Онтологический образ духовного будущего

Новый номер!
УДК 111; 140.8

 
Колычев Пётр Михайлович – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кафедра рекламы и современных коммуникаций, профессор, доктор философских наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия.

Email: piter55piter@mail.ru

 SPIN: 3085-3127

Авторское резюме

Состояние вопроса: Статья объединяет в себе две темы, каждая из которых имеет свою предысторию. Тема построения духовного общества была очень актуальна в конце XIX – начале XX века. Это было время кризиса западноевропейской духовности. Наиболее значимыми для нас являются следующие концепции: теософия, концепция духовного общества Н. К. Рериха, теоретические основы различных объединений художников русского авангарда, в частности, идеи В. В. Кандинского при создании объединения «Синий всадник», идеи, которое легли в основу такого направления, как футуризм, идеи К. С. Малевича по созданию общества УНОВИС (учредителей нового искусства), идеи П. Н. Филонова по созданию группы «Аналитическое искусство».

Методы исследования: В качестве основного метода используется диалектика, а также методология релятивной онтологии.

Результаты: Методология релятивной онтологии, с одной стороны, внесла коррекцию в онтологический образ коммунистического будущего. Подчеркнем: именно коррекцию, а не отрицание. В частности, эта коррекция позволяет обосновать стационарность современного общества в будущем. С другой стороны, эта коррекция позволяет развить концепцию коммунистического будущего, обосновав при этом онтологический образ духовного будущего. Если коммунистическое будущее преимущественно касается социально-экономической сферы, то духовное будущее преимущественно коснется целей духовной деятельности при условии достижения коммунистического будущего в социально-экономической сфере.

Область применения результатов: Онтологический образ духовного будущего позволяет онтологически обосновать такую традиционную российскую духовно-нравственную ценность, как приоритет духовного над материальным.

Выводы: Релятивная онтология не только описывает мир в его единстве, но и обосновывает его будущее как духовное будущее.

 

Ключевые слова: релятивная онтология; онтологическое будущее; стационарность общества сверхпотребления; онтологическое духовное 6удущее; приоритет духовного над материальным; необходимо-достаточный уровень потребления; сверхпотребление; творчество.

 

Ontological Image of the Spiritual Future

 

Kolychev Petr Mikhailovich – Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Department of Advertising and Modern Communications, Professor, Doctor of Philosophy, Associate Professor, Saint Petersburg, Russia.

Email: piter55piter@mail.ru

Abstract

Background: The article combines two topics, each has its own background. The topic of creating a spiritual society was very relevant in the late 19th – early 20th centuries. It was a time of crisis in Western European spirituality. The most significant concepts for us are as follows: theosophy, the concept of the spiritual society founded by N. K. Roerich, the theoretical foundations of various associations of Russian avant-garde artists, in particular, the ideas of V. V. Kandinsky when creating “The Blue Rider” association, the ideas that formed the basis of futurism, the ideas of K. S. Malevich on the creation of the UNOVIS (founders of new art) society, the ideas of P. N. Filonov’s “Analytical Art” group.

Research methods: The main method is dialectics, as well as the methodology of relative ontology.

Results: The methodology of relative ontology, on the one hand, makes a correction of the ontological image of the communist future. We emphasize it is a correction, not a denial. In particular, this correction allows us to substantiate the future stationarity of modern society. This correction, on the other hand, allows us to develop the concept of the communist future, while substantiating the ontological image of the spiritual future. If the communist future mainly concerns the socio-economic sphere, the spiritual future will mainly concern the goals of spiritual activity provided that the communist future is achieved in the socio-economic sphere.

Implications: The ontological image of the spiritual future allows substantiating ontologically such a traditional Russian spiritual and moral value as the priority of the spiritual over the material.

Conclusion: Relative ontology not only describes the world in its unity, but also substantiates its future as a spiritual one.

 

Keywords: relative ontology; ontological future; stationarity of the overconsumption society; ontological spiritual future; priority of the spiritual over the material; necessary-sufficient level of consumption; overconsumption; creativity.

