Личностные ориентиры образования в условиях современных коммуникаций

УДК 316.77:004

 

Краева Ольга Леонтьевна федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова», кафедра философии, социологии и теории социальной коммуникации, доктор философских наук, профессор, Нижний Новгород, Россия.

Email: savrutsk@lunn.ru

603155, Нижегородская область, Нижний Новгород, ул. Минина, дом 31А,

тел.: 8-904-920-68-64.

Авторское резюме

Состояние вопроса: Изучение антропологического содержания современных коммуникаций, их связи с развитием потенциала человеческой личности является одним из важных направлений исследований в философии и социологии информационного общества.

Результаты: Современная теория потенциала человека позволяет раскрыть содержание и систему противоречий процесса социализации личности в условиях информационного общества. Формирование современных коммуникаций сопряжено с рядом трудностей. Так, человек не успевает реагировать на происходящие перемены скачкообразного характера. Складывается несоответствие его личностного развития уровню и темпам развития современных техники и технологий, включая инновации в сфере коммуникаций. Происходит формализация всех сфер человеческой деятельности, выхолащивающая по сути антропологическое содержание специфического качества человека и активно машинизирующая его жизнь. Мировоззрение современного человека оказывается еще более механистичным, чем в прошлом, и в каких-то своих проявлениях доведенным до абсурда. Противостоять такого рода негативным тенденциям может сфера образования, ориентированная на гармоничное взаимодействие потребностей и способностей человека в процессе социализации в новых исторических условиях.

Выводы: Новая роль образования в условиях современной информационно-коммуникативной реальности делает актуальной разработку индикаторов развертывания социальных процессов и развития потенциала человека. Они важны для мониторинга коммуникативных изменений в обществе и для создания системы социальных регуляторов и компенсаторных механизмов социализации личности.

 

Ключевые слова: современные коммуникации; потенциал человека; развитие личности; коммуникативные технологии; социализация личности; компенсаторные механизмы социализации в образовании.

 

Personal Orientation of Education with the Help of Modern Communications

 

Kraeva Olga Leontevna – Linguistics University of Nizhny Novgorod named after N. A. Dobrolyubov, Philosophy, Sociology and Theory of Social Communication Department, Doctor of Philosophy, Professor, Nizhny Novgorod, Russia.

Email: savrutsk@lunn.ru

31A, Minin st., Nizhny Novgorod region, Nizhny Novgorod, 603155, Russia,

tel.: 8-904-920-68-64.

Abstract

Background: The study of the anthropological content of modern communications, their connection with the development of the creative potential of the personality is one of the important fields of research in information society philosophy and sociology.

Results: The modern theory of human creative potential allows us to reveal the content and system of contradictions in the process of personality socialization in information society. The formation of modern communications is fraught with a number of difficulties. Humans do not have time to react to the changes that occur spasmodically. There is a mismatch of the level and pace of development between people and modern equipment and technologies, including innovations in the field of communications. Formalization of all spheres of human activity takes place, essentially emasculating the anthropological content of a specific quality of humans and actively mechanizing their lives. The worldview of contemporary people is even more mechanistic than in the past, and in some of their manifestations brought to the point of absurdity. These negative tendencies can be opposed by the sphere of education, focused on the harmonious interaction of human needs and abilities in the process of socialization in modern historical conditions.

Conclusion: A new role of education in modern information and communication reality makes it relevant to develop indicators for the deployment of social processes and the development of human creative potential. They are important for monitoring communicative changes in society and for creating a system of social regulators and compensatory mechanisms of personality socialization of an individual.

 

Keywords: modern communications; human potential; personal development; communication technology; socialization of personality; compensatory mechanisms of socialization in education.

 

Изменения, происходящие в обществе и связанные с повышением значения антропологических факторов в различных его сферах, актуализируют и задают новый ракурс рассмотрению проблемы человека в современную эпоху. Особенно значимым как с теоретической, так и с практической точек зрения является вопрос о том, как влияет на развитие потенциала человека сложившаяся система коммуникаций, поскольку индикаторы социально-экономического прогресса, принятые мировым сообществом, непосредственно связаны с развитием человеческого потенциала. Изменение самих коммуникаций, распространение и динамичное обновление электронных коммуникаций и сложившихся на их основе новых информационно-коммуникативных технологий начинает оказывать существенное влияние на человеческий потенциал и характер действия закономерностей его функционирования и развития.

