Анализ основных концепций фундаментальности информации в современной философии

УДК 111.1

 

Коломийцев Сергей Юрьевич – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, доцент, кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: kolomiytsev@yandex.ru

SPIN: 1039-4640

Researcher ID: G-7271-2017

ORCID: 0000-0002-1177-7873

Scopus ID: 56433424300

Лосев Виктор Константинович – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, доцент, кандидат технических наук, Санкт-Петербург, Россия.

Email: v.losev@guap.ru

SPIN: 7754-2250

Мичурин Сергей Владимирович – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, директор Института непрерывного и дистанционного образования, доктор технических наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: michurinsv@yandex.ru

SPIN: 4482-1497

Авторское резюме

Состояние вопроса: В науке и философии XX века в связи с развитием квантовой физики и теории информации возникло разное понимание сущности информации. Если до XX века многообразие наблюдаемых явлений укладывалось в дихотомию «материальное – идеальное», то революционные изменения в науке XX века привели к возникновению теорий о несводимости информации к данным субстанциям.

Методы исследования: В данной статье исследуются и сравниваются основополагающие работы крупнейших учёных, занимавшихся осмыслением понятия «информация», – Норберта Винера, Уильяма Эшби, Джона Уилера, Дэвида Бома, Вернера Гитта и других. Рассмотрены известные высказывания крупных учёных об информации, а также даны их интерпретации.

Область применения результатов: Результаты исследования могут быть использованы как в науке для развития теории информации, так и в философии для осмысления процессов, происходящих в современной науке, а также для разработки традиционных философских вопросов, касающихся онтологии и природы бытия.

Результаты исследования и выводы: В настоящее время существуют разные концепции информации, предлагающие понимать её и как нечто материальное, и как идеальное, и как нечто новое, несводимое ни к материальному, ни к идеальному. Однозначный ответ на вопрос о природе и фундаментальности информации в настоящее время невозможен. Однако в науке с конца XX века наблюдается рост концепций, утверждающих, что информация является новой субстанцией, и они обосновываются как с философской, так и с научной позиций. Окончательный ответ на данный вопрос, возможно, будет дан в результате проведения новых научных экспериментов, а также уточнения некоторых философских понятий.

 

Ключевые слова: информация; активная информация; всё из бита; всё из кубита; бит; кодирование; теория волны-пилота; реальность; субстанция; материальное; идеальное; материя; энергия; первоначало.

 

Analysis of the Main Concepts of Information Fundamentality in Modern Philosophy

 

Kolomiytsev Sergey Yurevich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Associate Professor, PhD (Philosophy), Saint Petersburg, Russia.

Email: kolomiytsev@yandex.ru

Losev Viktor Konstantinovich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, associate professor, PhD (Engineering), Saint Petersburg, Russia.

Email: v.losev@guap.ru

Michurin Sergey Vladimirovich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Director of the Institute of Continuing and Distance Education, Doctor of Science, Associate Professor, Saint Petersburg, Russia.

Email: michurinsv@yandex.ru

Abstract

Background. In science and philosophy of the XX century in connection with the development of quantum physics and information theory, different understanding of the essence of information emerged. If before the XX century the variety of observed phenomena fit into the dichotomy of material – ideal, revolutionary changes in science of the XX century led to the emergence of theories asserting irreducibility of information to these substances.

Research methods. This article studies and compares the fundamental works of the great scholars who were engaged in understanding the concept of “information” – Norbert Wiener, William Ross Ashby, John Archibald Wheeler, David Bohm, Werner Gitt and others. Famous statements of these scientists about information are considered and their interpretations are given.

Research implications. The results of the study can be used both in science for the development of information theory, and in philosophy to comprehend the processes occurring in modern science, as well as for the development of traditional philosophical issues concerning ontology and the nature of being.

Results and Conclusion. At present, there are different concepts of information, proposing to understand it as either material or ideal, and as something new, irreducible to neither material nor ideal. It is currently impossible to give an unambiguous answer to the question about the nature and fundamentality of information. However, concepts claiming that information is a new substance have been developed from both philosophical and scientific positions since the end of the XX century. The final answer to this question will probably be given as a result of new scientific experiments, as well as clarification of some philosophical concepts.

