Формирование компьютерной и информационной этики и их применение в процессах обучения

Новый номер!
УДК 17

 

Коломийцев Сергей Юрьевич – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, доцент, кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: kolomiytsev@yandex.ru

SPIN: 1039-4640

ResearcherID: G-7271-2017

ORCID: 0000-0002-1177-7873

Scopus ID: 56433424300

Михлин Василий Семёнович – исполнительный директор ООО «Аверс-аудит», Санкт-Петербург, Россия.

Email: V.Mikhlin@avers-audit.com

Мичурин Сергей Владимирович – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, директор Института непрерывного и дистанционного образования, доктор технических наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: michurinsv@yandex.ru

SPIN: 4482-1497

Авторское резюме

Состояние вопроса. В середине XX века появились электронные вычислительные машины. Их развитие и распространение привело к возникновению в конце XX века ряда специальных этических вопросов, что явилось причиной возникновения компьютерной и информационной этик как направлений в прикладной этике и как учебных дисциплин.

Результаты. В статье рассмотрены различные виды прикладной этики, связанные с современными компьютерными и информационными технологиями. Несмотря на обилие терминов (информационная этика, компьютерная этика, киберэтика, виртуальная этика и др.), они часто рассматриваются как синонимы, однако некоторые исследователи всё же выделяют в каждой из них свои специфические черты. Также рассмотрена история развития компьютерной и информационной этик в XX веке – во время их зарождения, формирования и становления как области исследований и как дисциплины.

Методы исследования. При работе над статьёй проведён анализ отечественных и иностранных работ по данной тематике.

Область применения результатов. Полученные результаты как интересны с исторической точки зрения, так и могут быть использованы при дальнейших исследованиях опасностей и рисков современного информационного общества.

Выводы. Понятия информационной и компьютерной этики возникли примерно в 1980-е годы, хотя предпосылки их появления наблюдаются в более ранних работах середины XX века Н. Винера и Д. Вейценбаума. Несмотря на обилие разных терминов (информационная этика, компьютерная этика, киберэтика, виртуальная этика и др.), объекты исследований данных направлений очень близки и могут даже являться взаимозаменяемыми. Более того, ввиду новизны этих направлений также ещё имеет место неокончательная сформированность терминологической базы (например, дата-этика или этика данных). Тем не менее, наработки в данной сфере уже являются самодостаточными исследованиями, используются для составления кодексов по компьютерной этике и других регламентирующих документов, а также могут являться базой новых учебных дисциплин, внедряемых в учебные процессы отечественных и иностранных вузов.

 

Ключевые слова: информационная этика; компьютерная этика; киберэтика; сетевая этика; виртуальная этика; цифровая этика; дата-этика; этика данных; хакерская этика; прикладная этика; история этики; преподавание; дисциплины.

 

Formation of Computer and Information Ethics and Their Application in Educational Processes

 

Kolomiytsev Sergey Yurevich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Associate Professor, PhD (Philosophy), Saint Petersburg, Russia.

Email: kolomiytsev@yandex.ru

Mikhlin Vasily Semyonovich – executive director, “Avers-audit LLC”, St. Petersburg, Russia.

Email: V.Mikhlin@avers-audit.com

Michurin Sergey Vladimirovich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Director of the Institute of Continuing and Distance Education, Doctor of Science, Associate Professor, Saint Petersburg, Russia.

Email: michurinsv@yandex.ru

Abstract

Background. Digital electronic computers appeared in the middle of the 20-th century. Their development and spread led to the emergence of a number of specific ethical issues at the end of the 20th century, which gave rise to computer and information ethics as branches of applied ethics and as academic disciplines.

Results. The article discusses various types of applied ethics related to modern computer and information technologies. Despite the abundance of terms (information ethics, computer ethics, cyber ethics, virtual ethics, etc.), they are often considered as synonymous, but some researchers still distinguish specific features in them. The history of the development of computer and information ethics in the 20th century is also examined – during their emergence, formation and establishment as a field of research and as a discipline.

Research methods. An analysis of domestic and foreign works on this topic was conducted while working on the article.

Research implications. The results are valuable from a historical point of view and can be used in further studies of the dangers and risks of the modern information society.