 

Теории, анализирующие социальную реальность («информационного общества», «постиндустриального общества», «интеллектно-информационной цивилизации», «информационной эпохи» и другие) прежде всего показывают, как изменилась роль знания, информации в социальной действительности, каким образом они влияют на её трансформацию, на возможности и перспективы самого человека. Учитывая, что сами знания и информация – это существенная часть потенциала человека, можно сделать вывод, что с повышением их значения повышается и его влияние на социальную реальность. Однако научные исследования показывают, что развитие в настоящее время информационно-коммуникативных технологий, содержащих в себе большой спектр возможностей для совершенствования человека и гуманизации жизни общества, вместе с тем может наносить урон социальной духовной сфере, субъектным личностным основам жизни. Это влечет за собой существенные изменения потенциала человека, влияющие на закономерности его функционирования и развития, способные вызвать социальные и антропологические смещения негативного характера [см.: 5].

 

Перечень происходящих в человеческом потенциале изменений, выраженный в изменениях действия закономерностей его развития, определен перечнем самих этих закономерностей, которых в потенциале человека выявляется по меньшей мере три типа. В их число входят закономерности взаимодействия потребностей и способностей, закономерности взаимодействия их модификаций, закономерности взаимодействия подсистем культуры личности (мотивационной, информационной, операциональной) [см.: 4]. Гипотетически можно предположить, что все они испытывают в условиях современных коммуникаций какие-либо изменения, и их изучение должно стать предметом пристального внимания современной философии и социально-гуманитарных наук, если мы хотим, чтобы сложившаяся информационно-коммуникативная среда служила развитию человека, гуманизации отношений в обществе, социальному прогрессу. В условиях динамично развивающейся информационно-коммуникативной реальности гуманитарным наукам следует осуществлять мониторинг влияния коммуникаций на потенциал человека, мониторинг развития антропологического содержания современных коммуникаций, изучать вопросы гуманизации отношений людей в обществе [см.: 2].

 

Развитию компенсаторных механизмов образования в условиях современной информационно-коммуникативной реальности в значительной степени может способствовать разработка теоретических знаний о человеке, его потенциале, закономерностях социализации личности и ее развития в образовании. В особенности это касается традиционно исследуемых в педагогике проблем потребностей и способностей человека. В условиях, когда под влиянием информационно-коммуникативных технологий потребности и способности испытывают существенные изменения, эвристичным в исследовании происходящих процессов и выработке компенсаторных механизмов образования остается диалектический подход.

 

Диалектический подход, широко распространенный в отечественной философской, экономической, психологической, педагогической литературе, не теряет своего значения и для решения актуальных проблем потенциала человека, которые традиционно рассматриваются зарубежной наукой. Особенно велико его значение в ситуации динамично меняющихся коммуникаций, которые вызывают столь же динамичные метаморфозы человеческого потенциала и социального поведения, носящие зачастую непредсказуемый характер. Именно диалектический подход, доказавший свою научную и практическую значимость в эпоху революционных научно-технических изменений, располагает возможностями столь же динамично реагировать на происходящие в сфере коммуникаций процессы с помощью научных исследований и выработки на их основе практических рекомендаций.

 

С точки зрения этого подхода, существует взгляд на потребности и способности как на диалектически связанные стороны потенциала человека. В своей действительности, социальной определенности они выступают как диалектическое противоречие, лежащее в основе формирования личности. Потребности и способности являются интегральными характеристиками личности, то есть вбирают в себя все параметры, по которым она распознается и оценивается: ценности, убеждения, мотивы, цели, воля, восприятия, представления, суждения, умозаключения, идеи, образы и т. п. Все личностные характеристики, будучи модификациями потребностей и способностей, несут в себе их качественную определенность и напряжение их диалектики [см.: 4].

 

Потребности и способности как две различные и тождественные стороны субъекта имеют в основе своего взаимодействия диалектику субъекта и объекта. Специфика потребности состоит в том, что она есть движение от внешней предметной положенности к внутренней воле самого субъекта. Основное направление этого движения – переход от объекта к субъекту посредством отрицания наличной предметности и формирования идеального образа необходимой для его деятельных способностей предметности. Способности имеют главенствующей тенденцию движения предметности от субъекта к объекту через знания и умения. Причем потребность уже несет в себе программу процессов распредмечивания (познания, присвоения) и опредмечивания (деятельности, практики) для способностей, которые осуществляют и развивают себя в ходе реализации этой программы, а также корректируют ее.