 

Keywords: information; active information; it from bit; it from qubit; bit; coding; pilot wave theory; reality; substance; material; ideal; matter; energy; primordial.

 

В философии XVII века актуализировался вопрос о существовании и первичности субстанций. Так, Рене Декарт выделял две субстанции – мыслящую и телесную. Джон Локк также поддерживал существование двух субстанций, однако, в отличие от Декарта, признавал их непознаваемость. Томас Гоббс отвергал существование мыслящей субстанции, признавал существование единственной материальной субстанции, а природа понималась им как совокупность исключительно протяжённых тел. Согласно Бенедикту Спинозе, существует также только одна субстанция, являющаяся в одно и то же время и божественной, и природной, а протяжение и мышление – это её атрибуты, доступные человеческому пониманию. Готфрид Вильгельм Лейбниц же признавал существование бесконечного количества духовных субстанций, названных им монадами.

 

В связи с обозначенной дискуссией данным философом были введены термины «идеализм» и «материализм». Согласно Лейбницу, материалисты утверждают, что всякая субстанция является материальной, то есть состоит из протяжённой массы, а даже если существует что-то нематериальное, то оно всё равно должно управляться материальным. Идеалистами же Лейбниц назвал тех, кто утверждал, что причина изменений в материальном мире заключается в существовании высшего разума [7, с. 73, 508; 2, с. 28]. Данные понятия стали одними из важнейших в философии и в дальнейшем подвергались уточнению. Так, в современной философии под материализмом понимается признание существования мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объяснение этого мира из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе [7, с. 507]. Другими словами, материалисты считают, что первична материя, что она порождает сознание в процессе своего изменения и развития [9, с. 10]. Под идеализмом же понимается либо отождествление мира в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждение существования идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир – проявлением духовного [7, с. 73]. Другими словами, идеалисты считают первичным началом бытия сознание (дух, мышление и т. п.), а материю, природу – вторичным, производным от духа [9, с. 11]. Исходя из вышесказанного, вопрос можно поставить так: духовное или материальное начало лежит в основе мира и является причиной происходящих процессов и наблюдаемых явлений? Данный вопрос активно рассматривался практически всеми крупнейшими философами XVII–XIX века, так что Фридрих Энгельс в конце XIX века вполне логично назвал вопрос о первичности материи или духа по отношению друг к другу, об отношении мышления к бытию великим основным вопросом всей философии [14, с. 16]. Таким образом, в философии того времени закрепилось представление о существовании двух субстанций, и, например, В. И. Ленин обосновывал, что третьей реальности, кроме материи и сознания, быть не может [5, с. 160], и среди философов вёлся лишь спор об их первичности по отношению друг к другу.

 

Однако развитие науки и техники в начале XX века внесло изменения в такие представления. Новые открытия в области физики, появление квантовой теории привели к мыслям о сближении материального и идеального, единичного и общего. Ряд физиков посчитал невозможным рассматривать материю как объективную реальность, некоторые мыслители стали пытаться объяснять научные теории с точки зрения субъективного идеализма и т. д. [11, с. 16]. А развитие теории информации привело к появлению нового взгляда на природу и сущность информации, что возобновило спор о субстанциях – их количестве и взаимоотношении.

 

Формирование и развитие теории информации связано с рядом работ. В 1928 году Ральф Хартли предложил формулу для вычисления количества информации в сообщении длиной K символов и алфавита, состоящего из N символов: I=K∙log2N. В 1948 году Клод Шеннон опубликовал статью «Математическая теория связи», в которой ввёл понятие «бит» – минимальное количество информации [21, p. 379]. Также Шеннон распространил формулу Хартли на неравновероятные события: I=−∑pi∙log2pi, где pi – вероятность i-ого события. Шеннон, таким образом, показал, что информацию можно измерить, а также предложил математический аппарат для изучения передачи информации. Согласно Шеннону (в соответствии с теорией Хартли), информация – это мера сокращения неопределённости (энтропии). Например, сообщение «сейчас лето» несёт меньше информации, чем сообщение «сейчас 30 августа», потому что первое сообщение сокращает неопределённость в 4 раза (возможен только один из четырёх сезонов), а второе – в 365 раз. Событие, вероятность которого равна 100 %, которое не уменьшает неопределённость и является, по сути, тавтологией, не несёт никакой информации. Приведённая работа Шеннона значительно повлияла на дальнейшее развитие теории информации, хотя главным недостатком данного подхода считается то, что он не учитывает смысл и ценность сообщений, описывая информацию только со статистической, синтаксической точки зрения.