 

Введение

Будущее – это результат изменения того, о чьём будущем идет речь. С точки зрения онтологии как знании о мире в его единстве, речь может идти только о будущем мира. Стало быть, будущее мира – это результат его изменения. Эти рассуждения являются общими для различных онтологий как знаний о мире в его единстве. Поэтому далее следует указать специфику, которая определяется содержанием конкретной онтологии в отношении того, как понимается единство мира. Далее речь пойдет о релятивной онтологии [1], в которой единство мира состоит в его развитии. Из повседневности хорошо известно, что мир изменяется не весь сразу, а лишь частично, то есть наряду с изменяющейся частью в нем присутствует и стационарная часть. В релятивной онтологии это положение формулируется в законе о частичном развитии мира. Лишь из незначительной части элементарных частиц впоследствии образовались химические элементы, и лишь из их незначительной части впоследствии образовались живые организмы, и лишь у незначительной части впоследствии возникает сознание. Большая часть каждой из этих ступеней находится в стационарной части, поэтому на каждом шаге последовательных изменений изменяющаяся часть мира становится меньше. В итоге часть мира, которая, изменяясь с начального этапа, проходит все остальные ступени до конечного этапа, составляет единство мира. В этом случае будущее мира совпадает с его конечным этапом. Такое будущее оказывается онтологически обоснованным – онтологическим будущим. Само же это обоснование является онтологическим образом будущего. Ярким примером онтологического образа будущего является коммунистическое будущее, построенное в рамках материалистической диалектики [2].

 

1 Критика коммунистического будущего

Онтологический образ коммунистического будущего актуален до сих пор. И это несмотря на некоторый регресс международного коммунистического движения, который связан с распадом Союза Советских Социалистических Республик, а затем и с прекращением существования социалистического блока стран в Европе. Однако неудачи реализации этого будущего начались задолго до этого, а точнее сказать, с самого его начала. Зададимся вопросом: почему деятельность К. Маркса и его революционно настроенного окружения, начавшаяся в середине XIX века в Германии и продолжившаяся в Англии, не привели к социалистической революции? Ведь в основном свои теоретические выводы К. Маркс делал на основе анализа конкретно-экономического материала именно Западной Европы. Однако на практике эти выводы были реализованы в других странах, экономические параметры которых значительно отличались от западноевропейских. Эта же тенденция отличия экономик сохранилась и в странах Юго-Восточной Азии, в которых победила социалистическая революция.

 

Ответ становится понятным, если принять во внимание уровень удовлетворенности потребностей потенциально революционного субъекта. В современном мире, надо заметить, со времени К. Маркса уровень потребления вырос в несколько раз. Это количественное изменение потребления привело к образованию нового качества общества: общества сверхпотребления. Примем во внимание то, что основная сфера роста потребления связана с человеческой телесностью. Этот рост (изменение) потребления выступает резким контрастом по сравнению с устойчивостью человеческой телесности. Ведь за последние тысячелетие человеческое тело мало изменилось. Нам по-прежнему необходимо примерно то же количество калорий, а с учетом развития техники, обслуживающей человеческую телесность, эта норма даже снижается. Температура нашего тела осталась той же, а значит и потребность в среде обитания по-прежнему на том же уровне. Стало быть, наши необходимо-достаточные телесные, то есть объективные жизненные потребности сохранились примерно на прежнем уровне.

 

Во время подготовки большевиками социалистической революции А. А. Богданов при поддержке А. М. Горького организовал на острове Капри первую партийную школу (Каприйская школа). Некоторые слушатели школы из России добирались через Западную Европу, где их удивило то, что «европейского рабочего трудно отличить от буржуа» [3, с. 65]. Этот случай свидетельствует о различном уровне удовлетворенности потребностей западноевропейских и российских рабочих. Ведь необходимым сопутствующим явлением развития капитализма было повышение потребления, в том числе и пролетариата, и на определенном этапе этот уровень приближался к необходимо-достаточному уровню потребления для человека, что снижало мотивацию таких рабочих к революционной борьбе. Возможно, с середины XIX века капиталистическая Западная Европа в силу постепенного развития своего капитализма успела «проскочить точку» революционной ситуации. В то время как в России в это же время в силу резкого развития капитализма рост потребления эксплуатируемого населения не успевает достигнуть необходимо-достаточного уровня, что и привело к возникновению революционной ситуации.

 

Для оценки значимости влияния уровня потребления на масштабное социальное развитие следует обратиться к причинам возникновения такого качества современной социальности, как производящее хозяйство, которое приходит на смену присваивающего первобытного жизнеобеспечения. Как будет показано далее, такое обращение к далекому прошлому имеет непосредственное отношение к образу будущего. Будем придерживаться той точки зрения, согласно которой такой переход является следствием природных катаклизмов. Одним из убедительных аргументов на этот счет является тот факт, что до колонизации и геноцида, осуществленного в основном со стороны Британской империи, многие народы Африки и Северной и Южной Америк, Австралии вполне устраивало присваивающее жизнеобеспечение. Кроме этого, попытки ассимилировать тех, кто избежал геноцида, оказались неудачными.