Conclusion. The concepts of information and computer ethics emerged around the 1980s, although the precursors to their emergence can be seen in earlier works from the mid-20th century by N. Wiener and D. Weizenbaum. Despite the abundance of different terms (information ethics, computer ethics, cyber ethics, virtual ethics, etc.), the subjects of research in these areas are very similar and may even be interchangeable. Moreover, the terminological base is still not fully formed. Nevertheless, the achievements in this field are already self-sufficient studies, are used to making codes of computer ethics and other regulatory documents, and can also serve as the basis for new academic disciplines introduced into the educational processes of Russian and foreign universities.

 

Keywords: information ethics; computer ethics; cyber ethics; network ethics; virtual ethics; digital ethics; data ethics; hacker ethics; applied ethics; history of ethics; teaching; disciplines.

 

В середине XX века в связи с появлением и развитием компьютерной техники появились новые области в прикладной этике: компьютерная этика, информационная этика, цифровая этика, киберэтика, виртуальная этика, сетевая этика, хакерская этика и другие. Все они имеют близкий объект исследования, а их общий смысл понятен по названиям. Тем не менее, рассмотрим данные понятия по отдельности более подробно, чтобы разобраться, являются ли они полными аналогами, или между ними всё же существуют некоторые различия.

 

Один из создателей компьютерной этики Джеймс Мур в своей работе «Что такое компьютерная этика?» (“What Is Computer Ethics?”) писал, что компьютерная этика – это «…анализ природы и социального влияния компьютерной технологии и соответствующая формулировка и обоснование политики этичного использования таких технологий» [24, p. 266]. Мур видел причину появления компьютерной этики в непонимании пользователями того, как компьютеры должны использоваться, поскольку компьютеры дают нам новые возможности, которые не регламентируются классической этикой или не подходят под её нормы. А. Капто обращает внимание на то, что предметом компьютерной этики является «… разработка новых норм этического поведения в условиях всеобщей компьютеризации и информатизации общества и изменение в новых условиях прежних этических максим» [9, с. 336]. А М. А. Дедюлина и Е. В. Папченко определяют компьютерную этику как область прикладной этики, которая «…занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы» [8, с. 91].

 

Близким к компьютерной этике является понятие киберэтики. К ней относятся вопросы, связанные со взаимодействием и конкуренцией производителей программных продуктов, дискриминацией и неодинаковым доступом в Интернет, преступным применением Интернета, созданием «клонов» сайтов, нарушением свобод в Интернете, защитой от предосудительной информации и др. Также ряд вопросов киберэтики связан с понятием и осмыслением понятия «виртуальной личности» [4, с. 71; 73].

 

Понятие «сетевая этика» некоторыми исследователями употребляется как синоним киберэтики. Однако согласно другой точке зрения, оно означает совокупность правил, сложившихся среди пользователей глобальной сети [8, с. 91]. Она призвана поддерживать гармонию и доверие в виртуальных сообществах, предотвращать конфликты и обеспечивать безопасное общение. К основным принципам сетевой этики можно отнести принципы вежливости, конфиденциальности и ответственности за свои действия.

 

Также существует понятие «виртуальная этика». Некоторые авторы считают его синонимом киберэтики [4, с. 70], однако в некоторых публикациях он употребляется в контексте индустрии компьютерных игр [см., напр., 7]. Кроме того, словосочетание «виртуальная этика» используется в другой области – в виртуальной медицине и психосоматической медицине [20], но такое употребление словосочетания не имеет отношения к компьютерной и информационной этике.

 

Термин «информационная этика» является более широким понятием и включает в себя компьютерную этику. Р. Капурро выделяет узкое и широкое понятия информационной этики: к информационной этике в узком смысле он относит «…всё, что касается воздействия цифровых технологий на общество и на окружающую среду в целом, а также решения этических проблем, связанных с функционированием онлайновых СМИ (этика цифровых СМИ) в частности. Понятие информационной этики в широком смысле охватывает всю информационную и коммуникационную сферу, включая, но не ограничиваясь ими, цифровые средства массовой информации» [10, с. 7]. Л. Флориди обращает внимание на то, что информационная этика является как бы философским основанием компьютерной этики и может обеспечить основания моральных принципов для решения проблем, рассматриваемых в рамках компьютерной этики [21, p. 39]. К информационной этике относятся вопросы, связанные с производством, сбором информации в целом, а также этическими аспектами распространения различной информации. Исследователи обращают внимание на то, что к информационной этике также можно отнести вопросы, связанные с созданием, передачей, обработкой и потреблением любой информации, в том числе это касается работы журналистов, потребителей информации (телезрителей, читателей газет), простых людей, переписывающихся друг с другом при помощи сообщений, а также вообще любой информацией, которая когда-либо существовала или будет существовать. То есть информационная этика изучает вопросы морали в рамках всей информационной среды, включая не только людей и их действия, но и вообще любые информационные объекты и процессы [1, с. 69–71; 21, p. 39].