 

Норберт Винер в книге «Кибернетика» (1948) начал активное применение понятия «информации» в кибернетике, предложив изучение сложных машин и живых организмов с точки зрения работы, обработки и передачи информации. С разнообразием и энтропией тесно связывал понятие информации и Уильям Росс Эшби, сформулировавший в 1956 году закон необходимого разнообразия, согласно которому разнообразие исходов одного участника, если оно минимально, может быть ещё более уменьшено лишь за счёт соответствующего увеличения разнообразия, которым располагает другой участник; говоря более образно, разнообразие, создаваемое одним участником, может уменьшить разнообразие, создаваемое другим участником [15, с. 294]. То есть управляющее и управляемое воздействия в системе для максимальной эффективности должны быть согласованы с информационной точки зрения.

 

В связи с данными и некоторыми другими открытиями возникла необходимость специального осмысления информации. Здесь мнения исследователей разделились. Наиболее распространённой стала точка зрения, согласно которой информация является свойством материи, неразрывно с ней связана, идеальна и не может существовать без своего материального носителя, то есть существует опосредованно [6, с. 82; 3; 4].

 

Например, В. М. Хургин, приводя также доводы других исследователей, относит информацию к категории идеального, поскольку она неосязаема, для неё не страшен физический износ, она может неограниченно тиражироваться, ею можно делиться с другими пользователями без потери для себя [13, с. 6]. Автор пишет: «Информация связана с материальным носителем, а её передача – с затратами энергии. Однако одну и ту же информацию можно хранить в различном виде (на бумаге, в виде фотонегатива, на машиночитаемом носителе) и передавать с различными энергетическими затратами (по почте, с курьером, по каналам связи), причём последствия, в том числе и материальные, переданной информации совершенно не зависят от физических затрат на её передачу. Именно поэтому информационные процессы не сводятся только к физическим, и информация наряду с материей и энергией является одной из фундаментальных сущностей окружающего нас мира» [13, с. 7].

 

Противоположной точки зрения придерживается С. В. Орлов. Он обращает внимание на то, что если бы информация являлась нематериальным явлением, то на носителях информации должны были бы происходить духовные и психические процессы, а информация является новым видом материи [8, с. 84].

 

Таким образом, видно, что однозначного ответа на вопрос о сущности информации в данный момент времени в философии нет. Следует обратить внимание на то, что, в основном, аргументация об отнесении информации к материальному или духовного происходит методом от противного, то есть в своём большинстве авторы доказывают не то, что информация является материальной или идеальной, а то, что она не является материальной или идеальной. В связи с этим далее мы рассмотрим третий подход к информации, согласно которому она является фундаментальным понятием, новым видом субстанции, не сводимым ни к материи, ни к духу.

 

Основатель кибернетики Норберт Винер (1894–1964) в уже упоминаемой нами работе «Кибернетика» в 1948 году, рассматривая принципы работы вычислительных машин и сравнивая принципы их работы с человеческим мозгом, написал ставшую известной фразу: «Механический мозг не выделяет мысль, “как печень выделяет желчь”, что утверждали прежние материалисты, и не выделяет её в виде энергии, подобно мышцам. Информация есть информация, а не материя и не энергия. Тот материализм, который не признает этого, не может быть жизнеспособным в настоящее время» [1, с. 201]. Винер не развивал данную идею далее в своих работах, но этой фразой он подчеркнул нематериальный характер информации, представив её как отдельную категорию, которая играет значимую роль как в живых организмах, так и в машинах. С другой стороны, с учётом открытий физики XX века, в частности, связывающих материю и энергию, данное выражение скорее следует интерпретировать не как утверждение о том, что информация является новой, особой субстанцией, а что информация нематериальна. С точки зрения современной физики, материю и энергию неверно понимать как две противоположности, энергия – это то, чем могут обладать материальные частицы.