 

Выделяя потребность как ведущую силу в причинно-следственном отношении потребности и способности, следует отметить, что в процессе развития этого отношения может меняться и роль сторон. Способность, становясь деятельной, творческой, продуктивной силой личности, сама активно ищет пути творческой предметной реализации. Но этот поиск путей самоосуществления деятельных способностей личности есть по сути творческая человеческая потребность. То есть вновь, уже на новом уровне можно говорить о побудительной детерминирующей роли потребности, об иной ее структуре и иной структуре всей системы «потребность-способность». Вся система смещена теперь в сторону субъекта и его сущностных сил, и потребность теперь служит их реализации. Сохраняя свою противоречивость, она движется теперь от внутренних сущностных сил субъекта к их объективированию, а творческая потребность реализуется непосредственно в деятельности.

 

Таким образом, диалектика потребности и способности носит сложный и многогранный характер. Она отражает, с одной стороны, предметную положенность человека и субъект-объектные отношения, которые в результате этого складываются. С другой стороны, она отражает процесс субъективирования – объективирования социальных отношений. В результате те личностные образования, которые составляют потенциал человека и являются модификациями потребности и способности, точнее будет определить как модификации их диалектики, как формы движения, развития потребности и способности. Из вышеизложенного следует высокая научная значимость основанной на диалектическом подходе современной теории потенциала человека для исследования антропологического содержания современных коммуникаций, направлений их гуманизации, новых задач социализации и развития личности в сфере образования [см.: 4].

 

Применение диалектического подхода к исследованию потенциала человека в информационном обществе со всей определенностью показывает, что те законы функционирования и развития потенциала человека, о которых говорилось выше, «естественным» образом, спонтанно действовали лишь до определенных пределов развития общества, технизированной среды и технологий. Далее они либо не действуют, либо особым образом проявляют себя, вызывая непредсказуемые трансформации потенциала человека. В связи с этим необходимо уже сейчас позаботиться о компенсаторных механизмах, поддерживающих действие закономерностей развития человеческого потенциала, о которых мы знаем. Ведущим компенсаторным механизмом развития человека является образование как сфера, имеющая своей целью развитие личности природосообразного и культуросообразного характера, совпадающее с ноосферными задачами развития общества [см.: 5].

 

Образование в обществе знания – сфера приоритетная, являющаяся генератором и транслятором научных знаний как важного достояния современного общества, обеспечивающего его прогресс и благосостояние. Многое делается с целью увеличения этого достояния, в том числе и с учетом современных информационно-коммуникативных технологий. Они открывают людям разных возрастов, социального положения и даже состояния здоровья широкий доступ к образованию и культуре, что находит свою реализацию в образовательных, культурных, информационных программах государственного и международного уровня. Динамичные изменения социальной жизни людей изменили их отношения с окружающим миром и друг с другом, изменили их внутренний мир. Сфера образования, обладающая богатейшими возможностями сохранения и приумножения антропологического потенциала общества, должна успевать за этой динамикой, активно развиваться, раскрывая культурный гуманистический потенциал современных коммуникаций и тем самым способствуя их развитию [см.: 4].

 

Казалось бы, информационно-коммуникативная реальность и созданные ею новые возможности для развития человека, для приобщения его к духовным ценностям и совокупным способностям человечества многое меняют в современном мире. Однако и здесь существуют противоречия, которые отчуждают человека от его духовной сущности и духовного богатства цивилизации. К ним можно отнести, например, технологичность в этой сфере, наносящую урон целостности целеполагающих возможностей человека, его деятельностных качеств, грубо вторгающуюся в частную жизнь личности и разрушающую ее автономию. Ярким примером является также формализация всех сфер человеческой деятельности, выхолащивающая по сути антропологическое содержание этого важнейшего специфического качества человека и активно машинизирующая его жизнь. В связи с этим мировоззрение современного человека оказывается еще более механистичным, чем в прошлом, и в каких-то своих проявлениях доведенным до абсурда. Перечисленные и иные негативные стороны современных коммуникаций накладывают свой отпечаток на процессы социализации, приводя к редукции духовных ценностей.

 

В результате на фоне того, что значение субъектного потенциала человека и его развития в современных условиях возрастают, этот процесс может быть превращен лишь в видимость, при которой человек активно манипулируется и, наоборот, теряет личностные, субъектные характеристики. Субъектный потенциал следует понимать как человеческий потенциал в единстве его сущностных характеристик (духовность, творчество, всесторонняя развитость, культура личности), взятый в аспекте развитости целеполагающих и самодеятельных возможностей человека. Для того, чтобы он развился и реализовался в действительности именно таким образом, необходимо преодолеть его противоречивость по отношению к человеку, существующие проблемы социализации человека, противоречия и проблемы самой социальной реальности. В настоящее же время многие исследователи отмечают тревожные тенденции в формировании самых основополагающих качеств человека: деятельных, творческих, духовных, социальных.