 

В качестве синонима информационной этики иногда используется понятие «цифровая этика» [см., напр., 10]. Её можно определить как область знаний, изучающих моральные, социальные и культурные вопросы, возникающие в результате использования цифровых технологий, и их влияние на общество и окружающую среду [12, с. 583; 19, с. 6]. Несмотря на тесную связь цифровой, компьютерной и информационной этик и частое использование их как синонимов [19, с. 6], анализ работ показывает, что цифровая этика часто применяется как понятие, касающееся не только философского и этического осмысления информационных технологий напрямую, но и психологического, морально-этического, педагогического, экономического, правового аспектов и бизнеса [6, с. 38; 16, с. 249].

 

Некоторые исследователи выделяют понятие «дата-этика» (или этика данных). Она может быть определена как область этики, изучающей и формулирующей основные принципы использования персональных, социальных и больших данных [2, с. 249]. Е. Б. Хоменко и Е. В. Балтачева называют дата-этику важнейшей составляющей цифровой этики [18, с. 212].

 

Ещё одним направлением в компьютерной (и цифровой) этике является хакерская этика. Её основы были заложены хакерами, и она связана с набором правил, которыми пользуются хакеры при своей работе. Формирование хакерской этики связано с мнением, согласно которому хакерство понимается не как преступление, а как новаторство и интеллектуальное творчество. Например, некоторые хакеры считают, что нажатие нескольких клавиш на клавиатуре не следует рассматривать как нарушение правил морали, отношения «человек – человек» – это не то же самое, что отношения «человек – компьютер», а человек вообще не может нарушить закон, сидя дома за своим собственным компьютером [17].

 

Таким образом, мы видим, что существует ряд очень близких понятий, которые могут либо употребляться в качестве синонимов, либо могут отличаться друг от друга малозначительными аспектами. Самым широким из рассморенных является понятие информационной этики. Компьютерная этика тоже является достаточно частоупотребимым понятием. Можно сказать, что все остальные перечисленные виды этики являются производными от указанных двух. В связи с этим рассмотрение истории всех приведённых выше направлений можно свести к истории развития информационной и компьютерной этики. Рассмотрим их и то, как они применялись в процессах обучения.

 

Предвестником компьютерной этики считается создатель кибернетики Норберт Винер (1894–1964). В своих работах 1940–1960-х годов он обращал внимание на то, что появление и внедрение электронных компьютеров приведёт к появлению огромного количества новых этических проблем в будущем. Он касался таких вопросов, как компьютеры и безопасность, компьютеры и безработица, ответственность компьютерных профессионалов, компьютеры для инвалидов, компьютеры и религия, информационная сеть и глобализация, виртуальные сообщества, дистанционное управление, синтез машин и человеческого организма, этические вопросы создания роботов, искусственный интеллект и др. В итоге он предложил следующие этические правила, касающиеся работы с компьютерами:

– при возникновении этических вопросов необходимо, в первую очередь, обращать внимание на последствия, которые могут повлиять на жизнь, здоровье, безопасность, счастье, свободу, знание, возможности;

– необходимо всесторонне рассматривать возможности внедрения новых компьютерных технологий;

– при возникновении новых вопросов необходимо опираться на уже существующие моральные принципы и законы;

– в случае, если имеющихся моральных норм и традиций недостаточно для решения возникших проблем, необходимо руководствоваться целью жизни человека и принципом справедливости.

 

Такие подходы, по мнению Винера, хороши тем, что не требуют особого образования и специалистов для их решения. Для успешного решения таких вопросов нужна только заинтересованность и общие представления о добре и зле [14, с. 56].