 

Похожая ситуация произошла с известной фразой английского биолога и специалиста в области кибернетики Уильяма Эшби. В своей книге «Введение в кибернетику» (1956) он написал: «Всякая попытка трактовать информацию как вещь, которая может содержаться в другой вещи, обычно ведёт к трудным “проблемам”, которые никогда не должны были возникать» [15, с. 216]. Данной фразой Эшби совершенно не утверждал, что информация не является свойством материи, такое понимание является вырванным из контекста. Приведённая фраза употреблена в контексте понимания информации как разнообразия, и её смысл заключается в том, что информация всегда присуща не одной единственной вещи, а множеству объектов, обладающему определённым разнообразием. По этой причине можно предположить, что Эшби не утверждал, что информация является фундаментальным понятием, как может показаться на первый взгляд, а информация является свойством множеств вещей, то есть вторичным понятием. Также необходимо обратить внимание, что у Эшби, как и у Винера, понимание информации было в большей степени техническим и инженерным, нежели философским.

 

Далее рассмотрим развитие понимания информации в философии и физике конца XX – начала XXI века. Большую известность получили идеи крупного американского физика Джона Арчибальда Уилера (1911–2008), популяризатора терминов «чёрная дыра» и «кротовая нора», учителя будущих нобелевских лауреатов по физике Ричарда Фейнмана и Кипа Торна, а также многих других известных учёных. На его концепцию значительное влияние оказали открытия в области квантовой физики, а его интерпретация является развитием копенгагенской интерпретации с акцентом на эффекте наблюдателя. В 1989 году он написал статью «Информация, физика, кванты: поиск связей», в которой предложил концепцию «всё из бита» (it from bit). Уилер утверждал, что фундаментальной основой реальности является информация, возникающая в результате бинарных ответов (да или нет), фиксирующихся с помощью приборов, а окружающие нас материальные объекты вторичны по отношению к их информационно-теоретической сущности. По Уилеру, каждая частица, каждое поле и даже пространственно-временной континуум возникают из получаемых при помощи аппаратуры ответов в виде битов. Например, мы можем утверждать существование фотона только тогда, когда он был зафиксирован датчиком: если фотодетектор сработал и выдал нам ответ «да», то это значит, что фотон присутствовал в данный момент времени, если фотодетектор дал ответ «нет», то это говорит нам об отсутствии фотона в тот же момент времени. Любые утверждения о существовании фотона до или после процесса измерения безосновательны по причине известных в квантовой физике принципов неопределённости, суперпозиции и др. Другими примерами, демонстрирующими первичность информации в её битовом представлении, по Уилеру, являются определение напряжённости магнитного поля и кривизны пространства-времени по смещению интерференционных полос на экране (статистически выражающим результаты регистрации частиц в терминах «да» – «нет») в двухщелевом эксперименте по наблюдению эффекта Ааронова – Бома, а также измерение энтропии чёрной дыры (то есть получение информации о ней) по площади её поверхности, разбитой на мельчайшие «пиксели», соответствующие планковским площадям, в соответствии с открытиями Бекенштейна и Хокинга [22, pp. 310–312]. Уилер обращал внимание на то, что все перечисленные примеры выражены на языке информации. На фундаментальном уровне ни время, ни пространство не существуют, они возникают как результат информационных процессов и взаимодействий. Если мы углубляемся в основы природы, то мы не можем утверждать о существовании какого-либо объекта без заданного вопроса и полученного ответа, выражаемого в битах. Отсюда получается, что наблюдатель (то есть любой прибор, при помощи которого осуществляется познавательная деятельность) даёт начало информации, а информация даёт начало физике.

 

Данный подход является оригинальным и обоснованным с точки зрения квантовой физики. Информация, понимаемая таким образом, в концепции Уилера действительно представляется как фундаментальная основа. Но вопрос границ такого понимания информации требует, на наш взгляд, дальнейшего изучения.