 

Следует предположить, что первая стадия производящего жизнеобеспечения имела коллективный характер в силу ее преемственности со стороны коллективного присваивающего жизнеобеспечения. Также естественно предположить, что уровень производства тогда лишь обеспечивал необходимо-достаточный уровень потребления. Главным аргументом тому является преемственность мировоззрения первобытной общины мировоззрению производящей общины. Ведь главным для них в отношении окружающей среды является ее сохранение, то есть потребление не должно быть хуже или лучше того, что было раньше, жизнь первобытной общины «зависит от сохранения существующего положения» [4, с. 139]. А вот переход производящего хозяйства от необходимо-достаточного уровня к уровню сверхпотребления осуществлялся насильно, путем агрессии со стороны незначительной части производящей общины, и первый причиной такой агрессии опять же является природные катаклизмы, от которых зависит результат труда первых производящих общин [5, с. 55–58]. Следуя контексту К. Маркса, в представленных выше рассуждениях опять выполняется закон отрицание отрицания. Только теперь становится ясна роль уровня потребления.

 

2 Онтологический образ духовного будущего

Принимая во внимание закон частичного развития мира, можно предположить, что лишь часть капиталистического производящего общества подвергнется диалектическому отрицанию, а остальная его часть перейдет в стационарную стадию, в которой эксплуатируемая часть общества достигла необходимо-достаточного уровня потребления, что не дает сформироваться революционному субъекту. Социальное будущее, являющееся результатом диалектического отрицания общества сверхпотребления, имеет качественно иною структуру деятельности. Если на протяжении всей истории общества сверхпотребления его основной деятельностью являлось производство и потребление телесного продукта, то в обществе необходимо-достаточного потребления эта деятельность не может быть основной по той причине, что на свое жизнеобеспечение такое общество тратит лишь незначительную часть своего времени.

 

На протяжении последних пяти лет были проведены виртуальные эксперименты. Небольшим группам студентов от 7 до 10 человек, в которых находились и юноши, и девушки, было предложено разработать необходимо-достаточный уровень потребления для всей группы, живущей в мегаполисе, то есть обеспечить себя питанием, средой обитания (жильем, одеждой), транспортом, необходимым уровнем технических средств коммуникации и тому подобное). Далее необходимо было через интернет найти варианты реализации всех этих потребностей, включая работу, обеспечивающую этот уровень потребления. Группы были разные по составу и интересам. Результат был примерно одним и тем же: на необходимо-достаточное жизнеобеспечение, которое отвечало соответствующим государственным нормативным документам, каждому члену группы было достаточно работать всего десять часов в неделю.

 

Конечно, это всего лишь теоретический эксперимент. Но представим себе, что такие субкультуры существуют, и зададимся вопросом: какова структура их деятельности? В условиях дихотомии человека как единства тела и духа (сознания)[1] основная деятельность такого общества может быть связана только с сознанием (духовностью). Это положение может быть обосновано не только описанным выше социально-философским контекстом, но и онтологическим контекстом, в качестве которого выступает релятивная онтология, которая исходит из следующего решения проблемы бытия: быть – значит различаться, а также из того, что различение есть единство того, что является общим для различающихся сторон (атрибут) и результата различения (идея, информация). В соответствии с чем сущность (сущее) есть единство атрибута и информации (идеи), а стремление к бытию обязывает сущность к саморазличению, которое обеспечивает его развитие (момент динамики) сущности по сохраняющемуся атрибуту (моменту статики).

 

При этом развитие идет, во-первых, за счет того, что сущность есть единство атрибута и информации, в соответствии с чем в сущности присутствуют два вида причины: атрибутивная причина, которая также может быть обозначена как внешняя, поскольку атрибут является общим, то есть выходящим за рамки конкретной сущности, оказываясь внешним по отношению к нему, и информационная (идеальная) причина, которая может быть обозначена как внутренняя, поскольку информация (идея) как результат различения идентифицирует сущность. Во-вторых, развитие идет за счет нарастания в новорождающихся сущностях значимости информационной (идеальной) причины с одновременным снижением значимости атрибутивной причины.

 

Оба этих процесса идут постепенно и непрерывно. При этом следует выделить три качественных состояния: 1 – преимущественная значимость атрибутивной над информационной (идеальной) причиной, чему соответствует такой вид сущности, как соматические сущности (сома-сущность), например, физические тела; 2 – примерное равенство обеих причин, этому соответствуют когнитивные сущности (когнитио-сущность); 3 – преимущественная значимость информационной (идеальной, духовной и тому подобное[2]) над атрибутивной причиной, чему соответствуют теологические сущности (тео-сущности). Развитие мира в его единстве идет за счет того, что из незначительной части сома-сущностей возникают когнитио-сущности, а остальная часть сома-сущности переходит в стационарное состояние. Далее развитие мира в его единстве идет за счет рождения тео-сущностей из незначительной части когнитио-сущностей, остальная часть которых переходит в стационарное состояние [1, с. 173–192].

