

 

Итак, каковы же пути развития российских исследовательских университетов, зафиксированные в их «дорожных картах»?

 

Анализируя мировой опыт развития исследовательских университетов, Дж. Салми выделяет три основные стратегии, содействующие созданию университетов мирового класса: концентрация талантов, изобилие ресурсов и эффективное управление [см.: 9, с. 7 – 8].

 

Несмотря на то, что каждый российский университет сформировал свою индивидуальную траекторию развития, которая обозначена у него в «дорожной карте», работая на единую цель, они пошли по пути реализации стратегий, обозначенных Дж. Салми.

 

Первая стратегия – «концентрации талантов» – подразумевает создание творческих коллективов студентов и преподавателей, а также новых образовательных продуктов. Конкретизация этой стратегии подразумевает человеческий фактор, а именно – ответ на вопросы: кого обучать, кто обучает, как обучать?

 

Кого обучать? Практически каждый выпускник школы сегодня осознает необходимость достижения личного успеха, который связывает с высоким уровнем образованности, соответствующей уровню научно-технического развития общества. Вместе с тем, требования к уровню сдачи ЕГЭ в России в 2014 г. снизились (с 36 до 24 баллов по русскому языку, с 24 до 20 баллов по математике). Однако это не означает тенденции к снижению образовательного и интеллектуального уровня абитуриента. Данная инновация призвана не допустить того, чтобы тысячи выпускников с низким уровнем знаний лишились возможности получения аттестата для дальнейшего трудоустройства и продолжения карьеры. На этом фоне все большее число российских университетов вводят собственные системы оценки знаний и способностей абитуриентов, повышают требования к среднему баллу абитуриентов по единому государственному экзамену (ЕГЭ).

 

Например, согласно «дорожным картам» томских исследовательских университетов средний балл по ЕГЭ должен возрасти с 2014 г. к 2020 г.

 

Таблица 1. Средний балл по ЕГЭ абитуриентов томских исследовательских университетов

Средний балл абитуриентов по ЕГЭ 2014 г. 2020 г.
НИ ТГУ 69 75
НИ ТПУ 74 85

 

Согласно «дорожной карте Томского политехнического университета» при наборе абитуриентов акцент будет делаться на выявлении и привлечении талантливых молодых людей, в том числе студентов и аспирантов, отобранных для зачисления по результатам обучения в интернет-лицее ТПУ – не менее 25%; доля студентов, обучающихся в системе элитного технического образования (ЭТО) – не менее 15%; доля магистрантов, аспирантов и докторантов в общем числе обучающихся по очной форме обучения должна составить не менее 55% против имеющихся в 2014 г. 21%. Доля аспирантов, имеющих научные статьи, индексируемые в базах данных Scopus или Web of Science, должна составить 100% к 2020 г. Университет ориентируется на переход к магистерско-аспирантскому типу, в котором будут закрыты неэффективные специальности (на настоящий момент закрыто 8 неконкурентоспособных программ), произойдет постепенный отказ от заочной формы обучения в пользу дистанционного образования [см.: 5]. К основным механизмам привлечения талантливых студентов относятся: создание виртуальной образовательной площадки для работы со школьниками на основе технологий геймификации (интернет-лицей); реализация комплексной системы взаимодействия с довузовскими образовательными учреждениями (семинары и конференции для учителей и школьников, расширение сети профильных классов, грантовая поддержка педагогов); расширение географии набора абитуриентов; развитие системы элитного технического образования с учетом международного опыта; организация эффективной работы по продвижению бренда ТПУ в России и за рубежом. Основными механизмами привлечения талантливых магистрантов и аспирантов считаются развитие системы грантов и персональных академических стипендий; создание системы конкурсного отбора магистрантов и аспирантов под выполняемые исследовательские проекты; разработка оригинальных специализированных программ подготовки магистрантов и аспирантов; развитие системы соруководства магистрантами и аспирантами с ведущими учеными в рамках международных проектов и лабораторий; обеспечение комфортных условий работы и проживания; создание конкурсной системы исследовательских грантов для международных молодежных научных групп; организация длительных стажировок магистрантов и аспирантов ТПУ в ведущих зарубежных университетах и исследовательских центрах в рамках совместно выполняемых проектов.