 

Развитием идей Уилера стала концепция, предложенная рядом современных физиков в начале XXI века, которую они назвали «всё из кубита» (it from qubit). Кубит – это аналог бита, используемый в квантовых вычислениях. Если обычный бит может обладать только двумя состояниями (0 или 1), то кубит (квантовый бит) может также находиться в суперпозиции данных состояний, а несколько кубитов могут быть квантово запутанными друг с другом, в результате чего изменение состояния одного кубита приведёт к мгновенному изменению состояния другого. Сторонники данной концепции пытаются доказать точку зрения, согласно которой вся пространственно-временная структура Вселенной возникла из запутанной квантовой информации: до возникновения пространства существовали только абстрактные точки; благодаря энтропии запутывания и квантовой коррекции ошибок, начал возникать рисунок, в котором при перемещении от одной частицы к другой начала возникать геометрическая структура, что и привело к возникновению ощущения пространства. Учёные считают, что благодаря такому подходу удастся объединить квантовую механику и теорию относительности. Данная теория выдвигает ряд предсказаний, которые могут экспериментально подтвердить или опровергнуть её, благодаря чему теория может считаться научной [19]. На текущий же момент данная концепция является больше научно-философской гипотезой.

 

Также необходимо рассмотреть концепцию активной информации, предложенную крупным физиком XX века Дэвидом Бомом (1917–1992), которую он изложил в книге «Неделимая Вселенная: онтологическая интерпретация квантовой теории» (1993), написанной в соавторстве со своим коллегой – британским физиком Бейзилом Хайли (род. 1935) [16]. В данной работе авторы, развивая интерпретацию квантовой физики, основанную на существовании скрытых параметров, и теорию волны-пилота де Бройля, пытаются объяснить реальную природу квантовых процессов и, в частности, то, как одно состояние частицы возникает из множества возможных. Согласно их концепции, вместе с квантовой частицей также распространяется информация, которая является не пассивной (описательной) и субъективной (зависящей от наблюдателя), а активной, то есть влияющей на поведение частицы. Бом и Хайли предполагают, что квантовый потенциал содержит информацию обо всей системе и управляет движением частиц. Такая активная информация нелокальна и пронизывает всю Вселенную. Как они поясняли, данная информация подобна сигналу ведущего корабль радара, который попадает в компьютер и тем самым автоматически управляет его движением. Учёные сравнивают свою концепцию активной информации с учением Аристотеля о материи и форме как двух началах бытия: активная информация придаёт форму элементам. Также учёные противопоставляют активную информацию шенноновской: если Шеннон понимал информацию структурно (синтаксически), то понимание информации Бомом и Хайли является, по сути, семантическим [20].

 

Описанный подход не в полной мере представляет информацию как фундаментальную сущность, но может быть развит до этого уровня. Так, например, британский физик Френсис Давид Пит (1938–2017) на основе описанных идей сделал вывод, что подобно тому, как ньютоновская физика занималась изучением движения материи под действием механических сил, как физика XIX века изучала движение материи под действием энергии, так современная физика переходит к пониманию того, что информация является именно тем, что придаёт форму энергии [17], таким образом обретая фундаментальный статус.

 

Теория активной информации является в значительной степени умозрительной и метафизической: природа информационной волны непонятна, а теория волны-пилота также не является экспериментально подтверждённой и, более того, не поддерживается большинством современных учёных.

 

Вернер Гитт (род. 1937), немецкий инженер, бывший заведующий кафедрой информационных технологий Федерального физико-технического института, в своей книге «В начале была информация» (1994) утверждает, что информация является фундаментальной сущностью, подтверждая это рядом собственных теорем. В первую очередь, Гитт обращает внимание на то, что любые информационные системы должны быть закодированы, и эти коды являются результатом договорённостей. Далее учёный формулирует теоремы, в которых пытается доказать, что в первую очередь информация является нематериальной, поскольку не может быть сведена к материальным или физическим процессам и не может быть объяснена только законами физики или химическими реакциями. Во-вторых, он показывает, что, подобно тому, как для материи справедлив принцип эквивалентности энергии и массы, так и информация возникает в результате намерения или волевого акта. В-третьих, он утверждает, что информация является нематериальной основой всех технологических систем и всех произведений искусства. Более того, жизнь не может существовать без информации, поскольку биологические системы функционируют на основе закодированных инструкций (например, ДНК) [18, pp. 47–49].