 

В 1966 году американский специалист в области искусственного интеллекта Джозеф Вейценбаум (1923–2008) создал программу «Элиза», которая, имитируя врача, представляла пародию на беседу пациента и психотерапевта на английском языке, задавая вопросы типа: «Почему у вас болит голова?», «Вы хотите об этом поговорить?», «Расскажите об этом поподробнее». Он был поражён реакцией общества на эту программу, поскольку некоторые психотерапевты посчитали, что в недалёком будущем эта шуточная программа сможет их заменить. После полученной реакции Вейценбаум попытался ответить на вопрос: почему люди готовы принимать такую простую модель интеллекта за полноценную? Это привело к тому, что в 1976 году он написал книгу «Власть компьютера и человеческий разум» [3], в которой выразил обеспокоенность тем, что люди настолько серьёзно относятся к машинам и переоценивают их возможности.

 

Другой предпосылкой возникновения компьютерной этики можно назвать исследование американского программиста и криминалиста Донна Паркера (1929–2021), который в 1960-е годы начал собирать случаи неэтичного и противозаконного применения ЭВМ, в результате чего сделал вывод: когда люди находятся за компьютером, то они забывают об этике. В 1968 году он опубликовал статью «Правила этики в обработке информации» [26] и возглавил разработку первого кодекса профессионального поведения для Ассоциации вычислительной техники. В 1977 году, пытаясь исследовать неэтичное поведение пользователей ЭВМ более глубоко, он собрал 47 специалистов из разных сфер и попросил оценить их 47 различных случаев с точки зрения этики. Оказалось, что каждый человек давал разную этическую оценку описанным событиям, и это привело Паркера к мыслям о том, что необходимо создавать программы обучения компьютерной этике, поскольку этическая чувствительность у людей значительно отличается.

 

Однако сам термин «компьютерная этика» появился позже. Его автором считается американский профессор Уолтер Мэнер, который в 1978 году разработал дисциплину для студентов, обучающихся по программе «Вычислительная техника», в которой рассказывал про секретность и конфиденциальность информации, компьютерную преступность, технологическую зависимость и др. Мэнер утверждал, что компьютеры создают совершенно новые этические проблемы, поскольку обладают уникальными свойствами: быстродействием, кодируемостью информации, возможностью копирования, гибкостью работы с ними, несоизмеримостью между причиной и следствием (одно нажатие на клавишу может привести к масштабным и разнообразным последствиям) и др. По его мнению, компьютерная этика нужна нам, чтобы проявить себя как профессионалов, избежать злоупотреблений и катастроф, успеть среагировать на возникающие опасности, решать новые этические проблемы. Именно с его деятельностью связано формирование, развитие и популяризация компьютерной этики. Также он является автором «Первого руководства по компьютерной этике» [22, pp. 31–32].

 

Значительный вклад в развитие компьютерной этики внесла в 1980-е годы философ Дебора Джонсон. Она выделила 3 особенности общения в Интернете, имеющих нравственное значение:

– возможность общения всех со всеми,

– воспроизводимость электронных следов,

– определённая анонимность [11, с. 421].

 

Джонсон издала первый учебник «Компьютерная этика» (1985) [23]. В нём она обосновывала точку зрения, согласно которой компьютеры создают новые версии старых моральных проблем, усугубляя старые проблемы и заставляя нас применять обычные моральные нормы в новых условиях. Таким образом, с её точки зрения, компьютерная этика принципиально ничем не отличается от этики классической. Обратим внимание, что данная точка зрения оказалась противоположной точке зрения Мэнера.