 

Кто обучает? Формирование интеллектуально насыщенной среды, достаточных материально-технических ресурсов, конкурентоспособного уровня оплаты труда и социального пакета привлечет энергичных и инициативных людей в кадровый потенциал вуза. Это позволит университету обеспечить баланс между преподаванием и наукой, привлекая к работе персонал, способный генерировать новые идеи, осваивать передовые образовательные технологии, активно заниматься научными исследованиями.

 

Программа развития персонала ТПУ [см.: 4], например, призвана способствовать привлечению на должности НПР специалистов, способных организовывать образовательную и научную деятельность на уровне лучших мировых стандартов. К основным характеристикам, отражающим высокое качество ключевого персонала, согласно программе, относятся понижение среднего возраста научно-педагогических работников до 45 лет; повышение доли зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР, включая российских граждан – обладателей степени PhD зарубежных университетов до 10%; регулярное повышение квалификации НПР в ведущих высокотехнологичных компаниях, научных организациях и университетах; значительное повышение количества НПР, имеющих публикации, индексированные базами данных Web of Science и Scopus, – не менее 75%; увеличение доли НПР, имеющих индекс Хирша более 10 до 5%; свободное владение иностранным языком; соотношение средней заработной платы НПР к средней заработной плате по региону – 3 к 1.

 

Одним из важных направлений работ является привлечение выдающихся ученых и преподавателей из ведущих зарубежных и российских университетов и научных организаций и подготовка собственных научно-педагогических кадров мирового уровня.

 

Как обучать? Основу конкурентоспособности университета обеспечит портфель образовательных программ и интеллектуальных продуктов, соответствующих лучшим мировым стандартам и практикам, а именно:

– доля программ всех уровней, аккредитованных по международным критериям должна составить не менее 50%;

– доля совместных образовательных программ уровня «двойной диплом» с ведущими зарубежными университетами – не менее 30%;

– доля зарубежных патентов – не менее 30%;

– доля лицензионных соглашений, заключаемых на основе поддерживаемых результатов интеллектуальной деятельности сотрудников ТПУ, – не менее 30%.

 

Основными механизмами формирования пакета интеллектуальных продуктов считаются:

– создание сетевых научно-образовательных кластеров для обеспечения исследовательских работ на междисциплинарном уровне;

– развитие системы трансфера знаний и технологий для стимулирования роста результатов интеллектуальной деятельности в виде патентов и лицензионных соглашений;

– расширение сотрудничества с партнерами для продвижения результатов интеллектуальной деятельности с целью разработки на их основе высокотехнологичных продуктов.

 

Вторым важным фактором создания университета мирового класса является финансовый фактор («изобилие ресурсов»). Как известно, государственное финансирование не может гарантировать изобилия ресурсов. Как российские университеты планируют его обеспечить?

 

Сегодня многие российские вузы встали на путь создания автономного образовательного учреждения, что позволит им самостоятельно изыскивать новые источники существования в коммерциализации результатов работ, создании новых бизнесов на базе принадлежащих университетам изобретений и т. д. Этот процесс ведет к диверсификации государственного финансирования, утрате университетами соответствующих льгот. Автономия университетов – это новая реальность, которая превращает их в коммерческие корпорации и необратимо меняет систему распределения бюджетного финансирования, выводя университеты из сферы бесприбыльной деятельности с действующими налоговыми льготами, предоставляя университету больше свобод.

 

Одним из элементов финансовой системы самообеспечения университетов становятся создаваемые эндаумент-фонды. В России насчитывается более 80 эндаумент-фондов, большая их часть в системе высшего профессионального образования. Согласно исследованию «Эксперт РА», эндаумент-фонды созданы в 34 вузах из сотни лучших. Из двадцати лучших российских вузов такие фонды есть у 15 [см.: 6].