 

В работе Гитта приведено большое количество доводов в пользу нематериальности информации, но отсутствуют доводы в пользу её неидеальности. Таким образом, становится не совсем понятно, почему информация является новым фундаментальным понятием, если она в концепции Гитта сближается с понятием идеального. Например, учёный обращает внимание на то, что информация требует интеллекта, следовательно, она должна быть создана разумным источником [18, pp. 72–73]. Таким образом, несмотря на название книги и частое упоминание информации как фундаментального понятия, данную концепцию правильнее было бы отнести к сугубо идеалистической.

 

Доктор биологических наук, профессор Г. Н. Сидоров и кандидат философских наук, доцент О. Б. Шустова предлагают в основном философском вопросе, сформулированном Энгельсом, заменить понятие «сознание» на понятие «информация». Благодаря этому понятие «информация» в их концепции приобретает фундаментальность и субстанциональность. Так, рассматривая процесс возникновения Вселенной, авторы ставят вопрос о том, что же было в начале её возникновения: материя или информация, которая выстроила первичную материю? С их точки зрения, возникновение фундаментальных физических постоянных (скорость света в вакууме, гравитационная постоянная, постоянная Планка, элементарный заряд и другие), описывающих фундаментальные законы природы и свойства материи, является информационно обусловленным, то есть возникшие законы оказались как бы встроенными в рамки, определённые данными константами, благодаря чему стало возможным возникновение элементарных частиц и развитие Вселенной [10, с. 294–295]. С нашей точки зрения, такой подход является интересным и обоснованным, потому что в нём понятие информации как раз не сводится ни к материальному, ни к идеальному, становится именно первичным и объясняет возникновение фундаментальных законов мира. Такая интерпретация вполне соответствует заявленной теме.

 

Таким образом, мы видим, что концепции фундаментальности информации значительно отличаются друг от друга по своей сути. Условно их можно разделить на несколько групп. Часть концепций понимают информацию не как новую субстанцию, а как новую форму идеального в рамках объективного идеализма. В таких теориях информация становится как бы аналогом высшего разума, управляющего материей (Гитт). Другая часть концепций рассматривает информацию как нематериальную субстанцию, однако в них не утверждается её первичность по отношению к материи (Винер). Наконец, только в конце XX века начали появляться концепции, утверждающие первичность информации именно как фундаментального понятия, первичного по отношению к материи или духу (Уилер, Бом, Сидоров и Шустова). Некоторые из них являются метафизическими, некоторые же имеют серьёзную научную основу и могут быть со временем косвенно подтверждены или опровергнуты.

 

Сложность вопроса о первичности и фундаментальности информации связана также с неоднозначностью понимания идеального. Понимание идеального исключительно как способа «…бытия объекта, представленного в психическом мире и жизнедеятельности субъекта» [12, с. 198] является узким и неполным, потому что оно исключает объективный идеализм. Понимание идеального как противоположности материального является чересчур широким, потому что в него попадает всё, что не попадает в категорию материального, и третьего здесь не дано в принципе по определению и законам логики. Наконец, понимание идеального в духе, например, Платона или Гегеля как раз оставляет место для третьего, не попадающего под характеристики материального и идеального. Таким образом, для однозначного ответа на вопрос о том, является ли информация новой открытой субстанцией, необходимо, помимо философских исследований и обсуждений, определиться с пониманием указанных философских терминов, а также проведение ряда физических экспериментов. На данный же момент времени, на наш взгляд, понимание информации как новой субстанции является отчасти обоснованным, не противоречащим основным достижениям современной физики и философии, но требующим дальнейшего изучения и уточнения.

 

Список литературы

1. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. – М.: Советское радио, 1968. – 328 с.

2. Выжлецов П. Г. Противопоставление материалистов идеалистам с точки зрения Г. Лейбница // Научная сессия ГУАП. Сборник докладов: в 3 ч. Ч. III. – СПб.: ГУАП, 2017. – С. 28–37.