 

В 1985 году в американском журнале «Метафилософия» впервые состоялось комплексное обсуждение проблем компьютерной революции и говорилось о необходимости выработки особого морально-этического подхода и создании этического кодекса [5, с. 24]. В частности, американский философ Джеймс Мур в своей статье «Что такое компьютерная этика?» [24], высказал противоположную Джонсон точку зрения, согласно которой компьютерные технологии ставят перед нами принципиально новые этические вопросы, потому что гибкость компьютерных технологий значительно расширяет возможности человека [15, с. 132]. Он утверждал, что к началу XXI века почти все виды человеческой деятельности будут изменены при помощи компьютерных технологий. Люди смогут делать то, что раньше не могли, и поэтому никогда раньше вопрос о том, следует ли это делать и, если да, то как, не возникал, как и не возникали соответствующие предписания и этические правила. Например, компьютерные операции в основном являются невидимыми, что приводит к следующим потенциальным проблемам:

– невидимое злоупотребление компьютерами (наблюдение, изменение информации и др.),

– наличие в программах невидимых характеристик и функций (например, вредоносных программ, датчиков передачи информации и др.),

– невидимость сложных вычислений (почему мы может быть уверенными в тех результатах, которые не можем получить сами?).

 

Также Мур высказался за необходимость трёх правил, которые запрещают компьютеру принимать решения:

– которые осуществляются человеком под воздействием эмоций;

– по вопросам, в которых человек является более компетентным;

– которые человек не может отвергнуть.

 

С его точки зрения, компьютерная этика – это не набор фиксированных правил, а динамичная область, в которой сопоставляются факты, концепции, принципы, ценности и технологии.

 

В 1990-е годы американская учёная Хелен Ниссенбаум, активно разрабатывавшая проблему приватности и защиты индивидуальных данных, получения информации о людях из открытых источников, ввела понятие «публичная приватность» [25].

 

В 1995 году британский учёный Саймон Роджерсон организовал центр социальной ответственности в сфере ЭВМ, который исследовал новые проблемы компьютерной этики: компьютерное мошенничество и катастрофы по причине компьютеров. С его точки зрения, изменение технологий приводит к изменению общепринятых норм, однако всё же существуют базисные ценности, считающиеся неизменными, и именно на их основе может быть создан универсальный этический кодекс в области компьютерных и информационных технологий.

 

Американский философ Ричард Спинелло в 2002 году выпустил книгу «Регулирование киберпространства: политики и технологии управления» [17]. В ней он высказывает мнение, что государственное регулирование Интернета госструктурами непродуктивно, оно приведёт к единообразию и возможно лишь в исключительных случаях, предпочтительным же является саморегулирование [13, с. 56].

 

С начала XXI века компьютерная этика стала активно развиваться: ею стали заниматься многие учёные и философы, стали выпускаться различные журналы и сборники, в ней стали появляться более мелкие направления. В итоге, современная компьютерная этика обсуждает следующие вопросы: проблема публичного контроля и приватности; компьютерные преступления; вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью; слежка за персоналом на рабочем месте; доступность и распространение этически предосудительной информации; необходимость и оправданность создания баз данных о гражданах; ответственность программистов за разработку вредоносного программного обеспечения; демократия в Интернете и свобода слова; негативное влияние спама, защита детей в Интернете; копирование видео и музыки из сети; манипулирование общественным мнением и другие.

 

Если рассмотреть вопрос преподавания более подробно, то следует отметить, что специализированные курсы по информационной или компьютерной этике стали появляться в США ещё в 1980-е годы [11]. Ассоциации профессиональных IT-специалистов (ACM, IEEE) ещё в 1990-х приняли и распространили этические кодексы, используемые при обучении в университетах, и содействовали внедрению курсов по компьютерной этике. В американских и европейских вузах предметы по информационной, компьютерной или цифровой этике обязательны для студентов, обучающихся на программистов и других технических специальностях. Menоды преподавания варьируются от лекций до анализа кейсов и обсуждений в малых группах.

 

Что касается России, то курсы по компьютерной этике встречаются в учебных программах ВШЭ, КФУ, РУДН и других университетах. С 2022 года в ГУАП преподаётся дисциплина по выбору «Техноэтика». Однако данные предметы часто носят факультативный характер, что приводит к восприятию их студентами как не основных предметов. Тем не менее, современные программы подготовки компьютерных специалистов всё чаще обращаются к этическим вопросам для усиления профессиональной подготовки.

 

Таким образом, мы видим, что компьютерная и информационная этика в последнее время становятся всё более важными областями знаний, и игнорировать значимость философского и этического осмысления процессов информатизации и компьютеризации становится невозможно.

 

Список литературы

1. Алексеева И. Ю., Шклярик Е. Н. Что такое компьютерная этика? // Вопросы философии. – 2007. – № 9. – С. 60–72.