 

Поскольку главным признаком общества является наличие у него сознания (общественного сознания), то общество есть частный случай когнитио-сущности. В соответствии с развитием мира в его единстве перспективными (будущее) изменениями являются такие изменения общества, которые соответствуют нарастанию значимости информационной причины над атрибутивной причиной. Таким образом социальное будущее как общество необходимо-достаточного потребления, в котором основной деятельностью является духовная деятельность, обосновано как онтологически, так и социально-философски, то есть такое будущее является онтологическим будущим (онтологическое духовное будущее).

 

3 Возможности реализации онтологического образа духовного будущего

Современное состояние мирового сообщества в подавляющей своей части характеризуется двумя факторами. Во-первых, основной целью социальной деятельности является сверхпотребление. Во-вторых, основным инструментом в этом является информационное воздействие, возможности которого были поставлены на научную основу после экспериментов С. Аша [6] и С. Милгрема [7]. Эти эксперименты заложили научную основу управления сверхпотреблением. Кроме того, это открыло возможности создания новых продуктов потребления, в частности, информационных продуктов потребления, формируя из них своеобразные «информационные наркотики», например, зависимость от компьютерных игр. Информационные продукты потребления с течением времени могут вытеснить телесные продукты потребления, снизив последние до минимально-необходимого уровня, то есть наряду с телесным насилием формируется духовное насилие, завершая тем самым построение тотального насилия, как телесного, так и духовного. Этим процессам способствует и современное развитие технологий, позволяющее организовать замкнутый цикл переработки мусора: продукт – мусор – продукт, что делает сверхпроизводство независимым от расширения потребления природных ресурсов. Использование информационных инструментов позволяет контролировать не только сферу потребления, но и любую сферу социальной деятельности, в том числе и численность населения.

 

Таким образом, в современном мировом сообществе информационные инструменты в силу своей эффективности стали основными инструментами управления. Однако такое использование информационной причинности лишь является обеспечением стационарного состояния сверхпотребления как эксплуатируемой, так и эксплуататорской части общества. Эти же ситуации использования информационной причинности характерны и для социалистического общества, которое так и не выработало своих ценностей, которые обеспечивали бы развитие общества в направлении стремления к совершенствованию тео-сущности. Современное использование информационной причинности обращено на обеспечение ценностей прошлого, а не будущего, поэтому эта ситуация не соответствует онтологическому образу духовного будущего.

 

Главное отличие духовного будущего от современного общества состоит, во-первых, в отказе от телесного сверхпотребления, довольствуясь для этого необходимо-достаточным уровнем потребления. В принципе этот уровень был достигнут уже у возникающих производящих общин, которые пришли на смену первобытным общинам. Во-вторых, основной деятельностью является духовная (информационная) деятельность, которая должна быть самодостаточной, то есть не связана с телесной жизнедеятельностью. Этому требованию, например, не соответствуют возникшие производящие общины, у которых основной деятельностью хотя и являлась духовная деятельность (магия), однако ее целью было телесное жизнеобеспечение, то есть не выполнялось условие самодостаточности информационной причинности. Развитие производства жизнеобеспечения кроме образования стационарного состояния сверхпотребления формирует новую ценность: творчество, результат применения которого может быть как телесным (сома-сущность), так и духовным (когнито-сущность и тео-сущность). Однако, если в обществе сверхпотребления духовное творчество (когнито-сущность) является средством для сверхпотребления, то в духовном обществе духовное творчество (когнито-сущность и тео-сущность) становится основной целью. Этот вывод хорошо согласуется с такой традиционной российской духовно-нравственной ценностью как приоритет духовного над материальным [8], которая, наряду с другими традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, лежит в основе некоторых национальных целей развития Российской Федерации [9].