3. Гуревич И. М., Урсул А. Д. Информация – всеобщее свойство материи: характеристики, оценки, ограничения, следствия. – М.: URSS, 2013. – 312 с.

4. Дубровский Д. И. Идеальное и информация // NovaInfo.Ru. – 2011. – № 6. – С. 70–74.

5. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. – М.: Политиздат, 1986. – 478 с.

6. Лисин А. И. К вопросу о природе (сущности) информации // Стратегические приоритеты. – 2015. – № 3 (7). – С. 67–82.

7. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. II / ред. В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010. – 634 с.

8. Орлов С. В. Виртуальная реальность как новая форма материального бытия // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2013. – № 2. – С. 82–87. URL: http://fikio.ru/?p=658 (дата обращения 30.06.2024).

9. Орлов С. В. История философии. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.

10. Сидоров Г. Н., Шустова О. Б. Информация в рамках основного вопроса философии // Вестник Омского государственного аграрного университета. – 2016. – № 1 (21). – С. 292–296.

11. Сонин А. С. Физический идеализм: драматический путь внедрения революционных идей физики начала XX века (на примере истории противостояния в советской физике). – М.: ЛЕНАНД, 2017. – 320 с.

12. Спиркин А. Г. Идеальное // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. – С. 198–199.

13. Хургин В. М. Об определении понятия «информация» // Информационные ресурсы России. – 2007. – № 3 (97). – С. 6.

14. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М.: Политиздат, 1968. – 71 с.

15. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959. – 432 с.

16. Bohm D., Hiley B. J. The Undivided Universe: An Ontological Interpretation of Quantum Theory. – London: Routledge, 1993. – 416 p.

17. David Peat F. Active Information, Meaning, and Form. URL: https://www.fdavidpeat.com/bibliography/essays/fzmean.htm (дата обращения 30.06.2024).

18. Gitt W. In the Beginning Was Information. – Bielefeld: Christliche Literatur-Verbreitung, 2000. – 256 p.

19. Nye L. It From Qubit: Spacetime Emergence from Quantum Entanglement. [preprint] – 2024. – 80 p. DOI:10.13140/RG.2.2.34002.16325.

20. Seager W. The Philosophical and Scientific Metaphysics of David Bohm // Entropy. – 2018. – Vol. 20 (7). – P. 493. DOI: 10.3390/e20070493

21. Shannon C. E. A Mathematical Theory of Communication // Bell System Technical Journal. – 1948. – Vol. 27. – Pp. 379–423.

22. Wheeler J. A. Information, Physics, Quantum: The Search for Links // Zurek W. (Ed.) / Complexity, Entropy, and the Physics of Information. – Redwood City, California: Addison-Wesley, 1990. – pp. 309–336.

 

References

1. Wiener N. Cybernetics: Or Control and Communication in the Animal and the Machine [Kibernetika ili upravlenie i svyaz v zhivotnom i mashine]. Moscow: Sovetskoe radio, 1968, 328 p.

2. Vyzhletsov P. G. Contrasting Materialists to the Idealists from the Point of View of G. Leibniz [Protivopostavlenie materialistov idealistam s tochki zreniya G. Leybnitsa]. Nauchnaya sessiya GUAP. Sbornik dokladov: v 3 ch. Ch. III (Scientific Session of SUAI. Collected Reports: in 3 vol. Vol. III), St. Petersburg: GUAP, 2017, pp. 28–37.

3. Gurevich I. M., Ursul A. D. Information Is a Universal Property of Matter: Characteristics, Evaluations, Limitations, Implications [Informatsiya – vseobschee svoystvo materii: kharakteristiki, otsenki, ogranicheniya, sledstviya]. Moscow: URSS, 2013, 312 p.

4. Dubrovskiy D. I. Ideal and Information [Idealnoe i informatsiya]. NovaInfo.Ru (NovaInfo.Ru), 2011, no. 6, pp. 70–74.

5. Lenin V. I. Materialism and Empirio-Criticism. Critical Comments on a Reactionary Philosophy [Materializm i empiriokrititsizm: kriticheskie zametki ob odnoy reaktsionnoy filosofii]. Moscow: Politizdat, 1986, 487 p.