 

Динамика инноваций в сфере коммуникаций такова, что опережает темпы социальных изменений, и общество не успевает привести социальную реальность в соответствие с теми новыми возможностями, которые постоянно генерирует информационно-коммуникативная сфера. Данное противоречие проявляет себя в различных областях жизни общества и находит свое отражение в потенциале человека как несоответствие его развития уровню и темпам развития современных техники и технологий, включая и инновации в сфере коммуникаций. Преодоление возникшего противоречия возможно с помощью новых механизмов социализации личности и, прежде всего, совершенствования образовательной деятельности общества в направлении ее взаимосвязи с инновационным развитием.

 

Формирование современных коммуникаций выдвигает также ряд новых требований к социализации личности в связи с тем, что их влияние на изменения в обществе и жизни человека зачастую осуществляется латентно. На поверхности реальной жизни людей оно проявляет себя иногда неожиданно, масштабно и не всегда позитивно для человека, который не успевает реагировать на перемены скачкообразного характера. Отмеченное противоречие влечет за собой множество проблем гуманитарного свойства, требующих своего скорейшего разрешения, среди которых – проблема адаптации к происходящим изменениям и психологической устойчивости человека, проблема развития субъектного потенциала человека.

 

Обозначенные проблемы и направления их разрешения связаны с новыми тенденциями в развитии духовного потенциала личности в информационную эпоху. Повышение роли виртуальной реальности ведет к повышению значения духовной сферы в детерминации социальных процессов, социализации и поведения личности.

 

В результате процессы, имеющие для жизни социума определяющее значение, развиваются прежде латентно в духовном метасоциальном пространстве, что сказывается не только на противоречивости самих общественных процессов, но и на развитии духовной сферы и духовного потенциала личности. В условиях информационного общества это проявляется, прежде всего, в перевесе информационной составляющей духовной жизни как общества, так и человека по сравнению, например, с мотивационной. Отсюда проистекают очень серьезные проблемы немотивированного поведения, релятивизма и неопределенности ценностей, стихийности и бесконтрольности социализации, тенденции редукции духовного потенциала.

 

Главным образом эти процессы характерны для молодежной среды, но обнаруживают себя и в других возрастных группах. Их причина просматривается в том, что традиционные направления целенаправленной социализации личности уступают сегодня место спонтанной стихийной социализации, которую несут с собой современные массовые коммуникации и их новые технологические инновации. Результаты такой социализации имеют непредсказуемый характер, так же как и личность, ею произведенная. Примеров этому существует множество.

 

Несмотря на то, что сфера образования, являясь единственной сферой общества, которая имеет своей целью развитие личности, располагает большим количеством средств ее целенаправленной социализации, она тоже испытывает на себе влияние отмеченных здесь и иных противоречий социального и социально-коммуникативного свойства. По сути дела, современной сфере образования приходится выдерживать сложную конкуренцию с современными информационно-коммуникативными технологиями, которые активно проникают в нее.

 

Представляется, что в разрешении современных противоречий социализации личности важно сохранить определяющую роль наиболее значимых для ее становления принципов, на основе которых формируются базовые человеческие качества и которые являются главенствующими для становления человеческой идентичности в различных ее аспектах: родовой, социальной, государственной, этнической. Их развитие и использование, прежде всего, в сферах образования, управления, деятельности общественных организаций могло бы способствовать преодолению тех противоречий и трудностей, которые встают сегодня на пути становления человека и его потенциала. Освоение различных видов деятельности помогает приблизить процесс идентификации человека к самим его сущностным основам, к деятельным началам личности.

 