 

Третьим существенным фактором создания университета мирового класса является «эффективное управление». Принято употреблять достаточно абстрактный и неоднозначный термин «управление изменениями», под которым подразумевается достаточно широкий спектр деятельности: формирование миссии университета в качестве ведущего исследовательского университета мирового уровня, создание «дорожной карты» Программы; пошаговые изменения в структуре и системе управления университетом, направленные на устранение препятствий, мешающих проведению институциональных преобразований в соответствии со стратегическими целями и задачами Программы; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, мероприятиях и проектах; формирование корпоративной культуры и благоприятной творческой атмосферы, способствующей достижению стратегических целей развития университета.

 

Принципиально новым инструментом стимулирования, интегрирующим все вышеназванные механизмы качественного развития ключевого персонала вуза, считается переход на эффективный и срочный контракт с каждым сотрудником университета.

 

Гибкая кадровая политика будет способствовать формированию корпоративной среды, в которой ценится и вознаграждается вклад каждого сотрудника вне зависимости от пола, религиозных и идеологических убеждений, этнической принадлежности, личных качеств и выбранной карьерной траектории.

 

Появляющиеся университеты нового типа принято называть «инновационными». Однако одной научной новизны сегодня недостаточно. Ее требуется вывести на рынок, для чего необходимы особые знания и навыки в области управления и предпринимательства, отличные от знаний и навыков ученых и изобретателей. Поэтому «параллельно с “инновационными” университеты приобретают характер “предпринимательских” университетов, в которых будут готовиться предприниматели “нового типа”, способные понимать существо научных открытий и создавать на их основе рыночные продукты» [2, с. 64].

 

По мнению автора концепции 3G университетов Й. Г. Виссема [см.: 1], в результате модернизации высшего образования в XXI в. возникает иерархия высших учебных заведений, в которой ЗG-университеты мирового уровня будут находиться на вершине, университеты регионального значения – в середине, а университеты, занимающиеся исключительно профессиональной подготовкой студентов – в самом низу. Можно согласиться с мнением Стива Вудфилда, который полагает, что «для мирового образовательного сектора характерно разнообразие миссий университетов, что позволяет университетам достигать успеха различными способами, в зависимости от контекста, в котором функционирует тот или иной университет» [7].

 

Все вышесказанное свидетельствует о том, что российские университеты, независимо от своей специализации и региональной принадлежности, во многом пойдут аналогичным друг другу и мировому опыту путем в создании университетов мирового класса. Однако процессы формирования исследовательского, инновационного или предпринимательского университета будут иметь свои особенности в темпах развития, особенностях их слияния и разделения. В России возникнут университеты разного типа и уровня, в соответствии с различиями их миссий.

 

Обсуждение проблем специфики формирования «исследовательских», «инновационных» и «предпринимательских» университетов мирового класса в России показывает, что проблема конкурентоспособности и нововведений в университетах связана с формированием новых отношений между наукой и образованием, с одной стороны, и государством, университетом и бизнесом, с другой. Новый диалог о роли университетов в экономике, основанной на знаниях, должен привести к новому компромиссу, который позволит перейти к формированию «инновационных» и «предпринимательских» университетов, но одновременно сохранит преимущества «исследовательских». Обществу предстоит сформировать новые механизмы партнерства между государством, обществом, образованием, промышленностью и бизнесом, создать исследовательские университеты мирового класса и сохранить исследовательский университет как главный источник новых знаний.

 

Список литературы

1. Виссема Й. Г. На пути к университету третьего поколения: управление университетом в переходный период. – Великобритания, Челтнем: Эдвард Элгар, 2009. – 272 с.

2. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / Под ред. В. Б. Супяна. – М.: Магистр, 2009. – 399 с.