6. lisin A. I. The Nature (Essence) of Information [K voprosu o prirode (suschnosti) informatsii]. Strategicheskie prioritety (Strategic Priorities), 2015, no. 3 (7), pp. 67–82.

7. Stepin V. S., Guseynov A. A., Semigin G. Y., Ogurtsov A. P. (Eds.) New Philosophical Encyclopedia: in 4 vol. Vol. II [Novaya filosofskaya entsiklopediya: v 4 t. T. II]. Moscow: Mysl, 2010, 634 p.

8. Orlov S. V. Virtual Reality as a New Form of Material Being [Virtualnaya realnost kak novaya forma materialnogo bytiya]. Filosofiya i gumanitarnye nauki v informatsionnom obschestve (Philosophy and Humanities in Information Society), 2013, no. 2, pp. 82–87. Available at: http://fikio.ru/?p=658 (accessed 30 June 2024).

9. Orlov S. V. History of Philosophy [Istoriya filosofii]. St. Petersburg: Piter, 2009, 192 p.

10. Sidorov G. N., Shustova O. B. Informatsiya v ramkakh osnovnogo voprosa filosofii [Information within the Framework of the Basic Question of Philosophy]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Vestnik of Omsk SAU), 2016, no. 1 (21), pp. 292–296.

11. Sonin A. S. Physical Idealism: The Dramatic Way of Introducing Revolutionary Ideas of Physics of the Early 20th Century (on the Example of the History of Opposition in Soviet Physics) [Fizicheskiy idealizm: Dramaticheskiy put vnedreniya revolyutsionnykh idey fiziki nachala XX veka (na primere istorii protivostoyaniya v sovetskoy fizike)]. Moscow: LENAND, 2017, 320 p.

12. Spirkin A. G.; Frolov I. T. (Ed.) Ideal [Idealnoe]. Filosofskiy slovar (Philosophical Dictionary). Moscow: Respublika, 2001, pp. 198–199.

13. Khurgin V. M. On the Definition of “Information” [Ob opredelenii ponyatiya “informatsiya”]. Informatsionnye resursy Rossii (Information Resources of Russia), 2007, no. 3 (97), p. 6.

14. Engels F. Ludwig Feuerbach and the End of Classical German Philosophy [Lyudvig Feyerbakh i konets klassicheskoy nemetskoy filosofii], Moscow: Politizdat, 1968, 71 p.

15. Ashby W. R. An Introduction to Cybernetics [Vvedenie v kibernetiku]. Moscow: Izdatelstvo inostrannoy literatury, 1959, 432 p.

16. Bohm D., Hiley B. J. The Undivided Universe: An Ontological Interpretation of Quantum Theory. London: Routledge, 1993, 416 p.

17. David Peat F. Active Information, Meaning, and Form. Available at: https://www.fdavidpeat.com/bibliography/essays/fzmean.htm (accessed 30 June 2024).

18. Gitt W. In the Beginning Was Information. Bielefeld: Christliche Literatur-Verbreitung, 2000, 256 p.

19. Nye L. It From Qubit: Spacetime Emergence from Quantum Entanglement. [preprint], 2024, 80 p. DOI:10.13140/RG.2.2.34002.16325.

20. Seager W. The Philosophical and Scientific Metaphysics of David Bohm. Entropy, 2018, vol. 20 (7), p. 493. DOI: 10.3390/e20070493

21. Shannon C. E. A Mathematical Theory of Communication. Bell System Technical Journal, 1948, vol. 27, pp. 379–423.

22. Wheeler J. A.; Zurek W. (Ed.) Information, Physics, Quantum: The Search for Links. Complexity, Entropy, and the Physics of Information. Redwood City, California: Addison-Wesley, 1990, pp. 309–336.

 

Ссылка на статью:
Коломийцев С. Ю., Лосев В. К., Мичурин С. В. Анализ основных концепций фундаментальности информации в современной философии // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2024. – № 2. – С. 21–33. URL: http://fikio.ru/?p=5673.

 

© Коломийцев С. Ю., Лосев В. К., Мичурин С. В., 2024

Яндекс.Метрика