Базовым противоречием, образующим проблему человека в истории и в развитии представлений о нем, является противоречие сущности и существования. Его можно рассматривать как ключевое противоречие социализации личности, а его разрешение – как действенный путь решения проблемы человека и развития его потенциала. С этой точки зрения можно подойти и к решению вопроса о субъектном потенциале человека с учетом его актуализации. И если социальная действительность дает нам примеры очень существенных расхождений и противоречий в данном вопросе, которые часто не поддаются разрешению, то стремиться соединить сущность и существование человека, по крайней мере, можно в области образования и воспитания детей и юношества, а также в создании условий для развития и реализации творческих возможностей взрослых. Это, пожалуй, самый важный шаг в развитии потенциала человека, поскольку он способствует идентификации его в отношении самой своей сути (сущности человека). Подтверждает этот вывод вековой опыт развития образования и педагогики, создающих от эпохи к эпохе новые методы образования и воспитания человека, формирующие новое содержание образования, реализующие различные педагогические системы. Следует отметить также, что образование, ориентированное на сущностную идентификацию человека и, соответственно, на развитие личности, всегда носило опережающий характер по отношению к существующим социальным условиям и оказывало преобразующее воздействие на них через активную субъектную роль личности. Поэтому в современном образовании и в современной педагогике важно не просто воспроизвести опыт прошлого, но и учесть реалии динамично развивающейся социальной и социально-коммуникативной действительности, а также тенденции трансформации потенциала человека под влиянием современных информационно-коммуникативных технологий.

 

В практике становления потенциала человека принцип деятельности реализуется в направлении всестороннего развития личности как реализации универсальных возможностей человеческого потенциала. Тем самым он через развитие у человека готовности (потребности и способности) к различным видам деятельности в практическом плане способствует обретению человеком своих основ, идентифицирующих его со всем человеческим родом.

 

Их действительному развертыванию и реализации в жизни человека может способствовать развитие в человеческом потенциале социальности как сущностного начала человека, сопряженного с человечностью в отношении к человеку и миру. Формирование социальности вносит то уточнение в понимание сущности человека, что развитие и присвоение универсальной родовой сущности человека происходит в его общении с другими людьми как обмене деятельностями, обмене способностями. Соответственно, чем свободнее и богаче отношения людей, тем богаче все качества их индивидуальности.

 

Формирование социальности, таким образом, выходит за пределы образовательных институтов, но поддерживается и используется ими, поскольку, как это следует из вышеизложенного, является очень важным для социализации человека, не только раскрывая глубины его потенциальной универсальности и возможности всестороннего развития, но и показывая действительные перспективы их актуализации в жизни каждого индивида. Соответственно, в совокупности все это включает процессы индивидуализации и персонализации личности как неотъемлемые стороны ее социализации наряду с идентификацией, о которой было сказано выше [см.: 4]. Именно на этом уровне у личности развивается активная преобразующая позиция по отношению к окружающей социальной действительности и соответствующие потребности и способности. Современная информационно-коммуникативная реальность редуцирует эту важнейшую сторону социализации, расширяя свое влияние и минимизируя межличностное общение. Компенсаторное воздействие образования в этом направлении необходимо, и оно может выстраиваться на основе межличностных коммуникаций и в образовательном, и в воспитательном процессах, в научных и образовательных коммуникациях, участии в общественной деятельности. В связи с этим следует обратить внимание на то значение, которое необходимо придавать личности педагога в образовательных и воспитательных коммуникациях и которое начинает подавляться применением информационных технологий в образовании. Для решения компенсаторных задач по развитию личности в сложившихся условиях эффективным мог бы оказаться опыт субъект-субъектной педагогики, который базируется на активизации межличностного взаимодействия педагога и учащегося в учебном процессе [см.: 3].

 

Важным аспектом социализации в современных условиях, на который необходимо обращать особое внимание сфере образования в процессе развития социальной сущности, является влияние духовной традиции, ведущей свое начало от прошлых поколений, влияние исторической памяти, которое не в меньшей, а, может быть, и в большей степени эффективно, чем современные человеку социальные взаимодействия [см.: 6].

 

Для современного общества с его размытостью и релятивизмом духовных ценностей и самого представления о духовности это особенно важно помнить. Представляется, что многие проблемы как в образовании, так и в социальной жизни сегодня связаны с игнорированием именно принципа духовности мироосвоения, без которого невозможно становление человека в полном смысле этого слова [см.: 1].

 

Духовная специфика, которая возникает сначала на уровне потребности, развивается и разворачивается затем в диалектике потребностей и способностей и их модификаций. Соответственно, духовность присуща потенциалу человека в целом. В свою очередь духовные параметры человеческого потенциала определяют уровень его субъектного развития, поскольку благодаря им потенциал приобретает универсальный, творчески ориентированный характер, а, следовательно, – свою субъектность.

 

Таким образом, в современном обществе велика востребованность субъектных возможностей человека, и без адресации к ним немыслимо сегодня его существование. Очевидно, однако, что это процесс противоречивый, и многие тенденции, которые в рамках него имеют сегодня место, ориентированы в значительной степени не на развёртывание, а на подавление субъектного потенциала с целью воздействия на человека и его выбор.