3. Программа образования 2013 – 2020 // Blogspot – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://programma-obrazovaniya.blogspot.ru (дата обращения 12.08.2014).

4. Программа развития персонала ТПУ // Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tpu.ru/today/programs/viu (дата обращения 12.08.2014).

5. ТПУ откажется от «заочки», ТГУ пригласит зарубежных преподавателей // Агентство новостей ТВ2 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tv2.tomsk.ru/news/tpu-otkazhetsya-ot-zaochki-tgu-priglasit-zarubezhnyh-prepodavateley (дата обращения 12.08.2014).

6. Фонд целевого капитала ТПУ // Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://endowment.tpu.ru/news/ru/2261.htm (дата обращения 12.08.2014).

7. Обсуждая идеи современного вуза: «На пути к университету третьего поколения» // Южный федеральный университет. – [Электрон ресурс]. – Режим доступа: http://sfedu.ru/www/sfedu$news$.show_full?p_news=0&p_nws_id=42424 (дата обращения 12.08.2014).

8. Salmi J. The Challenge of Establishing World-Class Universities. –WashingtonDC, The World Bank: The International Bank for Reconstruction and Development, 2009. – 115 p.

9. The Road to Academic Excellence: The Making of World-Class Research Universities. / Philip G. Altbach and Jamil Salmi (Eds.). – USA, WashingtonDC, The World Bank: The International Bank for Reconstruction and Development, 2011. – 394 p.

 

References

1. Wissema J. G. Towards the ThirdGenerationUniversity: Managing the University in Transition [Na puti k universitetu tretego pokolenija: upravlenie universitetom v perehodnyj period]. UK, Cheltenham, Publishing house “Edward Elgar”, 2009, 272 p.

2. Research Universities in the United States: a Mechanism for the Integration of Science and Education [Issledovatelskie universitety SShA: mehanizm integracii nauki i obrazovanija]. Moscow, Master, 2009, 399 p.

3. Education Program 2013 – 2020 [Programma obrazovanija 2013 – 2020]. Available at: http://programma-obrazovaniya.blogspot.ru (accessed 12 August 2014).

4. TPU Program Staff Development [Programma razvitija personala TPU]. Available at: http://tpu.ru/today/programs/viu (accessed 12 August 2014).

5. TPU Will Refuse “Correspondence Course”, TSU Will Invite Foreign Teachers [TPU otkazhetsja ot «zaochki», TGU priglasit zarubezhnyh prepodavatelej]. Available at: http://www.tv2.tomsk.ru/news/tpu-otkazhetsya-ot-zaochki-tgu-priglasit-zarubezhnyh-prepodavateley (accessed 12 August 2014).

6. The TPU Endowment [Fond celevogo kapitala TPU]. Available at: http://endowment.tpu.ru/news/ru/2261.htm (accessed 12 August 2014).

7. Discussing the Idea of a ModernUniversity: “Towards the ThirdGenerationUniversity” [Obsuzhdaja idei sovremennogo vuza: "Na puti k universitetu tretego pokolenija"]. Available at: http://sfedu.ru/www/sfedu$news$.show_full?p_news=0&p_nws_id=42424 (accessed 12 August 2014).

8. Salmi J. The Сhallenge of Establishing World-Class Universities. WashingtonDC, The World Bank, The International Bank for Reconstruction and Development, 2009, 115 p.

9. Altbach P. G., Salmi J. (Eds.) The Road to Academic Excellence: The Making of World-Class Research Universities. USA, Washington DC, The World Bank, The International Bank for Reconstruction and Development, 2011, 394 p.

 
Ссылка на статью:
Брылина И. В., Кузьмина А. В. Формирование ведущих исследовательских университетов мирового класса в России (на примере томских национальных исследовательских университетов) // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2014. – № 4. – С. 58–67. URL: http://fikio.ru/?p=1292.

 
© И. В. Брылина, А. В. Кузьмина, 2014

Яндекс.Метрика