2. Бурковская В. А. Социально-этические аспекты внедрения цифровых технологий // Цифровые технологии: тренды и перспективы. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Москва: Российский новый университет, 2020. – С. 247–255.

3. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений к вычислениям. – М.: Радио и связь, 1982. – 369 с.

4. Войскунский А. Е., Дорохова О. А. Становление киберэтики: исторические основания и современные проблемы // Вопросы философии. – 2010. – № 5. – С. 69–83.

5. Галинская И. Л. Этика и психология компьютерной жизни // Культурология. – 2001. – № 2 (18). – С. 24–29.

6. Герасименко В. В. Цифровая этика применения искусственного интеллекта в бизнесе: осознание новых возможностей и рисков // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. – 2023. – Т. 15. – Вып. 1. – С. 37–54. DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-1-37-54

7. Герман О. Н. Виртуальная этика, рассмотренная на примере многопользовательских онлайн-игр // Организация работы с молодежью. – 2023. – № 2. URL: https://s.esrae.ru/ovv/pdf/2023/2/1462.pdf (дата обращения 30.08.2025).

8. Дедюлина М. А., Папченко Е. В. Прикладная этика: учебное пособие. – Таганрог: Издательство Технологического института ЮФУ, 2007. – 112 с.

9. Капто А. С. Компьютерная этика // Безопасность Евразии. – 2004. – № 2 (16). – С. 331–354.

10. Капурро Р. Информационная этика // Информационное общество. – 2010. – № 5. – С. 6–15.

11. Лысак И. В. Место и роль компьютерной этики в подготовке IT-специалистов // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 421.

12. Малахова О. Ю., Щелоков М. Б. Цифровая этика: философские, этические и социокультурные аспекты // Наука, образование, транспорт: актуальные вопросы, приоритеты, векторы взаимодействия. Материалы III Международной научно-методической конференции. – Оренбург: ОрИПС – филиал ПривГУПС, 2024. – С. 583–586.

13. Малюк А. А., Полянская О. Ю., Алексеева И. Ю. Этика в сфере информационных технологий. – Москва: Горячая линия-Телеком, 2016. – 344 с.

14. Манжуева О. М. Информационная этика Норберта Винера // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 6. – С. 53–57.

15. Манжуева О. М. Практическая теория компьютерной этики Д. Мура // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. – 2014. – № 5. – Ч. 1. – С. 132–134.

16. Садвокасов М. А., Медеуова К. А. Тенденции в исследованиях цифровой этики (обзорный анализ современных исследований) // Вестник ЕНУ им. Л. Гумилёва. Серия Исторические науки. Философия. Религиоведение. – 2023. – Т. 143. – № 2. – С. 248–268. DOI: 10.32523/2616-7255-2023-143-2-248-268.

17. Химанен П. Хакерская этика и дух информационализма. – Москва: Издательство АСТ, 2019. – 256 с.

18. Хоменко Е. Б., Балтачева Е. В. Этические проблемы цифровизации: цифровая трансформация отраслей, рынков, предприятий // Актуальные вопросы экономики и финансов. Сборник статей международной научно-практической конференции. – Ижевск: Удмуртский университет, 2021. – С. 211–214.

19. Шляпников В. В. Цифровые технологии и цифровая этика // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. – 2021. – № 4 (53). – С. 5–9.

20. Юрьев Г. П., Юрьева Н. А., Лебедь Е. И. Виртуальная этика здоровья и страданий человека / под ред. Р.А. Вартбаронова. – М.: Наука, 2004. – 359 с.

21. Floridi L. Information Ethics: on the Philosophical Foundation of Computer Ethics // Ethics and Information Technology. – 1999. – No. 1 (1). – Pp. 33–52. DOI: 10.1023/A:1010018611096

22. Himma K. E., Tavani H. T. The Handbook of Information and Computer Ethics. – Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 2008. – 671 p.