 

Заключение

Корректировка онтологической части материалистической диалектики, проведенная в рамках релятивной онтологии, позволила, с одной стороны, дополнить онтологический образ коммунистического будущего в той части, которая касается перспектив духовной деятельности, тем самым онтологически обосновав приоритет духовного над материальным как основную ценность онтологического будущего. С другой стороны, позволила онтологически обосновать бесперспективность сверхпотребления и снижение его в будущем до необходимо-достаточного уровня. Эти уточнения позволили сформулировать онтологический образ духовного будущего. Разумеется, сформулировав концепцию духовного будущего следует наполнить ее конкретным содержанием – в частности, определить конкретную сферу духовной деятельности. Пока лишь ясно, что эта деятельность не связана со сверхпотреблением. Непроясненным остается и вопрос взаимодействия духовных сообществ внутри общества сверхпотребления. Этим, а также другим вопросам конкретизации духовного будущего будут посвящены дальнейшие работы.

 

Список литературы

1. Колычев П. М. Релятивная онтология. – СПб.: СПбГУ, 2006. – 227 с.

2. Колычев П. М. Онтологический образ коммунистического будущего // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2025. – № 1. – С. 26–39. URL: http://fikio.ru/?p=5909 (дата обращения 05.05.2025).

3. Косарев В.М. Партийная школа на острове Капри // Сибирские огни. Художественно-литературный и публицистический журнал. – Новониколаевск: Сибирское областное отделение государственного издательства. – 1922. – № 2. – С. 63–75.

4. Элкин А. П. Австралийские аборигены // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. – М.: Республика, 1994. – С. 128–178.

5. Колычев П. М. Культурология: учебное пособие: в 4 ч. Ч. 4. Возникновение и развитие культуры. – СПб.: ГУАП, 2024. – 88 с.

6. Asch S. E. Effects of Group Pressure upon the Modification and Distortion of Judgments // Guetzhow H. / Groups, Leadership, and Men. – Pittsburgh: Carnegie Press, 1951. – Pp. 177–190.

7. Milgram S. Behavioral Study of Obedience // Journal of Abnormal and Social Psychology. – 1963. – Vol. 67. – № 4. – Pp. 371–378.

8. Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»  // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения 05.05.2025).

9. Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года // Президент России. URL: http://special.kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения 05.05.2025).

 

References

1. Kolychev P. M. Relativistic Ontology [Relyativnaya ontologiya]. Saint Petersburg: SPbGU, 2006, 227 p.

2. Kolychev P. M. Ontological Image of the Communist Future [Ontologicheskiy obraz kommunisticheskogo buduschego]. Filosofija i gumanitarnyie nauki v informatsionnom obschestve (Philosophy and Humanities in Information Society), 2025, no. 1, pp. 26–39. Available at: http://fikio.ru/?p=5909 (accessed 05 May 2025).

3. Kosarev V. M. Party School on the Island of Capri [Partiynaya shkola na ostrove Kapri]. Sibirskie ogni. Khudozhestvenno-literaturnyy i publitsisticheskiy zhurnal (Siberian Lights. Artistic, Literary and Journalistic Magazine). Novonikolaevsk: Sibirskoe Oblastnoe Otdelenie Gosudarstvennogo Izdatelstva, 1922, no. 2, pp. 63–75.

4. Elkin A. P. Australian Aborigines [Avstraliyskie aborigeny]. Magicheskiy kristall: Magiya glazami uchenykh i charodeev (The Magic Crystal: Magic Through the Eyes of Scientists and Sorcerers). Moscow: Respublika, 1994, pp. 128–178.

5. Kolychev P. M. Cultural Studies: in 4 vol. Vol. 4. The Emergence and Development of Culture [Kulturologiya: uchebnoe posobie: v 4 ch. Ch. 4: Vozniknovenie i razvitie kultury]. Saint Petersburg: GUAP, 2024, 88 p.

6. Asch S. E. Effects of Group Pressure upon the Modification and Distortion of Judgments. In: Guetzhow H. Groups, Leadership, and Men. Pittsburgh: Carnegie Press, 1951, pp. 177–190.

7. Milgram S. Behavioral Study of Obedience. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1963, vol. 67, no. 4, pp. 371–378.

8. Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022 No. 809 “On approving the Fundamentals of State Policy to Preserve and Strengthen Traditional Russian Spiritual and Moral Values” [Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 g. No. 809 “Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoy politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiyskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostey”]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (accessed 05 May 2025).

9. Executive Order on the Development Goals of the Russian Federation through 2030 and for the Future Until 2036 [Ukaz o natsionalnykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda]. Available at: http://special.kremlin.ru/events/president/news/73986 (accessed 05 May 2025).

 


[1] Конечно, термины «дух» и «сознание» имеют различия, но вместе с тем на онтологическом уровне они имеют и много общего, именно эта общность имеется в виду в данных рассуждениях.

[2] Синонимичность подобных терминов относительна, здесь имеется в виду лишь их общность.

Яндекс.Метрика