 

Внутренние побуждения человека объективируются в поступке, поведении, деятельности, эмоции, языке, формах общения, формах отношений [см.: 2]. Такие модификации потребности как влечения, желания, стремления, страсти, очевидно, можно рассматривать как характеристики меры или силы проявления потребностей, которые объективированы в поведении людей. Диалектика субъективирования – объективирования социальных отношений есть глубоко творческий и индивидуальный процесс усвоения и производства форм социального бытия. Двусторонняя творческая сущность социальных отношений позволяет рассматривать социальную детерминацию поведения личности как социальную самодетерминацию. Ценностные ориентации личности являются результатом этой диалектики, то есть – результатом самоформирования, социальной самодеятельности личности.

 

В идеальном пространстве потребность предстает и в ее социальной сущности, поскольку идеальное является социально детерминированной субъективной реальностью. Богатство человеческой потребности зависит от того, насколько в идеальном мире человека представлена человеческая деятельная предметность, родовые сущностные силы человека, универсальность отношения к миру, зависит от того, насколько очеловечены его чувства и мысли. С другой стороны, общественная потребность общественного человека формирует богатый чувствами и мыслями идеальный мир человека. Социальная сущность потребности развертывается в идеальном мире в целом ряде своих модификаций: ценностях, интересах, мотивах, целях, стремлениях, желаниях, программах [см.: 4]. Именно взаимодействие этих идеальных образований определяет, как и почему тот или иной объект становится не безразличен субъекту, возбуждает его интерес, пробуждает сущностные силы человека, те или иные поступки, действия людей.

 

Таким образом, меру гуманизма современного общества в значительной степени определяет уровень развития духовности и субъектного потенциала человека. Вышеизложенное показывает актуализацию их значения в условиях современных коммуникаций и свойственные им противоречия. Рассмотренный выше подход, на наш взгляд, вполне может служить разработке индикаторов характера социальных процессов и развития потенциала человека для мониторинга коммуникативных изменений в обществе и выработки новых социальных регуляторов и компенсаторных механизмов социализации личности. В соответствии с этим необходимо выстраивать новую роль образования в условиях современной информационно-коммуникативной реальности.

 

Список литературы

1. Волкова В. О. Духовно-практическая компетенция как принцип субъектности человека. – Нижний Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2005. – 228 с.

2. Воронин Г. Л. Социологическая диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия. – Нижний Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2002. – 255 с.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь: Сборник. – М.: АСТ, 2008. – 668 с.

4. Зеленов Л. А., Владимиров А. А. Проблемы высшей школы России: традиции и новации. – Нижний Новгород: ВГАВТ, 2014. – 128 с.

5. Субетто А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы (опыт мониторинга). – СПб.: Астерион, 2016. – 386 с.

6. Султанов К. В. Идея поликультурного образования в русской традиции. – СПб.: СПбПУ, 2004. – 260 с.

 

References

1. Volkova V. O. Spiritual and Practical Competence as a Principle of Human Subjectivity [Dukhovno-prakticheskaya kompetentsiya kak printsip subektnosti cheloveka]. Nizhny Novgorod, NNGU im. N. I. Lobachevskogo, 2005, 228 p.

2. Voronin G. L. Sociological Diagnosis of the Spiritual Determinants of Social Interaction [Sotsiologicheskaya diagnostika dukhovnoy determinanty sotsialnogo vzaimodeystviya]. Nizhny Novgorod, NNGU im. N. I. Lobachevskogo, 2002, 255 p.

3. Vygotsky L. S. Thinking and Speech: Collected Works [Myshlenie i rech: Sbornik]. Moscow, AST, 2008, 668 p.

4. Zelenov L. A., Vladimirov A. A. Problems of Russian Higher Education: Traditions and Innovations [Problemy vysshey shkoly Rossii: traditsii i novatsii]. Nizhny Novgorod, VGAVT, 2014, 128 p.

5. Subetto A. I. Quality of Continuing Education in the Russian Federation: Status, Trends, Problems, Forecasts (Monitoring Experience) [Kachestvo nepreryvnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii: sostoyanie, tendentsii, problemy, prognozy (opyt monitoringa)]. Saint Petersburg, Asterion, 2016, 386 p.

6. Sultanov K. V. The Idea of Multicultural Education in the Russian Tradition [Ideya polikulturnogo obrazovaniya v russkoy traditsii]. Saint Petersburg, SPbPU, 2004, 260 p.

 

© О. Л. Краева, 2019.

Яндекс.Метрика