23. Johnson D. G. Computer Ethics. – Hoboken, New Jersey: Prentice Hall, 1985. – 110 p.

24. Moor J. H. What Is Computer Ethics? // Metaphilosophy. – 1985. – Vol. 16. – No. 4. – Pp. 266–275. DOI:10.1111/j.1467-9973.1985.tb00173.x

25. Nissenbaum H. Toward an Approach to Privacy in Public: Challenges of Information Technology // Ethics and Behavior. – 1997. – Vol. 7. – No. 3. – Pp. 207–219. DOI: 10.1207/s15327019eb0703_3

26. Parker D. P. Rules of Ethics in Information Processing // Communications of the ACM. – Vol. 11. – Is. 3. – Pp. 198–201. DOI: 10.1145/362929.3629

27. Spinello R. A. Regulating Cyberspace: The Policies and Technologies of Control. – Westport, Connecticut: Greenwood Publishing Group, 2002. – 264 p.

 

References

1. Alekseeva I. Y., Shklyarik E. N. What Is Computer Ethics? [Chto takoe kompyuternaya etika?]. Voprosy filosofii (Problems of Philosophy), 2007, no. 9, pp. 60–72.

2. Burkovskaya V. A. Social and Ethical Aspects of Digital Technology Implementation [Sotsialno-eticheskie aspekty vnedreniya tsifrovykh tekhnologiy]. Tsifrovye tekhnologii: trendy i perspektivy. Sbornik dokladov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Digital Technologies: Trends and Prospects. Collected reports of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation). Moscow: Rossiyskiy novyy universitet, 2020, pp. 247–255.

3. Weizenbaum J. Computer Power and Human Reason: From Judgment to Calculation. Moscow: Radio i svyaz, 1982, 369 p.

4. Voiskunsky A. V., Dorokhova O. A. Formation of Cyberethics: Historical Foundations and Modern Problems [Stanovlenie kiberetiki: istoricheskie osnovaniya i sovremennye problemy]. Voprosy filosofii (Problems of Philosophy), 2010, no. 5, pp. 69–83.

5. Galinskaya I. L. Ethics and Psychology of Computer Life [Etika i psikhologiya kompyuternoy zhizni]. Kulturologiya (Culturology), 2001, no. 2 (18), pp. 24–29.

6. Gerasimenko V. V. Digital Ethics of Artificial Intelligence Application in Business: Awareness of New Opportunities and Risks [Tsifrovaya etika primeneniya iskusstvennogo intellekta v biznese: osoznanie novykh vozmozhnostey i riskov]. Nauchnye issledovaniya ekonomicheskogo fakulteta. Elektronnyy zhurnal (Scientific Researches of Faculty of Economics. Electronic Journal), 2023, vol. 15, is. 1, pp. 37–54. DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-1-37-54

7. German O. N. Virtual Ethics, Considered on the Example of Multiplayer Online Games [Virtualnaya etika, rassmotrennaya na primere mnogopolzovatelskikh onlayn-igr]. Organizatsiya raboty s molodezhyu (Organization of Work with Youth), 2023, no. 2. Available at: https://s.esrae.ru/ovv/pdf/2023/2/1462.pdf (accessed 30 August 2025).

8. Dedyulina M. A., Papchenko E. V. Applied Ethics: Texbook [Prikladnaya etika: uchebnoe posobie]. Taganrog: Izdatelstvo Tekhnologicheskogo instituta YuFU, 2007, 112 p.

9. Kapto A. S. Computer Ethics [Kompyuternaya etika]. Bezopasnost Evrazii (Safety of Eurasia), 2004, no. 2 (16), pp. 331–354.

10. Capurro R. Information Ethics [Informatsionnaya etika]. Informatsionnoe Obschestvo (Information Society), 2010, no. 5, pp. 6–15

11. Lysak I. V. The Role and Place of Computer Ethics in Training of IT-Specialists [Mesto i rol kompyuternoy etiki v podgotovke IT-spetsialistov]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern Problems of Science and Education), 2016, no. 6, p. 421.

12. Malakhova O. Y., Schelokov M. B. Digital Ethics: Philosophical, Ethical and Sociocultural Aspects [Tsifrovaya etika: filosofskie, eticheskie i sotsiokulturnye aspekty]. Nauka, obrazovanie, transport: aktualnye voprosy, prioritety, vektory vzaimodeystviya. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii (Science, Education, Transport: Current Issues, Priorities, Interaction Vectors. Materials of the III International Scientific and Methodological Conference). Orenburg: OrIPS – filial PrivGUPS, 2024, pp. 583–586.

13. Malyuk A. A., Polyanskaya O. Y., Alekseeva I. Y. Ethics in the Field of Information Technology [Etika v sfere informatsionnykh tekhnologiy]. Moscow: Goryachaya liniya-Telekom, 2016, 344 p.

14. Manzhueva O. M. Norbert Weiner’s Information Ethics [Informatsionnaya etika Norberta Vinera]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta (The Buryat State University Bulletin), 2013, no. 6, pp. 53–57.

15. Manzhueva O. M. Practical Theory of J. Moor’s Computer Ethics [Prakticheskaya teoriya kompyuternoy etiki D. Mura]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki (Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice). Tambov: Gramota, 2014, no. 5, part 1, pp. 132–134.

16. Sadvokasov M. A., Medeuova K. A. Tendencies in Digital Ethics Research (Overview Analysis of Modern Research) [Tendentsii v issledovaniyakh tsifrovoy etiki (obzornyy analiz sovremennykh issledovaniy)]. Vestnik ENU im. L. Gumileva. Seriya Istoricheskie nauki. Filosofiya. Religiovedenie (Bulletin of the L. N. Gumilyov ENU. Historical sciences. Philosophy. Religion Series), 2023, vol. 143, no. 2, pp. 248–268. DOI: 10.32523/2616-7255-2023-143-2-248-268.

17. Himanen P. The Hacker Ethic and the Spirit of the Information Age [Khakerskaya etika i dukh informatsionalizma]. Moscow: Izdatelstvo AST, 2019, 256 p.

18. Khomenko E. B., Baltacheva E. V. Ethical Problems of Digitalization: Digital Transformation of Industries, Markets, Enterprises [Eticheskie problemy tsifrovizatsii: tsifrovaya transformatsiya otrasley, rynkov, predpriyatiy]. Aktualnye voprosy ekonomiki i finansov. Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Actual Issues of Economics and Finance. Collected Articles of the International Scientific and Practical Conference). Izhevsk: Udmurtskiy universitet, 2021, pp. 211–214.

19. Shlyapnikov V. V. Digital Technology and Digital Ethics [Tsifrovye tekhnologii i tsifrovaya etika]. Psikhologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti cheloveka i obschestva (Psychological and Pedagogical Safety Problems of Human and Society), 2021, no. 4 (53), pp. 5–9.

20. Yurev G. P., Yureva N. A., Lebed E. I.; Vartbaronova R. A. (Ed.) Virtual Ethics of Human Health and Suffering [Virtualnaya etika zdorovya i stradaniy cheloveka]. Moscow: Nauka, 2004, 359 p.

21. Floridi L. Information Ethics: on the Philosophical Foundation of Computer Ethics. Ethics and Information Technology, 1999, no. 1 (1), pp. 33–52. DOI: 10.1023/A:1010018611096

22. Himma K. E., Tavani H. T. The Handbook of Information and Computer Ethics. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 2008, 671 p.

23. Johnson D. G. Computer Ethics. Hoboken, New Jersey: Prentice Hall, 1985, 110 p.

24. Moor J. H. What Is Computer Ethics? Metaphilosophy, 1985, vol. 16, no. 4, pp. 266–275. DOI:10.1111/j.1467-9973.1985.tb00173.x

25. Nissenbaum H. Toward an Approach to Privacy in Public: Challenges of Information Technology. Ethics and Behavior, 1997, vol. 7, no. 3, pp. 207–219. DOI: 10.1207/s15327019eb0703_3

26. Parker D. P. Rules of Ethics in Information Processing. Communications of the ACM, vol. 11, is. 3, pp. 198–201. DOI: 10.1145/362929.3629

27. Spinello R. A. Regulating Cyberspace: The Policies and Technologies of Control. Westport, Connecticut: Greenwood Publishing Group, 2002, 264 p.

 

Ссылка на статью:
Коломийцев С. Ю., Михлин В. С., Мичурин С. В. Формирование компьютерной и информационной этики и их применение в процессах обучения // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2025. – № 2. URL: http://fikio.ru/?p=5981.

 

© Коломийцев С. Ю., Михлин В. С., Мичурин С. В., 2025

Яндекс.Метрика